Н. Д. Гуськова, М. В. Конакова. Развитие инновационного малого и среднего бизнеса в регионе
Н. Д. ГУСЬКОВА, М. В. КОНАКОВА
РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННОГО МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РЕГИОНЕ
ГУСЬКОВА Надежда Дмитриевна, заведующая кафедрой менеджмента Мордовского государственного университета, доктор экономических наук, профессор.
КОНАКОВА Мария Валентиновна, доцент кафедры менеджмента Мордовского государственного университета, кандидат экономических наук.
Ключевые слова: инновации, малый и средний бизнес, инновационная инфраструктура, эффективность, регион
Key words: innovations, small and medium-sized businesses, innovation infrastructure, efficiency, region
Глобализация экономики и изменившиеся в связи с этим тенденции ее развития обозначили проблему поиска новых подходов, форм, методов и технологий управления на всех уровнях (макро-, мезо-, микро-) федеративного устройства. Важнейшую роль в решении этой проблемы играют регионы, в которых заложены экономический, человеческий, социальный, инновационный и институциональный потенциалы общества. В условиях формирования экономики знаний, инновационной модели развития страны большое значение имеет эффективное управление всеми видами ресурсов и процессами при смещении центра управления социально-экономическими преобразованиями на региональный уровень.
В «Концепции совершенствования региональной политики в Российской Федерации» основными целями региональной политики названы «обеспечение сбалансированного социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, сокращение уровня межрегиональной дифференциации в социально-экономическом состоянии регионов и качестве жизни»1. Для их реализации необходимы соответствующие социально-экономические условия, обеспечение сбалансированного и устойчивого развития регионов, устранение диспропорций в социально-экономическом развитии территорий. Это возможно, как показывает опыт развитых стран, за счет создания и развития малого и среднего бизнеса (МСБ) в производственной и непроизводственной сферах. Малый бизнес является более гибким, динамичным и эффективным, чем крупный. Он служит важнейшим источником создания новых рабочих мест, нововведений, экономического роста.
Однако в последние годы в России, несмотря на значительный рост государственной финансовой поддержки (субсидии из федерального бюджета регионам для поддержки МСБ увеличились в 2011 г. в 5,7 раза по сравнению с 2008 г.), предприятия МСБ функционируют неэффективно, в их развитии отсутствуют позитивные качественные изменения. Об этом свидетельствуют уменьшение количества малых предприятий в 2011 г. по сравнению с 2008 г. почти на 20 %, сокращение численности их персонала на 8 %, снижение объема реальных инвестиций в развитие МСБ на 22 %. Положительная динамика наблюдалась только по росту объема товарооборота, поскольку на сферу торговли приходится наибольшая доля (более 30 %) в МСБ2. Несколько лучше дела обстоят в Республике Мордовия. Количество малых предприятий в 2010 г. по сравнению с 2008 г. увеличилось на 23 %. Однако численность их персонала сократилась на 3,3 %, снизился и удельный вес малых предприятий и организаций с 22,9 % в 2006 г. до 9,9 % в 2010 г. в общем объеме производства экономики региона3.
Анализ отраслевой структуры малых предприятий показал, что привлекательными видами деятельности для малого бизнеса остаются оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования (в 2006 г. — 40,8 %, в 2010 г. — 25,0 %). На втором месте находится строительство (в 2006 г. — 16,4 %, в 2010 г. — 18,8 %); на третьем — операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг (в 2006 г. — 14,4 %, в 2010 г. — 16,9 %); на четвертом — обрабатывающие производства (в 2006 г. — 13,6 %, в 2010 г. — 14,9 %); на пятом — сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство (в 2006 г. — 5,2 %, в 2010 г. — 11,5 %); на шестом — другое (в 2006 г. — 9,6 %, в 2010 г. — 12,9 %).
Положительной тенденцией в сфере МСБ можно назвать увеличение доли малых предприятий в обрабатывающих производствах с 13,6 % в 2006 г. до 14,9 % в 2010 г. Это связано с изменениями, происходящими в экономике республики (прежде всего, это формирование инновационного кластера, ориентированного на производство наукоемкой и высокотехнологичной продукции). Уникальность этого кластера в том, что он включает технопарк, Центр нанотехнологий и наноматериалов, два венчурных и другие фонды поддержки инновационного бизнеса, бизнес-инкубатор, Республиканский центр одаренных детей и др.
АУ «Технопарк-Мордовия» специализируется на энергосберегающей светотехнике, электронном приборостроении, оптоэлектронике, волоконной оптике и информационных технологиях. На его базе функционирует высокотехнологичный центр по обработке, защите и хранению данных DATA-центр. Участники проекта инновационного центра «Сколково» — ООО «Оптик-Файбер», ООО «Поликомпонент». Совместно с Физико-техническим институтом имени А. Ф. Иоффе РАН реализуется проект «Создание мощных высоковольтных полевых транзисторов на основе карбида кремния», который имеет статус проекта «Сколково». Заключены 12 соглашений с крупнейшими научно-исследовательскими центрами, Российской академией наук для реализации ряда проектов в области электронного приборостроения и волоконной оптики.
Особое внимание в рамках формирующегося инновационного кластера уделяется развитию сети предприятий малого и среднего инновационного бизнеса. Введены в эксплуатацию ООО «Оптикэнерго», ООО «САРМАТ», ЗАО «Лидер-Компаунд». Совместно с ОАО «РОСНАНО» разрабатывается проект создания первого отечественного производства оптического волокна. Он ориентирован на импортозамещение комплектующих и материалов, необходимых для кабельной промышленности. Реализуемая в Мордовии кластерная политика способствует сохранению устойчивых позиций региона на внутреннем и международном рынках.
Создание малых фирм чаще всего связано с попыткой коммерческого использования новаций. Так, американские компании (менее 1 тыс. чел.) разрабатывают в 17 раз больше крупных технических нововведений, чем фирмы, в которых работает более 10 тыс. чел.4
Предприятия малого бизнеса как важнейший субъект инноваций могут внести существенный вклад в развитие производства. В условиях инновационной экономики, экономики знаний, важнейшей составляющей которых наряду с новыми производственными технологиями являются информационные технологии, новые материалы, знания, компетенции персонала, малый бизнес становится стартовой площадкой, где генерируются и реализуются новые идеи, происходит процесс разработки опытных образцов, ведется их коммерциализация. Этому способствуют большая гибкость малых предприятий, их мобильность и адаптивность, немногочисленность и креативность персонала, ориентация на конечный результат, большая возможность идти на риск по сравнению с крупными предприятиями, самостоятельность в принятии решений, быстрая реакция на изменения внешней среды, наличие в организации эффективных коммуникаций. Как показывает зарубежный опыт, малые инновационные предприятия имеют более высокие показатели эффективности НИР. В частности, отношение количества нововведений к численности научного персонала в них выше в 4 раза, чем в крупных организациях, а количество нововведений на 1 долл. затрат на НИР — в 24 раза5.
Для успешного развития малого инновационного предпринимательства в регионе необходимы: развитая система нормативно-правового регулирования организации работы предприятий и объектов их деятельности (защита прав на объекты интеллектуальной собственности, товарные знаки); наличие правоприменительной системы, пресекающей возможность производства и сбыта контрафактной продукции; наличие развитой региональной инфраструктурной поддержки малого бизнеса; ментальность населения региона, базирующаяся на ценностях свободы, уважительного отношения к личности, корпоративного духа, гуманизма, креативности, справедливости, эффективности и др.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 «Концепция совершенствования региональной политики в Российской Федерации». URL: http: www.region-development.com/documents (дата обращения: 03.03.2012).
2 См.: Статистика 2010. Портал малого и среднего предпринимательства. URL: http://smb.e-mordovia.ru/content/articles/statistic/m,89,18578 (дата обращения: 05.03.2012).
3 См.: URL: http://www.nsse.ru (дата обращения: 03.03.2012).
4 См.: Гончаров В.В. Руководство для высшего управленческого персонала в XXI веке: в 4 т. Т. 1. 2011. С. 224.
5 См.: Еременко Г.А. Малое инновационное производство в России: вопрос государственной поддержки. М.: ВНТИЦ, 1994. 20 с.
Поступила 13.02.12.
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная