З. X. Бакирова. Ценностные ориентации и профессиональные установки студентов педагогического колледжа в трансформирующемся обществе
3. X. БАКИРОВА
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА В ТРАНСФОРМИРУЮЩЕМСЯ ОБЩЕСТВЕ
БАКИРОВА Зарина Халимовна, аспирант кафедры философии Уфимского авиационного технического университета.
Ключевые слова: мониторинг, профессионал, студент, педагог, колледж, динамика, ценностныеориентации
Key words: monitoring, professional, student, teacher, college, dynamics, value system
В условиях нестабильности различных сфер общества образование как социальный институт претерпевает существенные изменения. Не составляют исключение ценностные ориентации и социокультурные характеристики студенческой молодежи. Понятие ценностной ориентации много раз становилось объектом исследований зарубежных и российских ученых.
Цель нашего исследования — анализ процесса формирования и трансформации ценностных установок студентов. В 2008—2010 гг. нами проводился сплошной опрос студентов Уфимского педагогического колледжа № 1 одной группы отделения «Социальная педагогика». В 2008 г. в опросе приняли участие 22 студента, в 2009 г. — 26, в 2010 г. — 25. На втором курсе 40 % составляли юноши, 60 % — девушки; на третьем — 35 % юноши, 65 % — девушки; на четвертом — 30 % — юноши, 70 % — девушки. Служащие — 36 %, рабочие — 46 %, другие социальные слои — 13 %. Проживали в Уфе 80 % опрошенных, в других городах Республики Башкортостан — 3 %, в селах и деревнях региона — 16 %. Для определения динамики изменений профессиональных ориентиров, ценностных установок студентов группы проводилось анкетирование по одному и тому же опросному листу в течение трех лет обучения.
Результаты исследования показывают одинаковое число тех, кто повторил бы выбор специальности и тех, кто отказался бы от такого выбора на втором году обучения (по 36,0 %). Затем наблюдается увеличение числа разочаровавшихся в своем выборе (третий курс — 41,8 %, четвертый курс — 48,0 %).
Следует отметить слабое сочетание удовлетворенности выбором специальности обучения с дальнейшими жизненными планами, стилем жизни молодых людей. Собрались работать после окончания колледжа по специальности 16 % опрошенных, на втором курсе таковых оказалось 9 %, на третьем — 11 %. Таким образом, наблюдается небольшое увеличение тех, кто связывает свое будущее с работой социального педагога.
Сравнение данных показывает близость позиций студентов второго и четвертого курса. Трудно объяснить особенность их выбора на третьем курсе. Возможно, близость получения диплома, опыт работы в качестве практиканта оказывают существенное влияние на выбор позиций.
Стремление сменить свою специальность естественно, так как профессия социального педагога, по мнению студентов, не является престижной из-за низкой оплаты, но при этом требует большой самоотдачи и профессионализма, активности и творчества. Радует то, что многие студенты в качестве другой специальности, которую хотели бы осваивать дальше, указали специальность психолога, т. е. до 50 % опрошенных связывают свое дальнейшее обучение с педагогикой.
Данные опроса подтверждают наше предположение о том, что в педагогические колледжи идут учиться в основном молодые люди из тех семей, материальное положение которых не позволяет получать образование в более престижных учебных заведениях. Большинство респондентов выбрали педагогический колледж потому, что «далее будет легче получить высшее образование» (60,8 % третьекурсников и 40,0 % четверокурсников). По совету родителей, знакомых эту специальность решили приобрести более 28 % четверокурсников, потому что обучение предоставляется на бесплатной основе; на втором курсе — 18 %. «Мечтали с детства стать педагогами» 28 % четверокурсников, в то время как на втором курсе лишь 13,5 % отметили этот мотив. Остается надеяться, что эти студенты реализуют себя на педагогическом поприще.
В качестве престижного педагогический колледж не отметил ни один четверокурсник, в то время как на втором курсе так считали 9 %, на третьем — 3,8 %. Вероятно, это объясняется подорванным престижем профессии педагога из-за нестабильной экономической ситуации в стране и постоянных изменений на рынке труда. На вопрос «Вы бы поступили в другое учебное заведение, если бы была возможность?» мы получили вполне ожидаемый ответ: к старшему курсу разочарование в колледже увеличивается (таблица).
Таблица доступна в полной PDF - версии журнала.
В условиях изменения спроса на профессию педагога студенты психологически готовы к изменению профессиональной деятельности, что свидетельствует об их способности гибко реагировать на требования рынка труда.
Можно сделать вывод, что основным мотивом при поступлении в педагогический колледж у студентов являются причины, связанные с получением образования так такового. Наличие такого мотива приводит к тому, что образование рассматривается как средство продвижения по социальной лестнице, изменения своего социального положения. Лишь незначительная часть студентов ориентирована на дальнейшую трудовую деятельность, непосредственно связанную со сферой профессионализации. Многие респонденты связывают свое будущее с дальнейшим обучением в вузе, но не по профессии, причем значительная часть их предполагает получение высшего образования по заочной форме обучения.
Мы считаем, что эти противоречия связаны с переходным состоянием общества и обновлением форм жизнедеятельности людей. Говоря о социальной ценности профессии социального педагога, следует дать обобщенную характеристику студентов на основании намеченных ими жизненных планов и профессиональных установок. В исследовании мы особо выделили установку на профессионально-личностную самореализацию и установку на достижение успеха в жизни.
В большинстве случаев выбор профессии связан с любовью к детям (60 % четверокурсников). Отрадно, что 28 % четверокурсников хотят создать «новое» в педагогике, столько же стремится быть полезным людям.
У четверокурсников есть опыт работы в качестве практикантов, поэтому они реалистично видят отсутствие перспектив в плане материального обеспечения. Как призвание отметил профессию педагога лишь один четверокурсник (на втором и третьем курсах таковых оказалось по 2 студента).
Эти выводы подтверждаются ответами респондентов на вопрос «Что для Вас особенно важно?»: хорошую работу отметили 80 % четверокурсников, реализацию своих возможностей и настоящих друзей — по 76 %. Ценность семьи отметили 68 % четверокурсников, они же на втором и третьем курсах поместили семью на 4—5 место. Ценность здоровья осознают в большей степени старшекурсники (44 %). Иметь большие деньги хотело бы большинство второкурсников (45 %), но при этом получение образования, учебу важным для себя считают лишь 13,5 %.
Таким образом, выявлены устойчивые тенденции к росту желающих иметь высокооплачиваемую работу. Анализ трудоустройства выпускников показал, что реальность имеет мало общего с желанием: трудно назвать высокооплачиваемой профессию рабочего завода, продавца, как и профессию социального педагога. Прагматичный подход в выборе ценностей сочетается с желанием профессионально самореализоваться. Стремление реализовать себя отмечает половина старшекурсников.
Поступила 10.11.11.
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная