О. Н. Соболева. Проблемы инновационного развития гидроэнергетики в АПК региона
О. Н. СОБОЛЕВА
ПРОБЛЕМЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ГИДРОЭНЕРГЕТИКИ В АПК РЕГИОНА
СОБОЛЕВА Ольга Николаевна, преподаватель экономических дисциплин Вятского техникума экономики, статистики и информатики (г. Киров).
Ключевые слова: дискриминантный анализ, малые гидроэлектростанции, сельскохозяйственные потребители
Key words: discriminative analysis, minihydro power plants, agricultural consumers
Инновационное развитие АПК в России может проходить на основе применения возобновляемых источников энергии: солнца, ветра, воды, биоотходов. Внедрение малых гидроэлектростанций (МГЭС) для нужд сельскохозяйственных производителей является одним из основных направлений повышения экономической эффективности деятельности предприятий АПК. Трудности внедрения таких проектов заключаются не только в обеспечении инвестициями, решении проблем, связанных с экологическими ограничениями, но и в человеческом факторе, таком как готовность руководителей реализовать подобные проекты. Поэтому определение того, чем руководители, готовые к такой работе, отличаются от тех, кто не готов к реализации таких проектов, имеет особую актуальность.
В рамках проведенного исследования нами была поставлена цель определить, какие психографические характеристики помогают провести различия между сельскохозяйственными производителями готовых и неготовых к внедрению МГЭС. Объем выборки составляет 46 экспертов — руководителей сельскохозяйственных предприятий Кировской области. Выборка сбалансирована с точки зрения готовности внедрения (50 % — да, 50 % — нет). В качестве независимых переменных для описания профилей полученных групп использованы возраст руководителя, лет; опыт работы руководителя на рынке, лет; специализация хозяйства (растениеводство — 1, животноводство — 2, переработка — 3, все — 4); местоположение хозяйства (удаленность от центра), км; наличие водных ресурсов (да — 1, нет — 2); себестоимость продукции (выше среднеобластной — 1, среднеобластная — 2, ниже среднеобластной — 3); рентабельность предприятия, %; доля электроэнергии в структуре себестоимости продукции, %1.
Результаты экспертного опроса представлены в табл. 1. Для разграничения групп используем процедуру дискрими-нантного анализа, его результаты даны в табл. 2. На основе изучения групповых средних и стандартных отклонений можно сделать вывод, что в делении совокупности на две группы самый большой вклад вносит переменная «возраст руководителя». Средний возраст руководителей, готовых к внедрению МГЭС, составляет 46 лет, а не готовых к внедрению — 50 лет. Кроме того, оказалось, что «доля энергии в себестоимости продукции» важнее для различения групп, чем «себестоимость продукции». По местоположению сельскохозяйственных производителей группы различаются мало, хотя стандартное отклонение этой переменной большое.
В результате анализа объединенной внутригрупповой корреляционной матрицы нам удалось выяснить, что «возраст» и «опыт» между собой тесно связаны, так как их коэффициент корреляции составил 0,763, это значение больше нормативного 0,5. Остальные предикторы между собой никак не связаны, так как их коэффициент меньше нормативного значения.
Таблицы доступны в полной PDF - версии журнала.
Исследуемая группа руководителей, готовых к внедрению МГЭС, составила 22 чел. из 23. Корректные результаты классификации составили 95,7 %, а ошибочные — 4,3 %. Исследуемая группа руководителей, не готовых к внедрению МГЭС, состоит из 17 чел., 6 чел. были по ошибке причислены к группе руководителей, готовых к внедрению МГЭС. В итоге корректные результаты классификации составили 84,8 %, а ошибочные — 15,2 %, что также свидетельствует о высокой достоверности полученных результатов.
Таким образом, из 46 опрошенных руководителей сельскохозяйственных предприятий 23 оказались готовы к внедрению в своих хозяйствах МГЭС. Средний возраст руководителей, готовых к внедрению МГЭС, составил 46 лет, опыт работы на рынке данной группы респондентов — 9 лет. Уровень рентабельности данных сельскохозяйственных предприятий в среднем составил 22 %, что выше на 4 % группы респондентов, не готовых к внедрению МГЭС. Наиболее существенными различиями между производителями являются наличие водных ресурсов и возраст руководителя. Обе группы сельскохозяйственных производителей оказались практически одинаковыми по факторам: «доля электроэнергии в структуре себестоимости продукции» и «сам размер себестоимости продукта».
ПРИМЕЧАНИЕ
1 См.: Моосмюллер Г., Ребик Н.Н. Маркетинговые исследования с SPSS: учеб. пособие. URL: http: socioline.ru (дата обращения: 16.10.2011).
Поступила 08.11.11.
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная