Т. В. Пономарева. Формы взаимодействия транспортной компании с кредитными организациями

Т. В. ПОНОМАРЕВА

ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТРАНСПОРТНОЙ КОМПАНИИ С КРЕДИТНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ

ПОНОМАРЕВА Татьяна Викторовна, аспирант кафедры бухгалтерского учета и статистики Московского государственного университета путей сообщения.

Ключевые слова: транспортная компания, кредитная организация, заем, кредит, облигация, депозит

Key words: transportation company, credit organisation, loan, credit, obligation, deposit

Для осуществления анализа основных форм взаимодействия транспортной компании с кредитными организациями нами использовались данные финансовой отчетности ОАО «РЖД» с 2004 по 2010 г.1 Предлагается выполнять расчеты за период, используя для этого средний размер показателей, поскольку их применение дает обобщенную типичную характеристику2.

Взаимодействие транспортной компании с кредитными организациями осуществляется по-разному, прежде всего, в форме расчетно-кассового обслуживания. Кредитные организации осуществляют комплексное обслуживание транспортной компании, включающее выплату заработной платы и других денежных начислений сотрудникам на банковские карты. Эквайринг совершается уполномоченным банком путем установки платежных терминалов. Примером эквайринга является разработанный и реализованный проект по организации продаж железнодорожных билетов по банковским картам через кассы ОАО «РЖД» и Интернет на сайте транспортной компании.

Важнейшей формой взаимодействия являются займы, полученные ОАО «РЖД» от кредитных организаций. Это финансовая операция по взятию в долг денег, ценностей на определенных условиях, а кредит есть ссуда, предоставление ценностей (денег, товаров) в долг, коммерческое доверие3. Вследствие этого в отношении ОАО «РЖД», которое берет денежные средства в долг, нами будет употребляться понятие «заем», а в отношении банков, предоставляющих инвестиции, — «кредит».

Анализ отчетности ОАО «РЖД» показал, что размер займов, полученных компанией с 2004 по 2010 г., равен размеру денежных средств, привлеченных вследствие размещения облигаций за то же время. Оптимизация структуры портфеля заемных средств транспортной компании осуществлялась с учетом существующей ситуации на финансовом рынке. Самый большой размер займов получен в 2008—2009 гг., когда в связи с нестабильной экономической ситуацией был закрыт рынок корпоративных облигаций, в результате чего основным источником ликвидности для транспортной компании в этот период стали кредиты, выданные российскими банками.

Компания активно использует облигации в качестве одного из источников финансирования своей деятельности. Организация выпуска облигаций, услуги по размещению ценных бумаг, разработка системы корпоративного управления и стратегии развития бизнеса, поиск стратегических партнеров, моделирование, оценка бизнеса входят в состав инвестиционно-банковских услуг, которыми пользуется компания. Помимо этого, с 2003 г. ОАО «РЖД» активно использовало механизм лизинга, который позволял ускоренными темпами проводить обновление подвижного состава. Грузовые и пассажирские вагоны, моторвагонный и тяговый подвижные составы были главными объектами лизинга транспортной компании. В 2007 г. ее руководство приняло решение о снижении лизинговых операций, в связи с чем лизинговая программа в 2008 г. составила всего 1 614 млн руб., а в 2009—2010 гг. приобретение подвижного состава по лизинговым контрактам не производилось.

Большое значение для транспортных компаний имеет проектное финансирование, которое учитывает особенности конкретного инвестиционного проекта и осуществляется соинвестированием кредитной организации и участников проекта, готовых разделить между собой предполагаемую прибыль и возможные риски. Примером использования проектного финансирования ОАО «РЖД» является поставка поездов Siemens по маршруту высокоскоростного движения Москва — Санкт-Петербург с участием банков CALYON и Deutsche Bank.

Для эффективного управления остатками денежных средств компании ОАО «РЖД» использует депозиты. Отметим, что удельный вес депозитов в составе финансовых вложений невелик, самый большой удельный вес отмечен в 2006 г.: долгосрочные депозитные вклады — 7,5 %, краткосрочные — 13,4 %. С 2004 по 2010 г. преобладали краткосрочные депозиты: основная масса (более 95 % всех размещаемых средств) приходилась на срок от 1 до 30 дней. В числе прочих банковских услуг ОАО «РЖД» использует инструменты торгового финансирования. С января по декабрь 2009 г. в рамках работы по обеспечению выполнения обязательств по торговым контрактам открыто 9 аккредитивов и выдано 35 банковских гарантий. Банки осуществляют широкий спектр услуг, связанных с ценными бумагами: брокерские услуги (покупка / продажа ценных бумаг за счет и по поручению клиента), депозитарное обслуживание (хранение ценных бумаг и учет прав на них), анализ и прогнозирование ситуации на российских и зарубежных финансовых рынках и т. д.

Таким образом, наряду с традиционными банковскими услугами по расчетно-кассовому обслуживанию, использованию зарплатных и корпоративных банковских карт для сотрудников компании, кредитованию, размещению свободных денежных средств ОАО «РЖД» применяет лизинг, торговое финансирование, инвестиционно-банковские услуги, услуги на рынке ценных бумаг. Хорошая деловая репутация ОАО «РЖД», сотрудничество с ведущими кредитными организациями, стабильные финансовые показатели — важнейшие факторы, которые позволяют добиваться увеличения объемов и сроков финансирования проектов развития транспортной отрасли.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Финансовая отчетность ОАО «РЖД». URL: http://ir.rzd.ru (дата обращения: 12.01.2012).

2 См.: Вовк А.А. Основы общей теории статистики: учебник для вузов ж.-д. транспорта. М.: Маршрут, 2006. 240 с.

3 См.: Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Рос. акад. наук; Ин-т рус. языка им. В.В. Виноградова. 4-е изд., доп. М.: Азбуковник, 1997. С. 204.

Поступила 30.01.12.

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная