А. Ф. Радченко. Роль демографических и миграционных процессов в развитии общества
А. Ф. РАДЧЕНКО
РОЛЬ ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ И МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В РАЗВИТИИ ОБЩЕСТВА
РАДЧЕНКО Алина Федоровна, руководитель Аппарата Общественной палаты Российской Федерации, кандидат политических наук.
Ключевые слова: качество человеческого капитала, демография и миграция, детство, будущие поколения, конкурентоспособность, альянс цивилизаций, национальная политика, политическая воля
Key words: quality of human capital, demography and migration, childhood, future generations, competitive ability, civilizations alliance, national politics, political will
С 2030 г. одним из существенных условий конкурентоспособности любой страны будет качество и количество ее человеческого капитала. С проблемой его дефицита в будущем может столкнуться любая страна. «До рубежа 2000 года население нашей планеты росло с постоянно растущей скоростью, — приводит расчеты С. П. Капица. — Однако после того, как в 1995 году население достигло своего максимума, скорость роста начала уменьшаться. Все это свидетельствует о заключительной стадии глобального демографического перехода»1.
Одним из следствий демографической революции стало существенное сокращение числа детей на каждую женщину в развитых странах. С. П. Капица приводит такие цифры: в Испании число детей на одну женщину равно 1,2, в Германии — 1,4, в Японии — 1,4, в России — 1,3. Между тем для поддержания простого воспроизводства населения в среднем необходимо иметь 2,15 детей на каждую женщину. Этому падению рождаемости способствует кризис механизмов самоорганизации общества, выраженный распадом традиционных ценностей семьи.
При завершении демографической революции (ближе к концу XXI в.) наступит существенное старение населения. Этот же тезис поддерживает и развивает Дж. Фридман.
«Фронт современного кризиса определяется старением населения в передовых промышленных странах мира. Отчасти грядущий кризис населения будет социальным, он коснется структуры семьи. И у все большего числа престарелых людей не будет никого, кто бы мог о них позаботиться»2.
Решением проблемы, на наш взгляд, станет стремительное увеличение рабочей силы путем иммиграции, хотя сегодня многим такая мысль кажется абсурдной. «Все развитые страны столкнутся с этим, — утверждает Дж. Фридман. — Тем временем страны среднего уровня развития настолько улучшат свою ситуацию, что всякая необходимость иммигрировать в более развитые страны исчезнет. Или уменьшится. Сегодня это трудно вообразить, но к 2030 году страны начнут конкурировать за иммигрантов. Разработка иммиграционной политики будет сопряжена не с поиском способов недопущения иммигрантов, а, наоборот, с привлечением их. Даже Америке придется изобретать стимулы для иммигрантов»3. Иммиграционная реформа потребует в 2030 г. прямого государственного управления. Той же Америке, например, по словам Дж. Фридмана, нужна будет миграция двух типов. Первая — это та, которая будет обслуживать стареющих американцев. Вторая — люди, разрабатывающие новые технологии для повышения производительности труда: физики, инженеры, медики и т. д.
Демографическая революция выражается не только в демографических процессах, но и в стратегических проблемах и технологических аспектах безопасности разных стран. В развитых странах мира отмечается существенное падение роста рождаемости, при котором человечество не возобновляется, а стремительно стареет. В развивающихся странах мира наблюдается обратная картина. Там преобладает молодежь. Отсутствие у молодежи возможности трудоустройства — это мина замедленного действия. Ситуацию «в будущем на одного ребенка ляжет забота о четырех будущих пенсионерах» важно осознать уже сегодня. К ней следует готовиться, заложив основу суверенитета страны в будущем.
Готовность к этим изменениям сложно сформировать, основываясь исключительно на принципе знаниевого подхода, главенствующего в современной школе. Проблема заключается в том, что вся система образования сегодня работает на подготовку эрудита. Почти все время (80 %) на уроках дети читают и пересказывают тексты, не анализируя их содержание. Между тем современные исследования показывают, что до 70 % информации, необходимой для жизни, дети получают не в школе и семье, а в играх, общении со сверстниками и жизни в городской среде. Школа, реагируя на это, начинает меняться, но несколько своеобразно. Сегодня ее роль сводится к двум функциям: элементарный ликбез (без базовых знаний нельзя) и «ограничение» в развитии детей, потому что их сегодня от многого следует охранять. Показателен также тот факт, что уже сегодня в отдельных школах Москвы и крупных региональных центров до 30 % детей плохо говорят по-русски. Это дети мигрантов, и адаптировать их к жизни в новой школьной среде крайне важно не только для них самих, но и для их родителей. Взрослым часто помогают преодолеть трудности адаптационного периода их дети.
Кроме того, этот процесс важен для детей титульной нации: чем выше уровень толерантности в стране, тем большую долю мирового рынка высоких технологий она осваивает. Из этого следует, что в современных условиях возрастает необходимость вариативности образовательной системы. Благодаря новым технологиям появляются иные способы получения знаний, объективно усиливается роль семьи в организации получения новых знаний ребенком.
До 1917 г. в России было развито домашнее обучение. Роль семьи в образовательном процессе в разные периоды истории менялась. В доиндустриальную эпоху детский труд был обычным явлением, рождаемость была высокой. Появление каждого ребенка укрепляло семью, так как даже маленький ребенок был работником. Развитие новых технологий, по мнению Дж. Фридмана, в разные периоды истории способствовало снижению рождаемости. Технологии не только освобождали женщину от занятия хозяйством, но и сдерживали желание рожать детей. В тех странах, где технология развивается быстро, рождаемость падает. Если в семье отсутствуют экономические стимулы, то ребенок становится непосильным «предприятием»4.
Перераспределение богатства в пользу детей (семей) — это цена будущего страны. Необходима и политическая воля, чтобы осознать важность этого шага. Понять его можно
только путем сравнения цивилизаций и переосмысления темы детства. Россия — страна с убывающим населением, однобокой сырьевой экономикой, устаревшей инфраструктурой, богатейшими ресурсами и геополитическим положением. Учитывая экспансионистские инстинкты других стран, она крайне уязвима5.
Особенности современной экономики, в значительной степени базирующейся на техническом прогрессе, расцвете информационных технологий, сменяющих друг друга инноваций, предъявляют каждому последующему поколению все более высокие требования. Именно от того, как воспринимается институт семьи, насколько желанным и престижным является рождение детей, насколько приоритетной задачей является их развитие и образование, будет зависеть и место страны в мировом сообществе, и общее направление развития планеты.
По оценкам ЮНИСЕФ, более 100 млн детей во всем мире, достигших школьного возраста, не могут начать образование, из них 5 млн живут в экономически развитых странах, Восточной Европе и странах СНГ. Только половина детей планеты в возрасте средней школы имеет возможность учиться. Около трети молодых жителей таких стран, как Франция, Германия и Великобритания, не надеются когда-либо получить что-то большее, чем малоквалифицированная работа6. Эти данные свидетельствуют не только о неудовлетворительном положении детей и молодежи в современном мире, но и о том, что, несмотря на неподдающуюся осмыслению пропасть в стартовых возможностях для развития нового поколения в экономически развитых и развивающихся странах мира, решение проблемы детства является одной объединяющей всех целью, актуальной для всех государств и наций в мире.
Переосмысление нашего восприятия детства, осознание той роли, которую должно играть детство в современном обществе, помогают весьма эффективно устранять многие недостатки современного мира. По оценкам правительства Канады, каждый доллар, инвестированный в развитие творческих способностей, образование и здоровье детей в раннем возрасте, позволяет сэкономить от 3 до 9 долл., которые в будущем государству пришлось бы потратить на тюрьмы и систему социальной помощи. В тех странах, где обществу удается увидеть и принять более активную роль детей, а значение детства не остается недооцененным, наблюдается очевидный и многообещающий цивилизационный прорыв.
Сложные процессы, происходящие в мировом сообществе, как и в России, свидетельствуют о том, что попытки рассматривать тему миграции и демографии, как и другие важные сферы, затрагивающие проблему накопления человеческого капитала, без опоры на дискурс «детство» неизбежно терпят поражение.
Недавно премьер-министр Великобритании Д. Кэмерон заявил, что нужно отказаться от провалившейся политики мультикультурности и более агрессивно защищать западные либеральные ценности. По его словам, доктрина мультикуль-турности поощряет «жизнь в разобщенных, отделенных друг от друга этнических общинах», тогда как для предотвращения распространения экстремизма британцам нужна более определенная и четкая национальная идентичность. Еще ранее канцлер Германии А. Меркель сказала, что попытки ее страны построить мультикультурное общество потерпели полное поражение, а концепция мультикультурности, подразумевающая, что люди, представляющие разные культурные традиции, могут мирно сосуществовать друг с другом, не работает в Германии. По ее словам, ислам, хотя и является частью современной Германии, однако иммигрантам надо прилагать больше усилий для того, чтобы интегрироваться в немецкое общество, включая необходимость выучить немецкий язык.
Сегодня мы наблюдаем попытки Франции блокировать движение поездов с африканскими беженцами из Италии и даже приостановить свое членство в Шенгенском соглашении. Швейцария вводит запрет на строительство минаретов, а партия националистов получает места в парламенте Швеции.
В России многие эксперты тоже признают, что программа толерантности, принятая за основу работы с молодежью, не оправдала возлагавшихся на нее надежд. Для обеспечения своей безопасности мигранты вынуждены селиться компактно. При этом интеграционные процессы идут крайне медленно. Общинные правила поведения мигрантов зачастую противоречат этике и нормам современного российского общества, закладывающимся в обществе под влиянием сложных гло-бализационных процессов в стране.
Настороженное (а зачастую и откровенно враждебное) отношение к представителям иных культур и народов по всему миру достигло такого уровня, который нечасто наблюдался в истории. Дополнительными стимулами этого стали продолжающийся экономический спад и обострившееся чувство культурной самоидентификации. Мир становится открытым, и новейшая история показала, насколько катастрофичными могут быть последствия неразумной миграционной политики, неучета демографической ситуации, и что уже сегодня эту задачу надо решать системно.
При этом крайне важно сегодня сделать акцент на упреждение конфликтов, необходимо занять активную позицию в борьбе за взаимопонимание между народами разных стран и поиске решения этих проблем. Следовательно, надо изучать ситуацию, отслеживать информацию, заниматься анализом, давать прогнозы, делать дорожную карту по развитию демографических и миграционных процессов. Уже сегодня и бизнес-сообщество, и государство должны подключиться к этому процессу и создавать такие площадки, где обсуждались бы эти прогнозы, выстраивались принципы международного сотрудничества в экономической и политической жизни, давались ориентиры для бизнеса по планируемым инвестициям. Только на таких площадках могут быть найдены решения для предупреждения и профилактики экономических кризисов.
Например, цивилизационный уровень у народов Северной Африки настолько отличается от европейского, что все попытки модернизации извне привели ее к социокультурной деградации. Сейчас судьба Африки зависит от того, какую помощь может оказать ей развитый мир. Может быть, имеет смысл уже сегодня там открывать и инвестировать в производство и бизнес-образовательные программы, чтобы удержать растущий человеческий демографический капитал на месте, сделать его более качественным и способствовать его развитию, либо, наоборот, как это уже делается, например, в Китае, заниматься расширением экспорта рабочей силы.
В Китае за последние 40 лет население увеличилось почти вдвое. Меры по сдерживанию и контролю роста населения, предпринимаемые правительством страны, оказались не столь эффективными. В результате в отдельных регионах Китая можно наблюдать большую плотность населения на 1 км2. Сегодня основные усилия там направлены на экспорт рабочей силы из густонаселенных регионов страны в малозаселенные сельскохозяйственные районы (в основном приграничные области) сопредельных государств. При этом разработанная китайцами стратегия имеет несколько направлений развития: инициирование китайскими предприятиями создания совместных предприятий с обязательным участием китайских рабочих; участие китайских специалистов на производстве в сопредельных странах с изысканием возможности пролонгации трудовых контрактов; взятие китайскими предприятиями в аренду земель, расположенных в приграничных областях сопредельных стран, и т. д.
Следует отметить, что мы не даем готовых решений, но предполагаем, что некоторые территории могут стать либо перенаселенными, либо свободными, а миграционные потоки уже сейчас надо перестимулировать. Иначе перерегулирование их пройдет стихийно. Мы предлагаем диалог людей науки и бизнеса.
Это крайне важно, потому что, занимаясь качеством человеческого капитала, страна закладывает конкурентные преимущества для будущих поколений. Те страны, которые оценят значение этого фактора и будут накапливать у себя таких людей, в будущем только выиграют. Следует четко понимать уже сегодня, что в будущем борьба пойдет вокруг качественных человеческих ресурсов. Через 50 лет Америка будет искать способы, как привлечь к себе мексиканцев, хотя сегодня она всяким образом ставит для них барьеры. Таким образом, если человек становится ключевым ресурсом в конкуренции в будущем, то демографией и миграцией надо заниматься уже сегодня.
Предполагаем, что скоро появится мода на жизнь в той или иной стране. И все государства будут бороться за эту моду. Выиграет та страна, которая сделает ее более очевидной для своего населения и народов других стран.
Значительную часть времени человечество не росло быстрыми темпами и миллиардной отметки достигло лишь к 1804 г. Однако с этого момента хватило всего 125 лет, чтобы оно удвоилось, а затем и вовсе стало расти по экспоненте. В результате с 1800 г. число людей увеличилось в семь раз. Демографический центр тяжести приходится на слаборазвитые страны. Основной прирост населения происходит за счет развивающихся стран. Самыми густонаселенными странами к 2050 г. станут Индия (1,69 млрд чел.), Китай (1,3 млрд чел.), а Россия и Япония покинут десятку самых населенных стран мира. В менее развитых странах будут проживать 86 % населения. При этом в развитых странах будет увеличиваться продолжительность жизни населения. К 2050 г. число пожилых людей увеличится в два раза. Это повлияет на миграционные процессы7. Американский философ и системный аналитик С. Хантингтон развил теорию столкновения цивилизаций в будущем. Согласно этой теории, страны в будущем будут бороться за ресурсы. С этого момента Америка должна наблюдать лобовое столкновение других стран за ресурсы. Но можно двигаться в совершенно ином направлении8.
Не столкновение, а альянс цивилизаций на объединительной идее детства — вот альтернативная площадка, на которой могут появляться общие для мира идеи, интерактивная дорожная карта действий, может возникнуть дискуссионная международная площадка для стран, представители которых могут влиять на мировое общественное мнение. Вероятно, первым вопросом станет тема будущего мира в контексте миграционных потоков. Как будет выглядеть новый мир7 Каковы альтернативы будущего7 Насколько сегодняшняя ситуация угрожает общей стабильности7 На этой основе могут выкристаллизоваться общие интересы цивилизации.
Мы не предлагаем конкретных решений, а хотим, чтобы тема детства стала предметом изучения государств. Мы предлагаем сделать его одной из ключевых тем в политике государств. Причем это важно и для стабильности в мире. Если эти процессы не учитывать, то это неизбежно будет вести к столкновениям в будущем.
Если в стране демографический бум, но нет рабочих мест, то образование не развивается. Надо ожидать, что измученное бытовыми проблемами население скоро высадится на территории более благополучного соседа. Это чрезвычайно важно учитывать в эпоху информационной открытости. Ни одно государство, даже самое развитое, с этой проблемой не справится в одиночку. Америка проводит политику потенциального ослабления конкурентов через развязывание конфликтов. Западный регион по-прежнему является лидером мировой модернизации. Однако и в западном типе общества накапливаются серьезные проблемы. Это экология, гипертрофированный культ потребления, примитивизация жизни в рамках массовой культуры. Это и проблема отношения Запада к менее развитой периферии. К сожалению, сегодня все более дает о себе знать стремление западных лидеров использовать для своей выгоды трудности периферийных обществ, закрепить их отсталость и зависимость, превратить их в сырьевые придатки, отстойники вчерашних технологий и «грязных» производств. Это недальновидная линия поведения, за которой стоят не просто те или иные просчеты в экономической и геополитической стратегии. Она может нанести урон самим основам западной цивилизации, ее ценностям гуманизма, демократии и справедливости.
Появляется шанс полностью поменять политику и избежать «конфликта цивилизаций». В ситуации более ясного предвидения можно заранее запланировать свои действия для достижения благоприятного сценария. В ситуации мирового масштаба наибольший благоприятный сценарий таков: общества развиваются стабильно, их экономика идет в рост, население увеличивается, а угроз, не зависящих от воли человека, не возникает.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Капица С.П. Парадоксы роста: законы развития человечества. М.: Альпина нон-фикшн, 2010. 192 с.
2 Фридман Дж. Будущие 100 лет / пер. с англ. М.: Коммерсант, 2011.
3 Там же.
4 Там же.
5 Там же.
6 См.: «Программа ЮНЕСКО по международной миграции», доклад «Опыт бюро ЮНЕСКО в Москве», 2010 г. 82 с.
7 См.: Вишневский А.Г. Сбережение народа или депопуляция России. М.: ВШЭ ГУ, 2010.
8 См.: Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М.: ООО «Издательство АСТ», 2003. 603 с.
Поступила 12.01.12.
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная