М. В. Логинова. Тенденции развития этноэстетики в образовательном пространстве финно-угорского мира

М. В. Логинова

ОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ФИННО-УГОРСКОГО МИРА

М. В. Логинова, профессор кафедры культурологии, этнокультуры и театрального искусства Национального исследовательского Мордовского государственного университета, доктор философских наук

Исходным методологическим императивом для нас послужили синергетические принципы понятия «пространство финно-угорского мира», которое осознается не только как сугубо материальное пространство, но и как духовное, включающее коммуникационное, информационное, религиозное, научное, художественное содержание.

Система образования является одним из главных оснований и влиятельной силой, формирующей и развивающей сознание человека. При этом конечный результат должен быть обращен к главной цели — гуманизации общества, что в условиях современной «мозаичной культуры» возможно только через возрождение этнокультуры. Образование ставит своей задачей формирование человека, который обладает «глобальным видением» мировых процессов, но в то же время является носителем определенной этнокультуры. Л. Н. Гумилев и Д. С. Лихачев с особой тревогой говорили о грозящей утере «культурного лица мира», национальной самобытности, уникальности и многообразия культур.

Существующая сегодня тенденция на модернизацию, стилизацию предметов этнокультуры, историко-культурных ценностей ставит под угрозу сохранение того, что еще есть в культуре народов. Современная образовательная деятельность невозможна без создания в ней условий для развития человека культуры, способного приобщаться к традициям и ценностям предков и стремящегося сохранить свою самобытность, уникальную этнокультуру, пониманию которой должна способствовать глубокая интерпретация смыслов, связанных с понятием «этноэстетика».

Анализ литературы убедил нас не только в актуальности, но и в необходимости разработки этноэстетической проблематики как составной части этнокультуры, познание которой сопровождается формированием особых качеств личности. К ним относятся художественный вкус, этноэстетический идеал, этноэстетическое переживание, а также способность видеть, чувствовать и воспроизводить красоту и эстетически ее оценивать с позиции менталитета. Основной тенденцией развития этноэстетики является объединение современных образовательно-педагогических технологий, соответствующих мировым стандартам, с исторически-ценностным содержанием этнической культуры.

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная