Н. А. Филиппова, Д. Ю. Макевнина. Налоговые правонарушения: в регионе

Н. А. ФИЛИППОВА, Д. Ю. МАКЕВНИНА

НАЛОГОВЫЕ  ПРАВОНАРУШЕНИЯ В РЕГИОНЕ

 

ФИЛИППОВА Наталья Алексеевна, заведующая кафедрой налогов и налогообложения Национального исследовательского Мордовского государственного университета, доктор экономических наук, профессор.

МАКЕВНИНА Дина Юрьевна, аспирант кафедры налогов и налогообложения Национального исследовательского Мордовского государственного университета.

Ключевые слова: налоговые правонарушения, налоговый контроль, налоговые органы, камеральные проверки, выездные проверки

Key words: tax violations, tax control, taxation bodies, cameral tax audits, on-site audits

Становление и развитие рыночной экономики в России сопровождается комплексом проблем, одними из которых в течение всего периода реформирования остаются масштабность теневого сектора, сокрытие значительной части доходов, в том числе налоговые правонарушения. Девиантное налоговое поведение имеет негативные последствия для отдельных экономических субъектов и государства в целом. Налоговые правонарушения в современной России — достаточно распространенные противоправные деяния, которые существенно тормозят проведение социально-экономических реформ и ставят под угрозу интересы личности, общества и государства. Между тем, по данным налоговых органов, нарушения налогового законодательства ежегодно выявляются у 40 % хозяйствующих субъектов, подвергающихся налоговым проверкам.

Проблема борьбы с налоговыми правонарушениями весьма актуальна и для Республики Мордовия, о чем свидетельствуют результаты проведенного нами исследования. Так, количество проведенных налоговых проверок налоговыми органами Мордовии сократилось с 264 403 в 2009 г. до 205 937 в 2010 г., или на 22,1 %. В связи с этим стало меньше количество выявленных по их результатам налоговых правонарушений: с 17 982 в 2009 г. до 12 589 в 2010 г., или на 30,0 %. При этом по результатам камерального контроля уменьшилось количество выявленных налоговых правонарушений на 30,6 %, по итогам выездных проверок — на 6,2 %.

Такое значительное сокращение камеральных проверок объясняется причинами, связанными со снижением количества представляемых в налоговые органы деклараций по единому социальному налогу и по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (ОПС), расчетов авансовых платежей по страховым взносам по единому социальному налогу и по страховым взносам на ОПС и т. д., что вызвано изменениями налогового законодательства с 1 января 2010 г. Это вполне объективно характеризует сложившуюся ситуацию.

Что касается выездных проверок, то они остаются самой результативной формой налогового контроля. Так, в 2009— 2010 гг. уровень их результативности в республике достиг 100 %. Это обусловлено постоянным совершенствованием методов проведения выездных проверок, более тщательным отбором налогоплательщиков для их проведения.

По количеству выявленных налоговых правонарушений по результатам проведенных контрольных мероприятий налоговыми органами в 2010 г. Мордовия занимает 13-е место среди регионов Приволжского федерального округа (ПФО). Это следствие того, что на учете в налоговых органах республики зарегистрировано гораздо меньше налогоплательщиков, чем в других регионах ПФО, что в итоге обусловливает минимальное количество проводимых налоговых проверок и, соответственно, выявленных по их результатам нарушений налогового законодательства. Однако по результативности налоговых проверок Мордовия имеет весьма высокие показатели. Так, в 2010 г. республика стала единственным регионом, в котором результативность выездных налоговых проверок составила 100 %. По результативности камеральных проверок регион занял 7-е место.

Основными нарушениями, регулярно выявляемыми в ходе налоговых проверок, являются непредоставление налоговой декларации (ст. 119 НК РФ) и сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (ст. 126 НК РФ); неуплата или неполная уплата сумм налога (ст. 122 НК РФ); грубое нарушение правил учета доходов и расходов (ст. 120 НК РФ); неправильное определение сумм облагаемого дохода; уменьшение налоговой базы за счет включения в расходы документально не подтвержденных затрат; неотражение в составе доходов сумм авансов, полученных от покупателей в соответствующем налоговом периоде; занижение налоговой базы из-за нарушения порядка заполнения налоговых деклараций.

При этом, как показало проведенное исследование, наибольшее распространение получили нарушения законодательства о налогах и сборах, связанные с исчислением и уплатой налогов с юридических лиц. Из общего количества зарегистрированных юридических лиц лишь 16,6 % производят платежи регулярно, 49,8 % имеют задолженность перед бюджетом, около 29,9 % не представляют бухгалтерскую отчетность, не платят налоги или находятся в налоговом розыске. Практика показывает, что налоговое законодательство нарушают различные хозяйствующие субъекты независимо от форм собственности. Так, на долю обществ с ограниченной ответственностью приходятся 46 % преступлений, индивидуальных предпринимателей — 22 %, акционерных обществ — 17 %, государственных предприятий — 6 %, кооперативов — 4 %, некоммерческих организаций — 4 %, крестьянско-фермерских хозяйств — 1 %. Особо следует отметить, что свыше 50 % всех нарушений налогового законодательства совершается на предприятиях с частной формой собственности, тогда как на государственную форму собственности приходится около 8 % всех нарушений налогового законодательства данного вида.

Исследование выявленных налоговых правонарушений в Мордовии показывает, что наиболее уязвимыми сферами экономики с точки зрения преступных посягательств нарушителей являются промышленность, строительство, торговля и сельское хозяйство. Анализ направленности преступных посягательств показал, что в республике уклонение от уплаты налогов касается в основном порядка исчисления и уплаты единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, нарушения по которому были обнаружены в 35,7 % случаях. Однако при этом самые большие суммы доначисленных средств в бюджет по итогам проведенных налоговых проверок в 2010 г. приходились на НДС — 408 250 тыс. руб., или 44,6 % от общей суммы доначисленных налогов; на налог на прибыль — 250 418 тыс. руб., или 27,4 %; НДФЛ — 113 763 тыс. руб., или 12,4 %.

Среди основных способов совершения налоговых правонарушений можно назвать занижение объема реализованной продукции, сокрытие выручки от реализации продукции, завышение себестоимости и искажение расчета налогов в налоговой декларации. Существуют и иные способы уклонения от уплаты налогов, однако они встречаются гораздо реже.

Особое внимание при проверках налоговые органы республики уделяют организациям, которые имеют «нулевые» отчеты или не представляют отчетность в налоговые органы. По большинству юридических лиц, не представляющих отчетность в налоговые органы, материалы направляются в органы внутренних дел для установления их места нахождения. Кроме того, налоговые органы приостанавливают операции по счетам организаций, которые не представляют отчетность. Если организация не представляла отчетность в налоговый орган длительное время, то дело о ее ликвидации направляется в арбитражный суд.

В настоящее время налоговыми органами республики ведется активная работа с убыточными организациями. Большая их часть создает убытки сознательно: допускаются ошибки при исчислении налоговой базы, используются схемы минимизации налогов или ухода от их уплаты, скрывается выручка, необоснованно завышаются расходы и т. д. Тем самым они наносят значительный ущерб доходной части бюджета. По данным УФНС по РМ, в 2008 г. выявлено 421 убыточное предприятие (13,3 % от общего количества зарегистрированных), 121 из которых после проведения проверок сдало уточненные налоговые декларации на общую сумму 169,9 млн руб. В 2009 г. количество убыточных организаций в республике сократилось и достигло 394 (13,3 %), в 2010 г. — 12 % от всех зарегистрированных организаций. Следует отметить, что такие предприятия наносят значительный ущерб бюджету. Сумма убытка в 2010 г. превысила 860 млн руб.

Объяснить нарушения налогового законодательства в Мордовии можно несовершенством налогового законодательства, позволяющим находить «лазейки» для ухода от налогообложения; нежеланием налогоплательщиков отдавать часть своей прибыли государству; сложностью и большим разнообразием форм налоговой отчетности; отсутствием налоговой культуры у населения, а также низким уровнем организации налогового контроля за налоговыми правонарушениями со стороны государства.

Тем не менее, несмотря на проводимую контрольную работу налоговыми органами республики для выявления и пресечения фактов налоговых правонарушений, ситуация в сфере соблюдения налогового законодательства остается напряженной. Это свидетельствует о том, что у государства еще есть значительные резервы для повышения эффективности налогового контроля за налоговыми правонарушениями. В связи с этим мы считаем необходимым предложить ряд мер по повышению результативности контрольной работы налоговых органов.

Во-первых, необходимо реформировать налоговое законодательство, касающееся ответственности за совершение налоговых правонарушений, что позволит ликвидировать «лазейки» для недобросовестных налогоплательщиков. Во-вторых, следует принять меры по дальнейшему развитию организации, форм и методов налогового контроля, прежде всего, налоговых проверок как основного вида налогового контроля. Кроме того, считаем необходимым усовершенствовать систему отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок. В-третьих, повышению эффективности налогового контроля за налоговыми правонарушениями будет способствовать улучшение информационного взаимодействия налоговых органов с другими органами государственной власти, а также с налогоплательщиками. В-четвертых, необходимо усилить организацию взаимодействия налоговых и правоохранительных органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений. В-пятых, следует повысить налоговую культуру населения, сформировать общественное мнение, направленное на изменение менталитета налогоплательщика.

Подводя итог, можно сказать, что реализация комплекса предложенных мер позволит улучшить работу налоговых органов по борьбе с налоговыми правонарушениями и существенно сократить их количество.

Поступила 24.01.12.

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная