И. В. Курлевский. Политико-территориальная система России: позиции политических партий в избирательной кампании 2007 г.
И. В. КУРЛЕВСКИЙ
ПОЛИТИКО-ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ СИСТЕМА РОССИИ: ПОЗИЦИИ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ В ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КАМПАНИИ 2007 г.1
КУРЛЕВСКИЙ Иван Владимирович, аспирант кафедры всеобщей истории и мирового политического процесса Национального исследовательского Мордовского государственного университета.
Ключевые слова: государство, местное самоуправление, политическая партия, регион, региональная политика, субъект Федерации
Key words: state, local self-government, political party, region, regional policy, constituent entity of the Federation
Первое десятилетие XXI в. часто рассматривается как период централизации страны и усиления «властной вертикали». Выборы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации пятого созыва 2007 г. в этой связи можно оценивать как промежуточно-итоговые. Основные реформы, инициированные федеральным центром, были уже проведены, появилась определенная реакция на них других политических акторов разного уровня, однако пока еще не были ясны все последствия преобразований для формы государства, центрально-региональных отношений и системы территориального управления. Позиции политических партий России, принявших участие в избирательной кампании 2007 г., стали на тот момент своеобразной экспликацией интересов социальных и политических групп.
Положительная оценка осуществленных реформ была свойственна «партии большинства» — «Единой России», ставшей «партией власти». В ее предвыборной программе особо подчеркивалась роль партии в укреплении единства и целостности государства. В качестве стратегической цели закреплялось строительство России как великой державы на основе исторических традиций и самобытных культурных ценностей ее народов, лучших достижений мировой цивилизации. Один из провозглашенных ориентиров «Единой России» — повышение эффективности государства, что понималось как укрепление российской государственности,
авторитета страны. Был заметен, однако, акцент на социальных и экономических аспектах региональной политики, суть которой усматривалась в создании единых для страны социальных стандартов. Отмечалась важность стратегического развития Сибири и Дальнего Востока, обеспечения привлекательности Севера. В ближайшей перспективе намечалось укрепление финансовой самостоятельности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Говорилось о необходимости обеспечить участие местных сообществ в решении общенациональных задач. Таким образом, второй характерный момент в позиции «Единой России» в ходе избирательной кампании 2007 г. — артикуляция регионального и местного уровня, но не федерального. Вопросы дальнейшего развития российского федерализма, особенно в политическом измерении, в предвыборной программе единороссов либо затрагивались опосредованно, через призму социальной проблематики, либо вообще не поднимались. Это можно объяснить спецификой стратегии позиционирования партии как «партии реальных дел», отсюда — повышенное внимание к текущим, конкретным задачам, ставящимся в русле стратегических ориентиров развития страны и общества. Собственно, эта стратегия была обусловлена электоральной конкуренцией с партиями левого спектра, для которых подобная тематика всегда была чрезвычайно актуальной2.
Коммунистическая партия Российской Федерации (КПРФ) в отличие от «Единой России» негативно оценила результаты предшествующего времени, текущую ситуацию и перспективы страны. Были подвергнуты резкой критике решения и действия в рамках региональной политики, бюджетного федерализма и др. Констатировалось, например, что изъятие доходов у регионов и назначение губернаторов из Москвы ведет к превращению страны в «экономическое пространство для эксплуатации крупным бизнесом, чиновниками, иностранными корпорациями», а под видом «укрепления властной вертикали» попираются гражданские права. Совет Федерации признавался «декоративным» органом. КПРФ предложила России «альтернативный курс». Среди «семи шагов в будущее» были названы перераспределение налогов между федеральным центром и регионами в соотношении 40 на 60 %; поддержка государством принципов самоорганизации, самоуправления и самозащиты народа; восстановление добровольного союза братских народов, входивших в состав СССР. КПРФ также затронула тему территориальной целостности страны3. Однако некоторые предложения КПРФ, несмотря на ее оппозиционность, перекликались с инициативами «Единой России» — с рядом ее партийных проектов («Урал промышленный, Урал — полярный» и др.).
Другая партия левого спектра, вошедшая в состав Государственной Думы пятого созыва, — «Справедливая Россия». Она также обратила внимание на регионы и муниципалитеты. В программном заявлении партии подчеркивалось, что развитие страны начинается не «сверху», а «снизу». Появилась идея децентрализации полномочий федерации с разграничением имущественных прав и бюджетных доходов. В отличие от КПРФ партия имела намерение «строить отношения центра и регионов не на потоках перераспределения денежных средств», а на программах экономического и социального развития. «Справедливая Россия», как и другие, не могла обойти проблему территорий с особо сложными условиями. Она предложила решать ее путем введения льготного режима хозяйственной деятельности и дополнительных социальных гарантий. Было намечено оказание консультативной помощи регионам и муниципалитетам в разработке программ экономического и социального развития территорий с учетом местных интересов4.
В политической платформе 2007 г. «Справедливая Россия» в русле идеи обеспечения открытости и прозрачности власти выдвинула среди прочего инициативы законодательного обеспечения права отзыва населением выборных лиц региональных и местных органов власти, повышения «прозрачности» региональных и местных бюджетов и подтвердила намерение поддерживать все формы самоорганизации населения в их стремлении решать местные проблемы собственными силами5.
В предвыборной программе 2007 г. партия сформулировала и ряд конкретных предложений по преобразованию федерального уровня, хотя они также имели отношение к интересам регионов, например, избрание членов Совета Федерации всенародным голосованием и возвращение смешанного принципа формирования Государственной Думы, что, вероятно, должно было повысить представительство территорий в федеральном парламенте6.
Самая радикальная позиция среди партий, прошедших в Госдуму пятого созыва, была занята Либерально-демократической партией России (ЛДПР). В рамках «нового прогрессивного сценария» создания благополучного и могущественного российского государства ЛДПР призвала к проведению административного переустройства Российской Федерации с отказом от национально-территориального деления и созданием 50 краев с численностью не менее 3 млн жителей. С позиции партии, регион с меньшим населением будет дотационным и экономически зависимым от поддержки из центра. Также ЛДПР предложила избирать губернаторов (руководителей краев) по представлению их кандидатур Президентом Российской Федерации с утверждением на заседании краевой думы и принять ряд мер по поддержке местного самоуправления в стране, в том числе обеспечить его финансирование за счет государственного бюджета и оставлять больше налогов на местах (до 70 %).
ЛДПР — единственная из парламентских партий, которая затронула имперскую тему, выдвинув идею «собирания Российской империи» путем выдачи монопольного заказа на экспорт из России и импорт в Россию минерального сырья, промышленной продукции и товаров народного потребления олигархам и элите бывших республик СССР с последующей организацией ими референдумов о добровольном вхождении — возвращении в Россию. Общим с другими партиями программным положением ЛДПР стало указание на особое положение Севера. Она предложила срочно разработать общую стратегию по развитию Сибири, Забайкалья, Дальнего Востока и Камчатки, используя дифференцированный подход. Наконец, показательным и в то же время парадоксальным моментом можно признать наличие своего рода «связки» между инициативами либерал-демократов и «властного центра», что отмечается в программе 2007 г., например, в отношении укрупнения территорий, государственной программы развития Дальнего Востока7.
Имеет смысл проанализировать позиции партий относительно государственного устройства России, принявших участие в выборах 2007 г., но не преодолевших избирательный барьер. Следует отметить, что некоторые из них не включили положения по соответствующим вопросам в свои предвыборные документы. Как правило, им была свойственна «специализация» на особых вопросах: развитие сельского хозяйства («Аграрная партия России»8), интеграция / возвращение в Европу («Демократическая партия России»9) и пр. Но, например, Партия социальной справедливости, предлагая в качестве ключевого тезиса программы развития России «государство для людей, а не люди для государства», в свою предвыборную программу включила формулу новой России — «Реальный суверенитет и подлинное народовластие». В рамках ее реализации было намечено, в частности, изменение принципов Совета Федерации, поскольку он «не избирается народом, а фактически назначается региональной бюрократией, проводящей в парламент своих ставленников»10.
С резкой критикой действий власти выступили «Патриоты России». Все проведенные преобразования за постсоветский период они назвали «псевдореформами». Со своей стороны, партия сформировала «новую модель развития жизни в России», включающую 8 пунктов, среди которых следует назвать развитие политической системы, предполагающее на первом этапе внедрение реальной демократии с прямыми выборами народом депутатов, губернаторов и мэров, системой отчетности власти перед гражданами, возможностью отзыва населением о любом должностном лице в стране; создание новой системы власти, не имеющей исторических и мировых аналогов11. Также «Патриоты России» отметили необходимость перехода к избранию Совета Федерации непосредственно гражданами и поддержали идею возвращения к смешанной системе выборов в Госдуму12.
Наибольшее внимание к рассматриваемой проблематике среди партий-«неудачников» уделено двумя либеральными партиями — Союзом правых сил и Российской демократической партией (РДП) «Яблоко».
Партия «Союз правых сил» (СПС) выступила против «суверенной бюрократии» и вертикали власти. В предвыборной программе указывалось, что централизация системы управления страной лишает ее механизмов обратной связи, уменьшая гибкость и оперативность на всех уровнях. Констатировалось, что источником власти в регионах теперь является не народ, а президент страны. Говорилось и о том, что отрицательные последствия «вертикали» особенно сильно проявляются в регионах, лишенных финансовой самостоятельности. Среди наиболее срочных мер СПС назвал восстановление прямого действия Конституции РФ, а именно принципов демократизма и федерализма. В случае победы партия считала необходимым вернуться к выборности глав исполнительной власти регионов и мэров, прямым всенародным выборам представителей регионов в Совете Федерации; установить пропорцию распределения налогов между федеральным центром и регионами в соотношении 50 на 50. В предвыборной программе СПС было также показано его видение реформы местного самоуправления13.
«Яблоко» в отличие от СПС традиционно предлагало перейти от «управляемой демократии» к «реальной» путем внедрения «реального федерализма», не допускающего ущемления экономических прав регионов и местного само-управления14. В программных документах РДП «Яблоко» давалась преимущественно критическая оценка сложившейся ситуации. Тема совершенствования российского федерализма является в них одной из наиболее востребованных. «Яблоко» предложило свою программу построения в России «эффективного сбалансированного федерализма на службе интересов граждан». Стратегической целью реформы федеративных отношений признавалось создание реального баланса интересов, доходов и полномочий центра и регионов, где каждый уровень эффективно выполняет свои обязательства перед гражданами. Однако в предвыборной программе 2007 г. «Яблока» в этой плоскости в качестве стратегического приоритета представлены только восстановление основ демократии, реформа госаппарата и отделение власти от бизнеса, что соответствует провозглашенной партией цели создания современного государства — сильного, демократического и социального. Важными шагами на пути преобразования России в такое государство признавались восстановление выборности губернаторов и Совета Федерации, освобождение местного самоуправления от всех видов избыточного государственного контроля, наделение его минимально достаточными и закрепленными на постоянной основе финансовыми источниками15.
В целом проблематику политико-территориального устройства России в предвыборных документах политических партий в ходе избирательной кампании в Государственную Думу пятого созыва можно признать одной из константных, но отнюдь не доминантных. В большей степени акцентированными в них были социально-экономические вопросы, интересующие электорат, а в политической сфере — проблемы совершенствования политической и избирательной систем, поскольку их решение непосредственно могло сказаться на политическом влиянии той или иной партии. Кроме того, на тот момент в массовом сознании проведенные федеральном центром реформы воспринимались, скорее, положительно. Централизация начала 2000-х гг. противопоставлялась децентрализации 1990-х. Для большинства граждан России она означала укрепление государства, что соответствовало официальной трактовке осуществленных нововведений, тогда как децентрализация была синонимом сепаратизации. Свою роль сыграл и высокий авторитет главы государства, который выступил инициатором реформ. Что касается оценок, данных им политическими партиями, то они чаще всего определялись оппозиционностью по отношению к власти или, напротив, принадлежностью к ней. Но многие участники избирательной кампании исходили из признания ценности и значения федерализма как принципа построения российского государства и одновременно настаивали на необходимости совершенствования его основ и механизмов. Таким образом, на ближайшую и среднесрочную перспективы отвергались альтернативы империи и унитарного государства, хотя нередко поднималась великодержавная тема, в основном во внешнеполитической сфере. Пожалуй, главное требование политических партий по вопросам развития политико-территориальной системы РФ в ходе избирательной кампании 2007 г. заключалось в нахождении баланса интересов по линии центрально-региональных отношений, что соответствовало вызовам текущей социально-политической ситуации.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Статья опубликована при финансовой поддержке Минобрнауки РФ в рамках госзадания. Проект 6.3306.2011 «Трансформация статусно-ролевых характеристик национальных образований финно-угорских народов России в процессе модернизации политико-территориальной системы».
2 См.: Предвыборная программа всероссийской политической партии «Единая Россия». URL: http://yavibral.ru/?page=3&news_id=4 (дата обращения: 19.12.2011).
3 См.: За власть трудового народа! Предвыборная программа Коммунистической партии Российской Федерации. URL: http://www.rg.ru/2007/11/09/ kprf.html (дата обращения: 21.12.2011).
4 См.: Программное заявление партии «Справедливая Россия»: Родина / Пенсионеры / Жизнь. URL: http://www.spravedlivo.ru/information/ section_14 (дата обращения: 25.12.2011).
5 См.: Политическая платформа партии «Справедливая Россия»: Родина / Пенсионеры / Жизнь. URL: http://www.spravedlivo.ru/information/ section_12 (дата обращения: 25.12.2011).
6 См.: Предвыборная программа партии «Справедливая Россия». URL: http://www.spravedlivo.ru/information/section_54 (дата обращения: 25.12.2011) .
7 См.: За достойную жизнь в сильной стране! Предвыборная программа Либерально-демократической партии России. URL: http://yavibral.ru/ ?page = 3&news_id=6 (дата обращения: 17.01.2012).
8 См.: Мир и хлеб — каждому дому! Предвыборная программа Аграрной партии России. URL: http://www.rg.ru/2007/11/09/a187805.html (дата обращения: 15.01.2012).
9 См.: Программа политической партии «Демократическая партия России». URL: http://www.rg.ru/2007/11/09/dempartia.html (дата обращения: 17.01.2012) .
10 Наша цель — социальное государство и общество равных возможностей. Предвыборная программа Партии социальной справедливости. URL: http://www.rg.ru/2007/11/09/pss.html (дата обращения: 17.01.2012).
11 См.: Патриоты России — курс на страну № 1. Предвыборная программа политической партии «Патриоты России». Начало. URL: http://www. rg.ru/2007/11/07/patrioty.html (дата обращения: 21.01.2012).
12 Патриоты России — курс на страну № 1. Предвыборная программа политической партии «Патриоты России». Окончание. URL: http://www.rg.ru/2007/11/08/patrioty.html (дата обращения: 21.01.2012).
13 См.: Свобода и человечность. Предвыборная программа политической партии «Союз правых сил». URL: http://www.sps.ru/?id=222854 (дата обращения: 19.01.2012).
14 См.: Путь к свободе. Обращение учредительного съезда Российской демократической партии «Яблоко». URL: http://www.yabloko.ru/Union/ Program/put-proj.html (дата обращения: 14.12.2011).
15 См.: Семь шагов к равенству возможностей. Предвыборная программа партии «Яблоко» — программа создания сильной России. URL: http://www.rg.ru/2007/11/14/yabloko.html (дата обращения: 14.12.2011).
Поступила 16.02.12.
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная