Р. Н. Абрамов. Особенности политической модернизации в Северо-Кавказском регионе России

Р. Н. АБРАМОВ

ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ В СЕВЕРО-КАВКАЗСКОМ РЕГИОНЕ РОССИИ

АБРАМОВ Руслан Николаевич, аспирант кафедры регионоведения и политологии Мордовского государственного университета.

Ключевые слова: политическая модернизация, Северный Кавказ, социально-политическое развитие, сепаратизм, реформирование, федеральный округ, субъект Федерации, политическая стабильность

Key words: political modernisation, North Caucasus social-political development, separatism, reforming, federal district, subject of Federation, political stability

Политическая модернизация в России приобрела особую актуальность после 1991 г. Новые демократические ценности потребовали от власти решительных шагов по модернизации всех сторон жизни. При этом на огромной территории России ее темпы и результаты были разными. Сейчас федеральный центр, понимая важность сбалансированного развития страны, особое внимание уделяет Северному Кавказу.

Проблемы социально-политического развития и управления Северо-Кавказским регионом в современной России актуализируются в основном потому, что на Северном Кавказе мир пока далеко не достигнут, ситуация там остается напряженной. Несмотря на то, что положение в Чечне стало более стабильным, в целом нестабильность в Северо-Кавказском регионе сохраняется и даже продолжает набирать обороты. Одним из факторов нестабильности является исламский экстремизм, меры противодействия ему особо актуальны для республик Северного Кавказа, в которых традиционно распространен ислам. Межэтнические противоречия на Северном Кавказе также усиливают неустойчивость политической ситуации в регионе. События последних лет свидетельствуют о повышении их значимости благодаря появлению новых аспектов, нуждающихся в углубленном, системном исследовании. 19 января 2010 г. произошло выделение из состава Южного федерального округа Северо-Кавказского федерального округа (СКФО). Предпосылки этого шага, сделанного федеральной властью, следует, на наш взгляд, искать в особенностях развития Северо-Кавказского региона в составе России.

Факторы, влияющие на развитие политического процесса в СКФО, являются не только «порождением» современного этапа развития российского государства, они унаследованы от царско-имперской политики дореволюционной России и административно-командной системы СССР.

Отношения между Россией и Кавказом всегда были непростыми. Кавказская война 1817—1864 гг. изменила судьбы целых народов: адыги, убыхи были вынуждены покинуть свою историческую родину. Подобные способы присоединения Кавказа к России сказались на представлениях местных народов о русских как о завоевателях.

Последующие (относительно спокойные) годы развития региона прервались Великой Отечественной войной 1941— 1945 гг. Многие народы, попавшие в список репрессированных, были кавказскими: чеченцы, ингуши, карачаевцы, балкарцы, калмыки. Репрессии и насильственные переселения 1944 г. стали сильным потрясением и оставили о себе неизгладимую память. Возвращение на родную землю и реабилитация вновь обострили ситуацию в ряде республик Северного Кавказа.

В начале 90-х гг. ХХ в. здесь вспыхнул ряд военных конфликтов. Весь регион попал в длительную полосу нестабильности. Активизация сепаратизма вылилась в открытую войну 1994—1996 гг., результатом которой были огромные человеческие жертвы среди военных и мирного населения. Следует отметить и другие конфликты в этом регионе: осетино-ингушский, кабардино-балкарский, карачаево-черкесский. Общая нестабильность в регионе угрожала национальной безопасности и целостности России. В связи с этим руководством России были предприняты меры, направленные на стабилизацию ситуации, пресечение террористических актов, восстановление территориальной целостности страны, прекращение межнациональных конфликтов.

После окончания первой чеченской войны идеология движения за независимость в Чечне претерпела изменения. Активизация ваххабитов в соседнем Дагестане расколола Ичкерию на умеренных (А. Масхадов), проводивших политику невмешательства в дела российского Дагестана, и радикалов (Ш. Басаев), стремившихся «оказать помощь братьям по вере». Желая не допустить распространения сепаратизма в регионе и вернуть контроль над территорией Чечни, Россия 30 сентября 1999 г. на Северном Кавказе ввела режим контртеррористической операции. Исламисты вторглись в Дагестан, что спровоцировало начало новых боевых действий, а часть умеренных пошла на соглашение с федеральным правительством. Примером этого является переход на сторону федеральных сил первого президента Чечни А. А. Кадырова. Начался постепенный, хотя и тяжелый, переход Чечни в русло мирного развития. Но и сейчас конфликт далек от завершения, следствием нестабильности в регионе стали бесчеловечные теракты в Москве, Бесла-не, Кизляре. В июле 2011 г. глава ФСБ А. В. Бортников докладывал Президенту РФ Д. А. Медведеву о том, что за первые полгода в стране было совершено 169 преступлений террористической направленности, из них 110 — в Дагестане1. Есть опасения по поводу возможных терактов во время проведения зимних Олимпийских игр в Сочи в 2014 г. Если такие события произойдут, то они будут иметь большой международный резонанс и понизят рейтинг России как безопасной страны с точки зрения терактов. При этом даже сейчас Россия находится на 14 месте в списке самых опасных стран мира с точки зрения терактов (рейтинг Terrorism Risk Index (TRI), составленный компанией Maplecroft)2.

У процессов, происходивших в 2000-х гг. в Чечне, было множество минусов. В ходе вытеснения боевиков из Чечни в другие районы Северного Кавказа часть из них ушла на территорию Ингушетии, Дагестана и Кабардино-Балкарии. Перемещение этих групп боевиков в районы, где и без того были широко распространены социальные проблемы (бедность, слабое политическое управление), привело к эскалации насилия в регионе. К последствиям этих событий можно отнести непрекращающиеся теракты в Дагестане и Кабардино-Балкарии. Также большое значение имеет низкий уровень социально-экономического развития региона. Уровень благосостояния определяется денежными доходами, которые в расчете на душу населения по округу составляют 10 395,2 руб. в месяц (по России — 15 923,1 руб.)3.

По данным Министерства регионального развития РФ, из бюджета РФ до 2025 г. предлагается выделить на развитие Северного Кавказа свыше 2,4 трлн руб., из которых более половины составляют расходы на Дагестан, Ингушетию и Чечню. Согласно прогнозным оценкам этого министерства, которые содержатся в тексте проекта Постановления Правительства РФ «О государственной программе РФ „Развитие Северо-Кавказского федерального округа на период до 2025 года"», по объему расходов наибольшая сумма приходится на Дагестан (720 млрд 740 млн руб.), Чечню (423 млрд 388 млн руб.) и Ингушетию (365 млрд 447 млн руб.)4.

Во время своего президентства В. В. Путин всячески стремился решать проблемы развития Северного Кавказа. Была закончена активная фаза боевых действий в Чечне, были рассмотрены и утверждены различные проекты развития региона. Президент РФ Д. А. Медведев называет терроризм и нестабильность в регионе «самой большой внутренней угрозой для России». Усиленное внимание уделяется проблемам безопасности на Северном Кавказе. Федеральный центр пытается вернуть регион в русло мирного развития. За всем этим прослеживается главный политический проект, который назван «модернизацией». В его рамках предполагается активизировать меры по противодействию эскалации конфликта и насилия в регионе. С этой целью проводятся перестановки в руководстве субъектов РФ, разрабатываются планы социально-экономического развития региона. В 2008 г. в Ингушетии и в 2010 г. в Дагестане были переизбраны президенты. При этом упразднен сам институт президентства в северо-кавказских республиках. Президенты северо-кавказских республик по инициативе главы Чечни Р. А. Кадырова обратились в Госдуму с предложением переименовать свои должности. «Мы исходим из того, что в России только руководитель страны должен называться президентом», — пояснил Р. А. Кадыров5. Как уже отмечалось, в соответствии с Указом Президента РФ «О внесении изменений в перечень федеральных округов» от 19 января 2010 г. № 82 произошло выделение нового СКФО6. Основными целями руководства нового округа являются борьба с коррупцией, возрождение местной экономики и разрешение этнополитических конфликтов.

В состав нового федерального округа вошли Дагестан, Ингушетия, Чечня, Северная Осетия — Алания, Карачаево-Черкесия, Кабардино-Балкария. Это самый многонациональный округ в России. Помимо республик, в него был включен Ставропольский край, один из городов которого (Пятигорск) стал центром округа. Существует несколько взглядов на границы нового территориального образования. Непонятно, почему в состав СКФО не была включена Адыгея. В связи с этим уже прошли многочисленные митинги в Майкопе. При этом выделение округа только по национальному признаку может иметь негативные последствия. «Нужно понимать, что образование субъекта Федерации, которое состоит из национальных республик, может способствовать изоляции, а то и желанию суверенизации», — заявил газете «Коммерсант» один из высокопоставленных руководителей Да-гестана7. Возможно, поэтому в состав СКФО был включен Ставропольский край как территория, наиболее близкая округу духовно. Представители администрации Ставропольского края также предлагают свои проекты по улучшению ситуации на Кавказе.

Премьер-министр РФ В. В. Путин так охарактеризовал главные приоритеты развития региона: «Разработка комплексной стратегии развития, создание особых экономических зон для привлечения инвестиций, развитие инфраструктуры округа и улучшение качества жизни граждан»8. Полномочным представителем Президента РФ в округе был назначен А. Г. Хлопонин. Президент Ингушетии Ю. Б. Евкуров назвал его «опытным управленцем и ярким борцом с коррупцией»9. «Назначение такого управленца, как Хлопонин, еще раз свидетельствует о том, что федеральный центр выбрал стратегию социально-экономического развития региона»10. Назначение «подтверждает то, о чем говорил Медведев в своем ежегодном Послании — это необходимость развития региона»11.

В стратегии развития Северного Кавказа федеральная власть предполагает открытие нового федерального университета, который будет располагаться в Ставрополе, основой для него станут пять вузов города. Это, безусловно, повысит уровень развития образования в регионе, приведет к уменьшению безработицы среди преподавателей. Кроме того, в ходе визита 7 июля 2010 г. в Пятигорск, столицу нового округа, В. В. Путин принял решение о снятии ограничений на ввоз и оформление импортной продукции в Чеченскую Республику. Соответствующие запреты были введены более 10 лет назад в связи с началом контртеррористической операции в Чечне. Это должно повысить уровень экономической привлекательности региона для предпринимателей, в том числе иностранных. Также принимаются меры по адаптации тех, кто взял оружие, но не совершил преступление. Им предлагается вернуться к мирной жизни, для них предусмотрена амнистия за незначительные преступления. Эти меры направлены прежде всего на нормализацию обстановки в регионе и повышение безопасности. Местная политическая и духовная интеллигенция положительно отнеслась к решению федерального центра создать СКФО.

Таким образом, можно сделать обнадеживающий прогноз относительно стабилизации и политической модернизации в Северо-Кавказском регионе. Это один из самых благоприятных регионов России по климату. Северный Кавказ — крупнейшая сельскохозяйственная база России, место расположения лучших морских и горных курортов страны. Среди них следует назвать Минеральные Воды, Приэльбрусье, Каспийское побережье. В регионе есть запасы нефти и газа, он имеет высокий гидроэнергетический и геотермальный потенциал. Все это должно послужить улучшению социально-экономического положения, повышению политической стабильности и безопасности региона. Указанные факторы при условии стратегически выверенной и скоординированной политики федеральной и региональных властей могут помочь гармоничному развитию региона в составе Российской Федерации.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Забродов Т. Опасное место. URL: http://lenta.ru/articles/2011/08/04/ tri (дата обращения: 24.10.2011).

2 Там же.

3 См.: Федеральная служба государственной статистики. URL: http:// www.gks.ru/bgd/free/B11_00/IssWWW.exe/Stg/dk09/6-0.htm (дата обращения: 27.10.2011).

4 См.: Министерство регионального развития Российской Федерации. URL: http://www.minregion.ru/north_caucasian (дата обращения: 25.10.2011).

5 Кавказские республики договорились оставить в России только одного президента. URL: http://lenta.ru/news/2010/08/13/nopresidents (дата обращения: 11.10.2011).

6 См.: Президент России. URL: http://президент.рф/справки/445 (дата

обращения: 26.10.2011).

7 С созданием нового федерального округа Северный Кавказ приобретает особый статус в России. URL: http://www.kavkaz-uzel.ru/articles/164427 (дата обращения: 16.11.2011).

8 В Северо-Кавказском округе появится свой федеральный университет. URL: lenta.ru/news/2010/01/23/unver (дата обращения: 16.11.2011).

9 Р. Кадыров и Ю.-Б. Евкуров ждут от нового начальника экономического чуда. URL: top.rbc.ru/politics/19/01/2010/363387.shtml (дата обращения: 26.10.2011).

10 Таймураз Мамсуров: Хлопонин модернизирует экономику Северного Кавказа. URL: http://www.kavkaz-uzel.ru/articles/164438 (дата обращения: 23.11.2011).

11 С созданием нового федерального округа Северный Кавказ приобретет особый статус в России. URL: http://www.kavkaz-uzel.ru/articles/164427 (дата обращения: 23.11.2011).

Поступила 10.11.11.

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная