А. М. Магдеев. Историческая ретроспектива взаимодействия финно-угров с тюркоязычными народами России

А. М. Магдеев

ИСТОРИЧЕСКАЯ РЕТРОСПЕКТИВА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ФИННО-УГРОВ С ТЮРКОЯЗЫЧНЫМИ НАРОДАМИ РОССИИ

А. М. Магдеев, начальник отдела фундаментальных и поисковых исследований Национального исследовательского Мордовского государственного университета

Исторические процессы взаимодействия тюркоязычных народов с финно-уграми складывались на протяжении многих столетий. Это историческое явление связанно с процессом становления Российского государства, что дает возможность утверждать, что фундамент государственности был заложен указанными народами России. Финно-угорские народы имеют весьма схожие традиции и обычаи, систему ценностей и предоставлений, образ жизни и ментальность с тюркоязычными народами. Между ними нет непреодолимых культурных барьеров.

За последние десятилетия в ходе изучения исторических памятников финно-угров, особенно мордвы, историки, археологи, этнографы, лингвисты много добились. Активизировались научные исследования в связи с празднованием 1000-летия единения мордовского народа с народами Российского государства. Это событие имеет историческое значение для мордовского народа и всего финно-угорского сообщества России. По своему глубинному смыслу этот юбилей станет, безусловно, знаковым событием в жизни народов России, вызовет пристальный международный интерес, а также окажет огромное влияние на страны финно-угорского мира.

Начало контактов мордовских племен (мокши и эрьзи) с тюркоязычными племенами относится к III—IV вв. н. э. Это связано с приходом гуннов в районы Прикаспия и донских степей. Хотя до районов непосредственного расселения мордовских племен (Среднее Поволжье) племена гуннов не доходили, однако некоторое передвижение населения из области лесостепи к северу имело место и привело к появлению тюркоязычных племенных групп.

По утверждению многих ученых, мордовско-тюркские торгово-экономические и культурные контакты усилились в VII—VIII вв. н. э. после образования Хазарского ханства, в непосредственном подчинении которого находилась и часть мордвы. Примерно в этот же период (VII—VIII вв. н. э.) на правобережье Средней Волги поселяются тюркоязычные булгарские племена, объединение которых в Приазовье было разгромлено хазарами. Археологическим подтверждением булгарской экспансии на Среднюю Волгу является Больше-тарханский могильник в Тетюшевском районе Республики Татарстан, раскопки которого дали ценные сведения о бул-гарско-мордовских взаимоотношениях. Историки и археологи, опираясь на новые археологические данные, пришли к заключению, что пришлые булгарские племена в VII—VIII вв. вступили в тесный контакт с древней мордвой, восприняли некоторые типы ее материальной культуры, а булгары в свою очередь повлияли на материальную и духовную культуру территориально близкой мордвы.

Мордовско-тюркские контакты усиливаются в X в. и последующие века, когда рядом с мордовскими землями образовалось одно из ранних феодальных государств Восточной Европы — Волжская Булгария, культура и экономика которой оказали огромное воздействие и на мордовские племена. Более того, есть все основания полагать, что в это время часть земель, заселенных мордвой, вошла в состав Булгар-ского государства. Это земли по Волге в районе Жигулей и по верховьям р. Суры. О проживании мордовского народа в городах Булгарии также свидетельствует обнаруженное в 1950 г. в подгорной части г. Булгар погребение XI—XII вв., совершенное по мордовскому обряду. В нем были найдены мордовские украшения.

Таким образом, уже в X—XI вв. мордовские племена были втянуты в сферу культурного, торгово-экономического и политического воздействия Булгарского государства, и, несомненно, ряд товаров булгарского экспорта (лисьи и бобровые меха, мед, рыба и т. п.) поставлялся и мордвой. Часть из них шла в качестве дани, но между мордвой и Булгарией существовали и товарно-денежные отношения, о чем свидетельствуют найденные в мордовских землях восточные дирхемы, в том числе и чеканенные в городах Булгар и Сувар. Нередко взаимоотношения мордвы с Булгарией выходили за культурно-экономические рамки и принимали политическую форму. В связи с этим интересны и весьма показательны сообщения древнерусских летописей о протекторате Булгарии над мордовскими землями, в частности, над владениями князя Пургаса, и о военных союзах Булгарии с мордовскими племенами. Таким образом, после прихода булгар на Среднюю Волгу, создавших в X в. мощное государство, и особенно после нашествия Золотой Орды, контакты мордовских племен с тюркскими приняли наиболее интенсивный характер.

Происходящие на протяжении нескольких веков процессы культурно-экономического взаимодействия в духовной и материальной жизни мордовского и соседствовавших с ним тюркских народов нашли отражение в многочисленных лексических заимствованиях. Тюркские заимствования, функционирующие в мордовских языках, являются разными по времени возникновения и историческому происхождению. Большую часть из них составляют татарские слова, но не менее значительная их часть является древнетатарскими и общетюркскими лексическими элементами, чувашско-булгарскими и тюркскими заимствованиями, вошедшими в мордовский язык через русский. Среди тюркизмов мордовских языков есть большое количество слов, общих для татарского и чувашского, татарского и башкирского, татарского и мордовского или даже для всех языков народов Поволжья.

В современных мордовских языках ученые-лингвисты зафиксировали более 400 слов тюркского происхождения. По всей видимости, тюркских заимствований в мордовских языках было значительно больше. Однако вследствие широкого проникновения русской культуры в быт мордовского народа в XVI—XXI вв. многие тюркские заимствования просто вытеснились словами, заимствованными из русского языка.

В настоящее время взаимодействие тюркских народов России с финно-угорскими народами происходит наиболее интенсивно. На территории Татарстана находятся 72 населенных пункта с мордовским 30-тысячным населением. В 2001 г. Ассоциацию национально-культурных организаций Республики Татарстан пополнила национально-культурная

автономия мордвы. В Татарстане работают 7 мордовских школ, 11 фольклорных коллективов. На территории Чувашии в 51 населенном пункте проживает около 25 тыс. чел. мордвы. В Башкортостане расположено около 90 мордовских сел с населением свыше 43 тыс. чел. В Мордовии более 5 % населения составляют татары. Во всех финно-угорских и тюркских регионах Поволжья созданы национально-культурные автономии.

Особенно интенсивным взаимодействие стало с 1991 г., когда появилась Ассоциация экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации «Большая Волга». Создание этой межрегиональной общественной организации послужило более тесному, глубокому, всестороннему сотрудничеству и взаимодействию финно-угорских и тюркских народов Поволжья.

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная