С. Н. Жирякова. Основные стратегии развития интеллектуального потенциала муниципального образования

С. Н. ЖИРЯКОВА

ОСНОВНЫЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЖИРЯКОВА Светлана Николаевна, профессор кафедры социологии Автомобильно-дорожного института Белгородского государственного технологического университета, кандидат социологических наук.

Ключевые слова: интеллектуальный потенциал, муниципальное образование, стратегия, поколение, территориальное сообщество, образование, наука, культура, семья, интеллект, социальные институты, межпоколенное взаимодействие

Key words: intelligent intellectual potential, municipal formation, strategy, generation, territorial community, education, science, culture, family, intelligence, social institutions, cross-generational cooperation

Актуальность решения вопросов стратегического развития интеллектуального потенциала на муниципальном уровне обусловлена тем, что в связи с радикальными преобразованиями экономического уклада жизни страны значительная часть полномочий по социально-экономическому развитию территорий передана на местный уровень. Сегодня муниципальные образования самостоятельно несут ответственность за свое комплексное социально-экономическое состояние, имидж и перспективы развития.

Изменение содержания местного самоуправления в связи с принятием Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ, закрепляющего (под свою ответственность) возможность решения населением соответствующей территории местных вопросов, стало основанием для самостоятельной разработки и реализации муниципальной стратегии. Принятие этого закона позволило привлекать наиболее активные слои населения к решению местных проблем, что вызывает у людей интерес к судьбе своей малой родины, развитию местного хозяйства, использованию природных, интеллектуальных, управленческих и других ресурсов.

Одной из основных целей, стоящих сегодня перед муниципалитетами, является сохранение накопленного интеллектуального потенциала территории. Следует добиваться его приумножения и развития через преемственность поколений и тем самым способствовать формированию нового уровня качества жизни населения.

В научной литературе интеллектуальный потенциал связывают с двумя составляющими (состояние науки и состояние образования1), которые могут быть измерены средствами социальной статистики. Но этого отнюдь не достаточно для анализа состояния интеллектуального потенциала конкретного территориального сообщества2. Интеллектуальное начало в жизни отдельного человека и деятельности того или иного территориального сообщества все больше становится значимым. Владение научно-техническими знаниями и умениями зависит не только от полученного формального образования, но и от общей культуры человека, его нравственного выбора. Поэтому при рассмотрении интеллектуального потенциала территории мы обращаем внимание не только на образование и науку, но и культуру в широком и узком смысле этого слова.

Губкинский городской округ занимает особое место в Белгородской области. Редкое сочетание выгодного геостратегического положения, богатых природных ресурсов, развитой, имеющей положительный имидж и давние производственные традиции промышленности, научно-инновационного комплекса, социально активного и образованного населения позволяет городскому округу иметь один из наиболее высоких потенциалов развития среди муниципальных образований региона. Реализация этого потенциала — основной источник экономического роста. От того, в какой степени удастся реализовать потенциал развития, будет зависеть и конкурентоспособность городского округа, и уровень его социального развития. Из 120 тыс. жителей округа половина занята в материальном производстве. Вторая часть экономически активного населения работает в сфере образования, науки, здравоохранения, культуры3.

В связи с тем, что культуре как области, формирующей надбиологический язык и способствующей информационному обмену с внешней природной и социальной средой, людьми, принадлежащими к разным культурам, уделено меньше всего внимания в плане условий интеллектуального развития, начнем свой анализ с социальной организации, первичной ячейки общества, в которой и начинается культурация вступающих в жизнь поколений.

Первые культурные знания и навыки человек получает в семье, где формируются желание жить среди людей, готовность к выполнению ролевых функций, потребность к освоению форм межличностного общения; складываются культурные поведенческие стереотипы. Как отметил З. Фрейд, «мера внутреннего освоения культурных достижений в социуме очень различна». Это связано с тем, что культура, во-первых, предполагает запреты, во-вторых, большинство людей склонны следовать запретам только под влиянием внешнего принуждения, которого следует опасаться4. Но в семье возникают и культивируются не только запреты, но и определенные формы контроля и способы регуляции поведения, что и составляет содержание семейного воспитания и обучения.

Если связывать интеллект не только с наукой и образованием, то измеряемыми показателями культурации человека, вступающего в жизнь, могут быть различные наиболее распространенные в семейном воспитании и образовании запреты на той или иной территории, применяемые формы контроля и способы регуляции. В связи с этим мы будем рассматривать культуру Губкинского муниципального образования, анализируя состояние семьи, в которой вступающие в жизнь поколения осваивают «надбиологический язык» как средство межличностного общения.

В Губкинском городском округе живут 44 853 семей, в том числе 5 100 молодых семей в возрасте до 35 лет (11,4 %). 13 010 семей имеют несовершеннолетних детей, что составляет 29,0 % от их общего количества. Из родителей 37,7 % имеют высшее профессиональное образование, 60,2 % — среднее специальное и  начальное образование. Средний размер семьи составляет 2,8 чел.5 В 6,8 % семей воспитываются одаренные дети.

В городском округе 260 семей относятся к категории неблагополучных, где воспитываются 358 несовершеннолетних детей. Наблюдается отрицательная динамика семейно-брач-ных отношений (70 % разводов), каждый третий ребенок воспитывается в неполной семье, увеличивается число неблагополучных детей, снижается рождаемость. Все это говорит о серьезных проблемах института семьи.

В качестве первой стратегии развития интеллектуального потенциала следует назвать развитие культуры семейных отношений, в которых формируется нравственная составляющая интеллекта. Однако семья — это достаточно закрытый институт, общественное влияние на внутреннее состояние семьи затруднено. Но это не значит, что его нет, и дело не только в материальной поддержке малообеспеченных семей, которую пытаются осуществлять органы государственной власти всех уровней. Статистика показывает, что нравственное уродство подрастающего поколения имеет место и в богатых (а не просто в обеспеченных) семьях.

К учреждениям культуры относятся библиотеки, музеи, клубные учреждения, музыкальные и художественные школы. Они представляют собой социальные институты и явления культуры, поэтому их можно назвать явлениями духовной жизни местного территориального сообщества, способствующими культурации личности. Кроме того, местное территориальное сообщество характеризуется народной культурой, литературой, музыкой, живописью, архитектурой, скульптурой. Традиции, обычаи, нравы определяют особенность жизни свободно развивающегося территориального сообщества. Именно они характеризуют тот или иной этнос, а его жизнь организует сеть социальных статусов и ролей, различные социальные институты (образование, семья, религия, наука). Единицами культуры являются факты и артефакты, возникающие в повседневной жизни людей. Они уникальны, но связываются взаимодействиями людей, которые имеют общую направленность

Сказанное предполагает системный анализ культуры6. Логично предположить, что рядом с системными объектами культуры существуют несистемные, или диффузные, формы социальности7, связанные с доструктурированными элементами. Но как в том, так и в другом случае, при рассмотрении культуры как одной из сторон формирования и развития интеллектуального потенциала необходимо единое основание, позволяющее соотнести ее (культуру) с наукой и образованием, которые сами могут быть отнесены к культуре.

Чтобы определить стратегии в развитии культуры региона, необходимо социологическое измерение культуры, что весьма проблематично. Рамки статьи не позволяют представить целостную картину системных показателей, фиксирующих развитие культуры, которая оказывает влияние на формирование и развитие интеллекта.

Обратим внимание на роль библиотек в развитии интеллектуального потенциала территории потому, что огромная, если не решающая, роль в его развитии принадлежит книге. Развитие интеллектуального потенциала, или мыслительных способностей человека, — одна из первостепенных характеристик индивидуального и социального интеллекта, основная задача библиотечной деятельности. Это дает нам основание выделить основной измеряемый показатель в деятельности библиотек, обслуживающих местное территориальное сообщество, — семейное чтение. Как показали наши исследования, если в 2008 г. 28 % родителей, бабушек и дедушек читали вслух и беседовали о прочитанном с детьми, то в 2010 г. их стало значительно меньше. Целевая программа «Чтение — дело семейное» продолжает быть актуальной потому, что обеспечивает взаимодействие поколений в процессе чтения и передачу социокультурного опыта. Это вторая стратегия в развитии интеллектуального потенциала.

Есть несколько направлений взаимоотношений между поколениями: передача опыта через традиции, новации и т. д. В последнее время социологи отмечают еще одно — постнормативную культуру, когда идущие на смену поколения сомневаются в правильности предшествующих установок. Это относится к семье и общественной жизни в целом.

Поэтому взаимодействие различных социальных институтов (семьи, школы, органов государственной власти всех уровней, церкви, общественных организаций, партий, клубов по интересам и т. д.) обеспечивает развитие культурного потенциала поколений и становится важнейшей стратегической задачей развития интеллектуального потенциала городского округа. Поэтому мы полагаем, что на территории необходимо создание Центра интеллектуального развития, что можно обозначить как третью стратегию.

Но формулирование стратегий в области культуры как основы формирования и развития интеллектуального потенциала будет далеко не полным, если его не связать с сохранением и укреплением здоровья и повышением качества жизни. Ориентация на лечение болезней, а не на сохранение здоровья способствует низкой мотивации к здоровому образу жизни. Например, эффективность использования спортивных объектов в Губкинском городском округе составляет 57 %, а численность населения, регулярно занимающаяся спортом, — 25 %. В связи с этим мы полагаем, что каждый человек должен обладать определенными знаниями и умениями в области социологии здоровья, спорта, физической культуры, социологии медицины.

Поддержание здоровья представляет собой не только биологический и психологический, но и социальный процесс. От жизнедеятельности населения всех поколений, повышения его трудоспособности зависят экономический рост и качество жизни. В настоящее время состояние общественного здоровья служит показателем интеллектуального развития муниципального образования. Это четвертая стратегия в развитии интеллектуального потенциала.

В округе сложилась многоуровневая система образования, включающая 46 дошкольных учреждений, 40 общеобразовательных школ, 7 учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, 17 учреждений дополнительного образования. В условиях демографического спада обозначились проблемы в образовательной сфере округа. Так, за последние 5 лет контингент обучающихся снизился на 2 563 чел., что привело к закрытию 7 малокомплектных школ и реорганизации 12 общеобразовательных школ. Снижение контингента в школах повлияло на снижение студенческого контингента в вузах округа. На это повлиял и значительный отток выпускников, поступающих в вузы Белгородской области и за ее пределами. За последние три года он значительно увеличился.

Кадровый ресурс как движущая сила интеллектуального развития представлен 1 867 педагогами в общеобразовательных учреждениях, 191 — в системе НПО, 253 — в системе СПО, 238 — в системе вузов. Доля научно-педагогических кадров, имеющих ученую степень, составляет 64,3 %; молодых специалистов в школах — 7,6 %; в профессиональных учебных заведениях — 15,0 %. 50 % учителей и 60 % преподавателей вузов находятся в возрасте старше 60 лет.

Образовательными учреждениями накоплен богатый интеллектуальный опыт. Однако образование претерпело значительную эволюцию, видоизменило общество и отдельного человека. Учить «по-старому» нельзя, так как обучаемый все чаще отгораживается от учителя и родителей персональным компьютером, из которого он может получить любую информацию. Существует проблема крайне низкого взаимодействия молодого поколения, владеющего новейшими информационными и телекоммуникационными технологиями, и старшего поколения, обладающего глубокими знаниями и методикой преподавания. Для дальнейшего развития интеллектуального потенциала в образовательных учреждениях необходимо межпоколенное взаимодействие. Это пятая образовательная стратегия, которую можно решать на местном уровне.

Необходима система накопления и распространения инновационного опыта педагогов образовательных учреждений, методических служб разных уровней. Следует совершенствовать систему психолого-педагогической одаренности детей, выявления и дальнейшего сопровождения развития одаренных детей с использованием научно-педагогического потенциала профессорско-преподавательского состава вузов. Но, главное, при этом нельзя забывать и об остальных детях. Поэтому в качестве шестой стратегии развития интеллектуального потенциала муниципального образования необходимо назвать работу со всеми группами детей, а не только с одаренными, ибо зарекомендовавшие себя одаренными в школе не всегда проявляют себя на следующих ступенях образования и могут не показать свою одаренность в практической деятельности.

Для реализации этих стратегий необходим иной взгляд на образование. Школа — традиционный институт социализации, а сегодня она трансформируется в сферу услуг, что ведет к утрате своих воспитательных функций, важнейшими из которых являются трансляция ценностей и развитие личности8. Поэтому седьмая стратегия — это акцент на воспитательной функции общеобразовательной школы. Профессиональная (начальная, средняя и высшая) школа тоже должна усилить реализацию воспитательной функции.

Сегодня наука в г. Губкине развивается в основном в вузах. Научная деятельность в вузах оценивается по формальным показателям: публикация статей, издание монографий и учебных пособий. Экономический эффект от научной деятельности возможен при проведении фундаментальных научных исследований, создании научных школ, выполнении хоздоговорных работ. Экономическую деятельность вузов можно оценить только по выполнению хоздоговорных работ, а их не много. Так, в 2009 г. вузами города выполнен объем хоздоговорных работ всего на 2 650 тыс. руб. Научных школ в Губкине нет. В современных условиях сформулировать достаточно взвешенную стратегию развития науки в регионе сложно. Поэтому восьмой стратегией является определение основных направлений развития и функционирования науки в регионе.

Обозначенные стратегии органично вписываются в формулу благополучия Белгородчины: «чтобы на территории Белгородской области на единицу площади было как можно больше умных людей и чтобы они имели все условия для реализации своего потенциала»9.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Руткевич М.Н., Левашов В.К. О понятии интеллектуального потенциала и способах его измерения // Человеческий потенциал России: интеллектуальное, социальное, культурное измерение: сб. науч. работ / под ред. Б.Г. Юдина. М.: Ин-т человека РАН, 2002. С. 12—24.

2 См.: Юдин Б.Г. Интеллектуальный потенциал личности // Там же. С. 8.

3 См.: Гримак Л.П., Кордобовский О.С. Культура — изначальная терапия человека // Там же. С. 113.

4 См.: Фрейд З. Будущее одной иллюзии // Основной инстинкт. М., 1997. С. 370.

5 См.: Статистический бюллетень. Губкин, 2009. 168 с.

6 См.: Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука (логико-методологический анализ). М., 1983. 284 с.; Каган М.С. Философия культуры. СПб., 1996. 415 с.; Пелипенко А.А., Яковенко И.Г. Культура как система: структурная морфология культуры. Единство онто- и филогенеза. Изоморфизм мышления и историко-культурная феноменология. М.: Языки рус. культуры: Кошелев, 1998. 271 с.

7 См.: Ионин Л.Г. Диффузные формы социальности (к антропологии культуры) // Социол. чтения. Вып. 2. М., 1997. С. 50—89.

8 См.: Асмолов А.Г. Семья как институт неформального образования: сб. науч.-метод. материалов. М., 2009. С. 10.

9 Выступление губернатора Белгородской области Е.С. Савченко на заседании совета по кадровой политике 21 октября 2010 г. в г. Белгороде.

Поступила 11.07.11.

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная