В. Н. Срибный. Связь материального статуса и культуры межнациональных отношений в коллективе курсантов военного института внутренних войск МВД РФ

В. Н. СРИБНЫЙ

СВЯ3Ь МАТЕРИАЛЬНОГО СТАТУСА И КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В КОЛЛЕКТИВЕ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ИНСТИТУТА ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РФ

СРИБНЫЙ Василий Николаевич, преподаватель кафедры гуманитарных и социальных наук Саратовского военного института внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Ключевые слова: межнациональные отношения, воинский коллектив, национальная культура, факторы межнациональных отношений

Key words: international relations, army group, national culture, factors of international relations

Нами было проведено исследование межнациональных отношений в коллективе курсантов Саратовского военного института внутренних войск (СВИ ВВ) МВД России. Были опрошены 554 чел. из 1 019 обучающихся, или 54 % от списочной численности переменного состава курсантских батальонов на второй семестр 2009/10 учебного года. Результаты исследования показали, что взаимосвязь материального положения, культуры межнациональных отношений и национальной культуры в целом несомненна.

Более того, выявлено большое значение национального фактора для курсантов, принявших участие в анкетировании. Показательно, что национальный фактор по своему значению для курсантов опережает разницу в имущественном положении и религиозных различиях (16 и по 11 % соответственно), а для курсантов первого, четвертого и пятого курсов находится на первом месте. Такое значение национального фактора следует из специфики внутриполитической ситуации, когда противоречия в российском обществе в большей мере обусловлены национальным, чем религиозным фактором (противоречия между единоверными и близкими по языку татарами и башкирами, русскими и украинцами, чеченцами и ингушами). Та же закономерность прослеживается и за пределами России: не самыми лучшими отношениями являются отношения между близкими по религии и культуре Китаем и Японией, Японией и Кореей, Китаем и Тибетом и т. д. Таким образом, исследование фактора межнациональных отношений достаточно актуально.

Следует отметить, что на первом месте для большинства курсантов стоят социально-культурные факторы влиятельных знакомств и связей, а также различия между жившими в городе и деревне. Несмотря на то, что среди социальных факторов, осложняющих отношения между военнослужащими, отмечается «деформация сложившейся системы ценностных ориентаций в сторону материальных благ»1, материальный фактор курсанты Саратовского военного института не ставят на первое место. Для военнослужащих это естественно: люди, у которых материальный фактор на первом месте, не различают средства жизни и ее цели и могут продать что угодно, в том числе Родину, товарищей и совесть. Людям с таким мировоззрением не место в воинском коллективе.

Большинство курсантов происходит из среднеобеспеченных по меркам Саратовской области семей с уровнем душевого дохода семьи от 5 до 20 тыс. руб., 19 % отнесли себя по уровню доходов к бедным, а 14 % — к высокосостоятельным семьям. Зарплата всех курсантов достаточно высока, чтобы обеспечить их финансовую независимость, однако влияние на ментальность оказывает фактор происхождения.

Доля опрошенных курсантов СВИ ВВ из малообеспеченных семей выше показателя доли малообеспеченных саратовцев, но ниже доли малообеспеченных россиян. Однако опрошенных курсантов из семей с доходом от 10 до 15 тыс. руб. (29 %) почти в полтора раза больше, чем россиян (20 %). Иными словами, среди курсантов военного института представлены все основные экономические страты российского общества, но преобладают среднеобеспеченные. Если принять во внимание, что число курсантов, по происхождению являющихся жителями Саратова и Саратовской области, в институте незначительно (около 10 %), то сравнивать доходы их семей следует с общероссийскими. Таким образом, с некоторыми поправками на специфику изучаемой социальной среды (более высокие — патриотизм, дисциплинированность, воспитанность) курсантский коллектив, в котором служат представители разных регионов страны, можно рассматривать как модель российского общества (по крайней мере, его молодой части).

Если принять за наиболее вероятный доход указанных групп среднее арифметическое между крайними величинами, а по последней (наиболее обеспеченной) группе — на 2,25 тыс. руб. превышающий максимальную величину, то средний подушевой доход в семье курсанта составляет 11 тыс. руб., что несколько больше среднего подушевого дохода жителей Саратовской области. Это сознательно заниженная цифра, поскольку вероятно то, что скрыли доходы своей семьи не самые бедные курсанты, а также верхняя планка доходов самой обеспеченной группы значительно выше нижней. Однако явно, что семьи курсантов СВИ ВВ в среднем обеспечены хуже остальных россиян. Хотя социальный состав обучающихся этого военного института преимущественно не является рабоче-крестьянским, но среднедушевой доход их семей заметно ниже среднего дохода россиян.

Исходя из имеющихся данных, можно выявить некоторую зависимость межнациональных отношений и финансово-материальной обеспеченности курсантов. Заметно выше число состоятельных курсантов (относящихся к последней из отмеченных групп) и ниже число малообеспеченных курсантов, значительно ниже и межнациональная напряженность. Иными словами, фактор социально-экономической (классовой) солидарности сильнее межнациональных различий. Таким образом, повышение благосостояния общества в целом может положительно сказаться на решении национальной проблемы. В некоторой мере оправданной является та часть марксистско-ленинской точки зрения на проблемы межнациональных отношений, что они выступают поводом для решения социальных проблем и в какой-то мере первые являются производными от вторых. Причем там, где возрастает социальная напряженность, обостряются и межнациональные отношения. Характерно, что курсанты относительно невысоко оценивают влияние разницы в имущественном положении на отношения в коллективе (четвертое место после наличия влиятельных знакомств и связей, разницы между жившими в городе и деревне, национальных различий). Это естественно для представителей военной профессии, у которых на первом месте стоит фактор долга. Однако фактор имущественного положения все-таки значим и накладывает отпечаток на все сферы общественного бытия личности.

Проведенное исследование позволило определить место межнациональных отношений в иерархии социокультурных ценностей курсантского коллектива: по значимости они уступают социально-иерархическим ценностям, но превосходят религиозные и ценность материального статуса. Причем по своей значимости фактор межнациональных различий находится для курсантов практически на одном уровне с фактором продолжительности службы, лежащим в основе дедовщины (8 и 9 % соответственно). Социально-иерархический и социально-территориальный факторы превосходят факторы межнациональных различий и продолжительности службы в разы. Это свидетельствует о том, что проблема военного коллектива советского времени уходит в прошлое, а на ее место приходит новая, требующая новых методов воспитательной работы. Вместе с тем среди «традиционных» проблема межнациональных отношений играет существенную роль (опережая религиозные различия и т. д.). Видимое противоречие между ответами на вопросы «Что в наибольшей мере влияет на отношения в воинском коллективе?» и «Какие различия наиболее влияют на психологический климат в Вашем воинском коллективе?» объясняется тем, что межнациональные отношения являются формой, в которую «выливаются» различия между курсантами в социально-иерархическом положении и социально-экономическом статусе.

ПРИМЕЧАНИЕ

1 См.: Скрыпников О.И. Противостояние криминальной субкультуре как механизму воспроизводства неуставных отношений между военнослужащими // Доклады Академии военных наук. 2006. № 4. С. 58—59.

Поступила 29.11.11.

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная