О. В. Радзецкая. Музыкальная пассионарность
О. В. Радзецкая
МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАССИОНАРНОСТЬ
О. В. Радзецкая, докторант кафедры культурологии, этнокультуры и театрального искусства Национального исследовательского Мордовского государственного университета
Генетический фактор в музыкальной пассионарности этнических сообществ определяется не только индивидуальными особенностями композиторского письма, уровнем интеллектуальной и творческой деятельности, динамизмом и темпераментом. Зона влияния генетического находится в области, принадлежащей к глубинным истокам музыкального языка, призванного закреплять автохронные этнические особенности. В них находится константа музыкальных генов, культивированно распространяющихся на этническую культуру в пространственно-историческом ракурсе.
Потенциальные возможности, открывающиеся при ориентировании на генное объяснение музыкальной пассионар-ности, направлены на создание очагов этнической культуры в глобальном и локальном измерении. В данном смысловом контексте эта миссия возлагается на носителя этнической пассионарной энергии. В русле композиторского творчества происходит соединение генного материала, воплощенного в музыкальные произведения, — «имя собственное» этнической культуры.
В целом генное объяснение музыкальной пассионарности не находит ресурсов для того, чтобы полностью принять это утверждение. Ситуация может быть рассмотрена с позиции смысловой переадресованности, допускающей иную контекстовую интерпретацию. Генная ориентированность формирует интеллектуальные и эмоциональные опоры индивида, тогда как музыкальный ракурс относит ее к раскрытию природы и ценности этнической культуры. При такой расстановке генный фактор музыкальной пассонарности имеет конкретные координаты поиска.
Масштаб этнической музыкальной культуры центрируется на бессознательном инстиктивном уровне, будучи вовлеченным в процессуальность этологического порядка. Ощущение единой этнической общности в музыкальной культуре вспомогательно динамизируется за счет пассионарного авторитета, вызывающего ответную эмоциональную волну доверия. В этнических композиторских школах подобная структурная зависимость выражается в абсолютизации равенства между автором и автохронным музыкальным материалом, закрепляющим символику объективного влияния на окружающую культурную среду.
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная