Б. Ф. Кевбрин. Детерминация развития развитием систем 228 В. П. Изергина. И. А. Ильин и идеология Белого движения
Б. Ф. КЕВБРИН
ДЕТЕРМИНАЦИЯ РАЗВИТИЯ РАЗВИТИЕМ СИСТЕМ
КЕВБРИН Борис Федорович, заведующий кафедрой социально-гуманитарных дисциплин Саранского кооперативного института, доктор философских наук, профессор.
Ключевые слова: материя, развитие, эволюция, прогресс, рост, совершенствование, детерминизм, становление, состояние развития
Key words: substance, development, evolution, progress, increase, perfection, determinism, making, evolvement
Современная наука подтверждает факт сложности окружающего нас мира. Науке до сих пор неизвестны границы познаваемых мега- и микромиров, многие взаимодействия и связи их элементов. Что касается видимой части Вселенной, то многое из микромира человек знает достаточно полно, благодаря чему сам человек развивается как биосоциальное существо, совершенствуется мир технических сооружений, проводится исследование космоса, мирового океана, сознания.
С развитием общества возникают проблемы, обусловленные этим развитием, нерациональным использованием природных ресурсов, захватом чужих территорий и др. Растет тревога за судьбу человечества, оказавшегося перед лицом глобального экологического кризиса. Изучаются его причины, к которым относятся стремительный рост населения планеты, сокращение ресурсов (в том числе земельных), ущерб от антропогенной деятельности человека, загрязнение окружающей среды, энергетические кризисы, нехватка продовольствия, питьевой воды во многих регионах и др. Выход из сложившейся ситуации ученые видят в усилении функции прогнозирования последствий вмешательства человека в природу, максимального смягчения кризисных явлений, гармонизации взаимоотношений человека и окружающей среды.
Развитие материи в количественном и качественном отношении зависит от связей, находящихся на более низких уровнях материи и являющихся базой развития для более высоких. Несомненно, в высших, более развитых состояниях, материи аккумулируется определенное содержание низших состояний, без которых они не могут существовать. Законы, характеризующие относительно низшие состояния материи, проявляются в ее высших состояниях. Однако последующие состояния развивающейся системы тем и отличаются от предшествующих, что первые подчиняются законам более высокого порядка, чем вторые. В живом организме сконцентрированы практически все формы движения материи: от механической до биологической. Для того чтобы познать высшую форму движения материи, необходимо знать ее низшие формы. Это подтверждается современными естественнонаучными исследованиями. Если локальная система имеет предел своего развития, то это не означает, что материя развивается «на конус», потому что деградация локальных систем — это только условие существования и развития более крупных систем и материи в целом.
В момент времени Т1 фиксируется конкретное состояние развивающейся системы, а через какой-то его промежуток, в момент Т2, — другое ее состояние (например, капитализм периода мануфактуры и государственно-монополистического периода). Эти два фиксированных состояния отличаются друг от друга структурной определенностью, взаимодействием элементов, специфическими отношениями с другими системами, отражательной способностью и др. В зависимости от качества сменяющих друг друга состояний можно выявить, на каком из этапов находится процесс развития системы. Так, если последующее ее состояние качественно отличается от предшествующего, а система в данном качественном состоянии имеет больше возможностей, «борется» за свое становление, увеличивает свою информационную емкость, то этот момент можно считать стадией становления. Ярким подтверждением сказанного из общественной жизни служит первоначальный период существования капиталистической формации.
Процесс устойчивой смены состояний с последующими структурными изменениями и интенсивной способностью приема информации из окружающей среды, появление большего количества возможностей характеризуют восходящую стадию развития системы. При этом за тот или иной фиксированный интервал времени ее активность увеличивается.
Стадия с незначительным усложнением и прогрессом отличается устойчивой сменой состояний системы. В данном случае предшествующее и последующее состояния на достаточно большом отрезке времени практически не отличаются друг от друга. Приращения практически нет. Объект характеризуется устойчивыми отношениями с окружающей средой, а смена состояний может подчиняться однозначно-динамическим законам. В случае если более устойчивые состояния системы сменяются другими состояниями, отличающимися более низким уровнем сложности (однако следует отметить, что данный критерий не всегда применим), меньшей возможностью адекватного отражения внешнего окружения, то это уже стадия деградации.
Первая и последняя стадии развития направлены в противоположные стороны по отношению друг к другу. Вероятно, сравнивая между собой два или более состояния системы во времени, можно определить ход и характер развития. Сравнение этих состояний — один из путей обнаружения законов, их смены и связи.
Возникает вопрос «Почему в системе наблюдается появление нового (качества, свойства, состояния и т. д.), если последующее состояние формируется только на основе старого, а в старом, как известно, нового не было?». Появление последующего состояния имеет свои причины и происходит только при определенных условиях и отношениях с окружающими системами. Иначе говоря, возникновение последующего состояния детерминированно, связано с неаддитивным сложением свойств, сторон, отношений взаимодействующих систем. Неаддитивное сложение свойств — это такое их сочетание, в результате которого возникает новое качественное состояние предмета. Например, при единстве действия одних свойств система обнаруживает себя в одном качестве (скажем, социальная группа выступает как научное сообщество). Если же в данный момент в устойчивых взаимосвязях находятся другие свойства, то она реализуется иначе (например, члены научного сообщества создали спортивную команду).
При анализе детерминантов развития можно установить, от чего зависит этот процесс, какие условия в данное время являются определяющими для системы, от чего зависят темпы развития. Понимание процесса развития предмета связано с изучением множества отношений, связей, взаимодействий этого предмета с другими. Само понятие «развитие системы» априори предполагает совокупность детерминантов. Связь детерминации и развития очевидна. Чтобы полнее представить процесс развития, необходимо рассмотреть основные его детерминанты. Развитие является высшим типом изменения материальной действительности, поэтому и детерминация развития выступает высшим типом детерминации. Вот почему в философии большое внимание уделяется принципу детерминизма, а также таким категориям, как возможность и действительность, причина и следствие, необходимость и случайность и т. д.
Тесная связь детерминизма и теории развития особо выражена при прогнозировании социальных явлений в процессе управления обществом. Для того чтобы знать, что ожидает общество в перспективе, необходимо учитывать не только законы его развития, но и случайные факторы. Анализ различных детерминантов, влияющих на ход развития системы, — необходимое условие при составлении долгосрочных программ развития.
Любой эксперимент, например, в области биологии или медицины, предполагает тщательное исследование всех факторов и условий, имеющих отношение к развитию организма. Изучению подлежат и внутренние детерминанты, в той или иной степени воздействующие на изменения, происходящие в нем. При анализе конкретного предмета в гносеологическом аспекте его развитие обычно рассматривается как смена качественных состояний объекта в пределах его меры. Каждый очередной этап смены качества выступает как мера объекта, а точки перехода от одной качественной определенности процесса развития к другой представляют собой узловые точки изменения меры.
Развитие системы — сложный диалектический процесс. Он связан с разными по характеру изменениями: с изменением состояний свойств без существенного изменения субстрата системы; со сменой качественных состояний самой системы, при которой наблюдается существенное изменение субстрата; с такой сменой состояний, когда система переходит в другую с трансформацией субстрата в иную качественную определенность.
Обобщая сказанное, можно сказать, что развитие есть процесс направленного и необратимого изменения генетически связанных между собой состояний систем, характеризующихся диалектическим отрицанием.
По-прежнему большой интерес у исследователей вызывает проблема правомерности утверждения о развитии материи. Одни авторы полагают, что материя не развивается, а только движется, другие доказывают, что движение и развитие есть ее разные атрибуты. Чтобы понять, насколько важен этот вопрос в методологическом и мировоззренческом отношении, не требуется специальных рассуждений. Следует лишь отметить, что проблема развития материи нацеливает ученых, работающих в области частного научного исследования, на создание теории развития локальных систем, что позволяет прогнозировать различные состояния хода их развития.
В связи с этим следует рассмотреть некоторые основания, подтверждающие, что материя находится в состоянии развития. Материя как объективная реальность, данная нам в ощущениях, обнаруживает себя через бесконечное множество материальных образований, форм существования, системно. Иначе говоря, все бесконечное множество составляющих материю элементов образует определенную систему со взаимосвязанными частями, поэтому изменение одних из них, как правило, приводит к изменению других. Люди имеют отношения с конкретными, реальными предметами и с отношениями, которые складываются между ними и этими предметами. Материю как систему нельзя уподобить никакой из конечных систем, с которыми человек чаще всего имеет дело. Системность материи означает, что ее составляющие находятся в постоянном закономерном взаимодействии, вполне конкретных многообразных отношениях.
Мир един. Единство мира заключается в его материальности. К такому выводу наука пришла еще тогда, когда научный прогресс находился на начальном этапе своего развития, особенно в период открытий в области естественных наук. Три великих открытия в естествознании XIX в. послужили основанием для подобного заключения. Единство мира является главным критерием развития материи.
Единство мира и его системность — важные аргументы для утверждения, что материя развивается. Если материя обнаруживает себя через конкретные материальные образования, которые находятся во взаимосвязи и взаимообусловленности с другими образованиями, и если некоторые материальные образования развиваются, то это свидетельствует о развитии материи. Такие свойства материи, как несотворимость и неуничтожимость, структурность, движение, причинность и др., не вызывают сомнения в том, что они действуют не только в ограниченных областях бытия. Развитие — всеобщее свойство материи. Не может быть такой развивающейся системы, у которой все элементы находились бы в состоянии совершенствования. Именно при состоянии развития системы совершенствуется, развивается, эволюционирует совокупность основных составляющих, отличающих ее от других материальных или иных образований. Это достаточно известное свойство предметов, не требующее специального доказательства. В ходе естественного развития появился мыслящий человек (человеческое общество). Он способен предвидеть будущее, управлять разнообразными процессами, создавать благоприятные условия для своего развития (хотя и не всегда использует эту возможность).
Свидетельством развития материи можно считать и то, что одни формы движения материи переходят в другие, более организованные и сложные, включающие в свои основания более простые, благодаря которым они существуют. Однако это не означает, что материя, развиваясь, «суживается» на человеке как единственной ветви. В процессе развития низшие формы движения материи и организации включаются в высшие в снятом виде, поэтому роль и значение низших сущностей не сбрасываются со счетов при изучении структур более сложных систем.
Человеческое мышление характеризуется тем, что его развитие в потенции не имеет предела, поскольку в нем отражается бесконечный развивающийся мир. Коллективный интеллект (разум) появился и начал развиваться одновременно с индивидуальным. В процессе общения, трудовой деятельности у человека появилась способность к выработке качественно новой информации, ее передаче и хранению. Первоначально таким «хранилищем» информации был его мозг, затем появились возможности разнообразного ее фиксирования и передачи. Огромную роль в формировании коллективного интеллекта, накоплении информации, обмене ею сыграло развитие книгопечатания, образования, библиотек. Настоящую революцию в прогрессе коллективного разума вызвало широкое распространение компьютеризации. Исследователи все чаще говорят о том, что человечество стоит на пороге формирования общепланетарного разума (интеллекта). С этим во многом связывают надежду на то, что с помощью коллективного, общепланетарного разума удастся разрешить глобальные проблемы, с которыми пришлось столкнуться в последние годы. Однако необходимо добавить, что мощь коллективного разума должна быть направлена на созидательную деятельность. Для этого нужна общая цель, глобальная целевая детерминация.
В обосновании развития материи существенную роль играет знание диалектики единичного, особенного и всеобщего. Любая вещь особенна в силу того, что она существует объективно и имеет связи с другими вещами. Следовательно, в особенном обнаруживаются специфическая тенденция, специфическое преломление всеобщего. Развитие какой-либо конкретной системы, а тем более многих систем, дает объективное основание для подтверждения идеи развития всей материи.
Познание развития идет двумя путями. Первый является исторически более ранним и заключается в стремлении к раскрытию бесконечного множества развивающихся систем. Однако здесь возникает противоречие, суть которого в том, что невозможно исследовать и познать все бесконечное множество объектов. Второй путь лежит через познание всеобщих свойств материи. Он имеет диалектическую связь с первым, так как черпает фактический материал из области частных наук. Иначе говоря, диалектика подтверждается теоретическими разработками, касающимися развития конкретных (например, биологических и др.) систем. В свою очередь диалектика формирует общие методологические принципы познания для частного научного поиска.
Для обоснования развития материи важно знать диалектику единичного, особенного и всеобщего. История научного поиска свидетельствует о том, что всякое обобщение базируется на конечном числе установленных фактов, а затем на основе обобщения знания распространяется на другие предметные области. От подобной процедуры знания не становятся ограниченными. Следовательно, познание отдельных предметов или явлений есть тоже познание материи.
Таким образом, развитие материи обосновывается тем, что она представляет собой систему взаимодействующих элементов, которые (по крайней мере, часть из них) развиваются; что материя едина, т. е. она существует объективно независимо и вне нашего сознания; что, возникнув естественным путем, человек способен создавать условия, изменять естественный продукт, в том числе сообразно познанным им законам; что каждая конкретная развивающаяся система особенна, в ней преломляются всеобщие законы, следовательно, познание законов развития конкретной системы приближает нас к познанию всеобщего.
В философской литературе довольно часто отмечается отождествление понятия «развитие» с близкими ему понятиями «прогресс», «эволюция», «рост», «совершенствование», «становление». Можно встретить такие словосочетания, как «рост знания», «развитие знания», «прогресс знания», «эволюция знания» и т. д. Как правило, более точно в контексте исследования эти понятия дифференцируют те ученые, научная деятельность которых связана с той или иной формой развития живой, социально организованной областью действительности и мышлением. Здесь необходимо отметить, что нечеткость в толковании близких по содержанию терминов в условиях высокой степени развитости знания нежелательна.
Нередко авторы вкладывают различный смысл в содержание понятий «развитие» и «эволюция», «развитие» и «становление», «эволюция» и «рост», «количественные изменения» и «эволюция» и др. Нельзя не отметить, что современные требования, предъявляемые к научному изложению материала, предполагают адекватное толкование понятий и категорий, тем более тех, которые используются для обозначения одного и того же объекта. Более глубокий уровень познания объекта исследования обусловливает необходимость дифференцированного подхода к терминам. Иначе говоря, в них следует вкладывать строго определенный смысл для как можно более точного отражения предмета мысли.
Понятие «развитие» характеризует качественный аспект системы, свойство, которое свидетельствует о ее переходе из одного качественного состояния в другое. Развитие отличается преемственностью, направленностью, единством качественных и количественных характеристик. Оно имеет свои этапы, фазы. Если говорить о конкретных системах, то у них есть начало существования и конец. Развитие проходит через прогрессивную и регрессивную фазы, при этом в первом случае отмечаются качественные преобразования, которые ведут систему к некоторой целостной организованности, улучшают ее, а во втором — упадок в развитии, движение назад, ухудшение системы.
Признавая, что системы развиваются, изменяют свои качественные состояния в том или ином направлении, значительная часть исследователей рассматривает свой объект познания именно как развивающийся. Такой подход дает познающему определенные методологические установки. Если объект исследования признается развивающимся, то возникает его конструктивная модель, многое из которой уже известно, так как модели развития имеют много общих черт (основные формы детерминации, критерии развития, закономерности).
Эволюционные процессы характеризуются не только количественными, но и качественными изменениями. Так, говоря об эволюции животных и растений, никто не будет отрицать появление в их структуре новых качественных состояний. Эволюция — это сильно растянутая во времени прогрессивная фаза развития. В понятии «эволюция» не отражается регресс множества, оно не включает в себя регресс, который представляет собой завершающий этап развития. Эволюцией чаще обозначается свойство не определенного предмета, а некоторой совокупности предметов, класса, множества. Регресс наблюдается и у отдельных элементов этого множества, так как без него эволюция была бы невозможной.
Эволюция — процесс постепенного совершенствования системы, переход ее в более сложные и организованные качественные состояния. Если учесть, что живое значительно более длительное время существует на Земле, чем человек вида Homo sapiens (соответственно, около 4 млрд — 40 тыс. лет), то растянутость этих систем во временном масштабе становится очевидной. В первом случае суть процесса более точно отражается через понятие эволюции, во втором — развития. Учитывая, что по сравнению с одним поколением человечества история общества охватывает гораздо больший период, для обозначения этого длительного процесса также употребляется понятие «эволюция». Вероятно, с появлением мышления, когда человеку стали известны самые простые законы природы, когда он научился влиять на развитие некоторых систем, в том числе самого себя, когда часть естественных систем под воздействием человеческой деятельности стала «сдавливаться» во времени, для обозначения этих относительно быстрых направленных изменений возникло понятие «развитие».
Химическую форму движения материи в свое время считали не эволюционной, а вечно существующей, не возникающей из других. Затем в предмет химической науки были вынуждены включить эволюционный подход к объекту, проследить за становлением химизма, этапами его развития, формами восхождения от низшего к высшему. Однако в химии под развитием явно понимают эволюцию. Если в эволюцию не включаются процессы распада, деградации системы, т. е. регрессивный процесс как фаза, то отличие развития от эволюции очевидно. Развитие — более емкое понятие, включающее в себя эволюцию.
В литературе можно встретить, на первый взгляд, противоречивые сочетания рассматриваемых понятий, например, развитие в эволюции. Однако в подобных контекстах эти понятия используются не для какой-нибудь одной изменяющейся системы, а для разных, но находящихся в тесном взаимоотношении. Такое отмечается, например, в биологической литературе в тех случаях, когда говорится о единстве онтогенеза и филогенеза, развитии индивидуального организма какого-либо вида в процессе эволюции данного вида.
В частных научных исследованиях отождествляются понятия развития и роста. Рост или развитие при рассмотрении в данном аспекте понимаются как последовательная и необратимая смена состояний клеток культуры. Отождествление чаще всего происходит в социологических теориях. Развитие как объективный процесс в данном случае отрицается, подменяется простыми количественными изменениями. Понятие «рост» (возрастание абсолютной величины, степени или сложности какого-либо конкретного фактора или иных параметров социальной системы) чаще используют экономисты, чем социологи. В некоторых теориях в понятие «рост» не включаются качественные изменения, движение системы в состояние целостности, многообразие фаз ее совершенствования.
Понятие «рост» содержится в структуре (в том числе и социального) знания. Например, в таких фразах, как «рост уровня доходов на душу населения», «рост социальной активности», фиксируются количественные стороны жизни социальной системы. Однако в единстве эти стороны существования, а также их изменения приводят к смене качественных состояний общества. Следовательно, это понятие для отражения качественного процесса в системе неприемлемо. Если рассматривать названные количественные характеристики в историческом контексте, то становится очевидным, что они сами изменяют свои формы и содержание, каждая из них выступает стороной развития. Лишь в совокупности они способствуют развитию организма (в данном случае — социальному). Рост экономического потенциала без совершенствования других сфер деятельности и потребления не может быть качественной характеристикой развитости общества. Если же происходит гармоничное изменение их единства, то следует говорить о развитии системы.
Рост представляет собой лишь количественную характеристику развития, а также процесса изменения. Гегель эти термины не отождествлял: он рассматривал развитие как более емкое понятие, а рост — как необходимое для объяснения объективного процесса развития и имеющее объективный аналог. Анализируя и объясняя развитие растительного мира, Гегель писал: «Развитие зародыша есть вначале один лишь рост, одно лишь приращение; в себе он уже все растение, он — дерево и т. д. в малых размерах. Части уже совершенно развиты в нем и подвергаются только увеличению, формальному повторению, отвердеванию и т. д.»1.
Не следует также отождествлять понятия «развитие» и «совершенствование». Последнее отражает устойчивость связей и отношений между структурными элементами развивающейся системы в процессе перехода ее из одного качественного состояния в другое. Совершенство той или иной системы означает отсутствие в ее структуре того, что мешает выполнению ее основных функций.
Процесс совершенствования в обществе может находиться на разных стадиях. Знание его объективного хода позволяет управлять им, убыстрять или замедлять темпы развития и становления конкретных качественных состояний системы. Следовательно, совершенствование предполагает знание
структурной организации, основных видов детерминации, специфики предмета; овладение законами структурных изменений систем, их связи с другими системами и др. Совершенствовать что-либо — значит стремиться к таким отношениям, которые не противоречат объективному ходу развития предметов и которые наиболее полно реализуют свои функции. Без совершенствования всех звеньев хозяйственного механизма, социальных отношений и других сторон жизни общества его развитие не может быть эффективным.
В процессе развития знаний, превращения из гипотетических в теоретические, происходит совершенствование их сущности и структуры. Принцип простоты, характеризующий ту или иную относительно замкнутую концептуальную систему знаний (теории), является одним из признаков совершенства. Совокупность признаков, удовлетворяющих требованиям теоретичности знаний, возможность их проверки на истинность, выполнение основных функций, свойственных научно-теоретическим знаниям, — свидетельство совершенства последних.
Идеалом совершенства выступает целостность системы. Совершенство переходит в целостность, которая предполагает наличие системы, целого и частей. Это было известно еще Аристотелю. Так, в «Метафизике» он называет совершенным то, что «вне чего нельзя найти хотя бы одну его часть». «В самом деле, всякая вещь и всякая сущность совершенны в том случае, если по виду их достоинства у них не отсутствует ни одна часть естественной величины»2.
Понятие «становление» занимает свое место в структуре развития. Как и рассмотренные выше, оно позволяет фиксировать объективные процессы хода развития. Специальным предметом исследования это понятие было у Гегеля, для которого оно отражало возникновение «единства бытия и ничто». «Становление есть движение, посредством которого возникает некая реальность и целостность»3. Категория становления у него означает, что ничто не остается тем же. В ней фиксируется движение к данной качественной определенности предмета. «Становление есть лишь поверхностное движение; но оно есть в той же мере качественное расчленение и построение образца, а тем самым существенный процесс»4. Вместе с тем становление имеет и результат — ставшее.
В процессе познания мира нельзя абсолютизировать ни становление, ни ставшее. В первом случае можно впасть в релятивизм, что приводит к отрицанию возможности познания, во втором — в догматизм. Анализируя значение категории становления в гегелевской философии для понимания содержания развития, А. С. Богомолов отметил, что «положительная сторона понятия становления — то, что становление есть переход от одного состояния к другому, подразумевающий некоторый единый субстрат развития и относительную устойчивость результатов становления»5.
В ходе становления сохраняется старое, отжившее. В этом проявляется объективная диалектика. В становлении обнаруживается переход возможности в действительность, а поскольку в рассматриваемой категории отражается единство исчезновения, распада и возникновения, роста нового, постольку процесс становления показывает направление развития, выступает как содержательная сторона не только развития, но и движения как их качественный аспект. Понятие «становление» чаще применяется для раскрытия развивающихся и усложняющихся процессов. Взаимосвязи, существующие между совершенствованием и становлением, — это объективные моменты направленной ветви развития. Следовательно, понятие развития является более емким по сравнению с рассмотренными выше. С помощью последних отражаются только фазы, моменты, стороны многоаспектного процесса развития, поэтому отождествлять их с развитием нельзя. Развитие включает в свое содержание рост, прогресс, эволюцию, становление, совершенствование и ряд других феноменов, которые отдельно, без присутствия прочих, не могут обеспечить его целостность.
Развитие — сложный процесс. В содержание этого понятия входит большое количество познавательных проблем, без разрешения которых невозможны целостное мировидение и управление конкретными ситуациями. Важность и необходимость более глубокого его понимания обусловливают появление у названного термина синонимов, которые в процессе длительного их использования в контексте конкретных знаний приобрели статус научных понятий, дополняющих философское содержание и объем термина «развитие». Это связано с реальным процессом познания любого явления, тем более такого, который явно или имплицитно вызывает интерес у всякого исследователя, ориентирующегося на то, чтобы активно изменять окружающую действительность, а также передавать полученные знания не только своим современникам, но и последующим поколениям.
Современной науке известны различные виды, формы, темпы развития систем, их критерии, этапы. Исходя из того, что всякая изучаемая вещь есть система связей, элементов и частей, можно прийти к выводу, что одна развивающаяся система детерминирует другую. Это очень важный вывод не только для научной культуры, но и других сфер человеческого бытия: политики, экономики, социума. С появлением общества этот факт особо явно проявляется с древности, когда развитие животноводства повлияло на развитие земледелия.
Промышленное производство, его появление и становление, обусловило становление и развитие экономики и, как следствие, развитие экономической науки и политики. В современный период особая зависимость промышленности и ее отраслей наблюдается от развития естественно-научных исследований, экспериментов, испытаний. И так происходит во всех сферах человеческого бытия: развитие одной системы (образование, наука, культура и др.) детерминирует другую (земледелие, техника, экономика и др.). Важность этого факта — детерминация развития одной системы другой весьма актуальна для управления изменений различных систем.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Гегель. Энциклопедия философских наук: в 3 т. М., 1975. Т. 2. С. 424.
2 Аристотель. Метафизика // Аристотель. Соч.: в 4 т. М., 1976. Т. 1. С. 169.
3 Гегель. Лекции по истории философии // Гегель. Соч.: в 14 т. Т. 9. 1932. С. 302.
4 Его же. Энциклопедия философских наук. Т. 2. С. 424.
5 Богомолов А.С. Идея развития в буржуазной философии. М., 1962. С. 46.
Поступила 18.01.12.
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная