Е. Г. Саранцева. Анализ безубыточности в принятии стратегических решений на промышленных предприятиях региона
Е. Г. САРАНЦЕВА
АНАЛИЗ БЕЗУБЫТОЧНОСТИ В ПРИНЯТИИ СТРАТЕГИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ НА ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ РЕГИОНА
САРАНЦЕВА Елена Геннадьевна, доцент кафедры экономического анализа и учета Национального исследовательского Мордовского государственного университета, кандидат экономических наук.
Ключевые слова: анализ безубыточности, маржинальный доход, постоянные затраты, переменные затраты, порог рентабельности, производственный леверидж
Key words: break even conditions analysis, marginal revenue, fixed costs, related costs, break even point, production leverage
Проблема принятия стратегически верных решений по ведению и развитию бизнеса для промышленных предприятий, работающих на российском рынке в условиях экономической нестабильности, особенно актуальна. Обеспечение желаемого уровня прибыльности, конкурентоспособности предприятия во многом связано с уровнем производственных затрат, а именно с их эффективным регулированием и прогнозированием. На практике реализация этой задачи сталкивается с рядом трудностей, в частности, с отсутствием аналитических методик, отвечающих требованиям точности и объективности результатов анализа.
Одним из средств прогнозирования финансовых результатов исходя из предполагаемого состояния расходов, а также определения для каждой конкретной ситуации объема реализации, обеспечивающего безубыточную деятельность, является анализ безубыточности производства, позволяющий точно обосновать результаты для выбора стратегии развития предприятия, выявить оптимальные пропорции между переменными и постоянными затратами, минимизировать предпринимательские риски.
Анализ безубыточности основан на зависимости между доходами от продаж, издержками и прибылью в течение краткосрочного периода. В это время выход продукции предприятия ограничен уровнем действующих производственных мощностей, имеющихся в его распоряжении в настоящее время1. Анализ безубыточности позволяет установить, что произойдет с финансовыми результатами, если определенный уровень производительности или объема производства изменится. Эта информация имеет весьма существенное значение для руководства предприятия, поскольку знание зависимости между указанными показателями позволяет определить критические уровни выпуска, например, уровень, при котором прибыль будет максимальной, или уровень, при котором не будет ни прибыли, ни убытков (точка безубыточности).
В процессе осуществления производственных функций руководителям предприятий приходится сталкиваться с проблемой выбора оптимального варианта действий и принимать множество нестандартных разовых решений, например, определять как и какую именно продукцию производить, какую назначить цену и др.2 Анализ безубыточности помогает ответить на эти вопросы и выбрать наиболее эффективную стратегию.
Исследование ряда промышленных предприятий Республики Мордовия, выпускающих машиностроительную продукцию (ОАО «Электровыпрямитель», ОАО «Саранский приборостроительный завод»), показало, что они наиболее ресурсоемки. Предприятия, использующие разнообразные виды ресурсов, наиболее остро нуждаются в разработке направлений более эффективного управления ими для принятия управленческих решений, обеспечивающих повышение отдачи от применяемых ресурсов.
Анализ данных выпуска продукции ОАО «Саранский приборостроительный завод» показал, что при выпуске продукции на сумму 21 028,571 тыс. руб. предприятие покроет свои затраты и достигнет точки безубыточности. Для анализируемого производства маржинальный запас прочности, который характеризует превышение фактической выручки от реализации продукции над пороговой, обеспечивающей безубыточность реализации, равен 30,9 %. Таким образом, если в силу изменения рыночной ситуации выручка предприятия сократится менее чем на 30,9 %, то предприятие будет получать прибыль. Если же она сократится более чем на 30,9 %, то организация окажется в убытке. Следовательно, предприятие сможет прогнозировать получение желаемой суммы прибыли, учитывая, что ее получение будет обеспечено даже вследствие снижения выручки, но не более чем на 30,9 %.
Поскольку предприятия машиностроения имеют высокую долю постоянных затрат, не зависящих от объема выпуска, им рекомендуется использовать производственный леверидж — механизм управления прибылью, основанный на оптимизации соотношения постоянных и переменных затрат. Использование этого механизма позволяет прогнозировать изменение прибыли предприятия в зависимости от изменения объема продаж, определить точку безубыточной деятельности. Эффект производственного левериджа заказа анализируемого предприятия составил 3,25. Иными словами, при снижении выручки предприятия на 1 % прибыль сократится на 3,25 %, а при снижении выручки на 30,9 % (маржинальный запас прочности) она станет нулевой, а также будет достигнут порог рентабельности.
Производственный леверидж — показатель, помогающий менеджерам выбрать оптимальную стратегию предприятия в управлении затратами и прибылью. Величина производственного левериджа может изменяться под влиянием цены и объема продаж, переменных и постоянных затрат, комбинации факторов. Например, увеличение цены реализации на 10 % (с 380 до 418 руб.) приведет к росту объема продаж до 33 440 тыс. руб., маржинального дохода — до 24 240 тыс. руб., прибыли — до 9 520 тыс. руб. Маржинальный доход на одно изделие увеличится с 265,625 до 303 тыс. руб. В этих условиях для покрытия постоянных затрат потребуется меньший объем продаж: точка безубыточности составит 48,58 ед., а маржинальный запас прочности увеличится до 31,42 ед., или на 39,28 %, а предприятие получит дополнительную прибыль в сумме 2 990 тыс. руб. Эффект производственного левериджа снизится с 3,25 до 2,55.
Следует отметить, что чувствительность прибыли к изменению объема продаж зависит от соотношения постоянных и переменных затрат. Чем выше удельный вес постоянных затрат в общей сумме затрат предприятия, тем менее изменчива прибыль по отношению к темпам изменения выручки предприятия.
Некоторые особенности проявления механизма производственного левериджа: положительное воздействие производственного левериджа начинает проявляться после преодоления предприятием точки безубыточности своей деятельности, поскольку высокий уровень постоянных затрат препятствует достижению безубыточности, и предприятие вынуждено возмещать данные затраты независимо от объема продаж; по мере дальнейшего увеличения объема продаж и удаления от точки безубыточности эффект производственного левериджа начинает снижаться (каждый последующий процент прироста продаж будет приводить к нарастающему темпу прироста суммы прибыли); при любом снижении объема продаж в еще большей степени будет снижаться размер прибыли предприятия; между производственным левериджем и прибылью предприятия наблюдается обратная зависимость. Таким образом, производственный леверидж является инструментом, уравнивающим соотношение доходности и уровня риска в процессе производства; эффект производственного левериджа проявляется только в коротком периоде, поскольку постоянные затраты неизменны лишь в течение короткого времени. В условиях возросших постоянных расходов эффект производственного левериджа будет проявляться иным образом.
Осознание механизма проявления производственного левериджа позволяет целенаправленно управлять соотношением постоянных и переменных затрат для повышения эффективности производственно-хозяйственной деятельности при различных тенденциях конъюнктуры рынка и стадии жизненного цикла предприятия. В условиях возможного снижения объема продаж, а также на ранних стадиях жизненного цикла предприятия, до преодоления им точки безубыточности, необходимо принимать меры по снижению постоянных затрат предприятия.
Следует отметить, что особенности деятельности машиностроительных предприятий определяют высокий уровень фондоемкости производимой продукции, а постоянные затраты не могут быть быстро изменены, вследствие чего эти предприятия имеют высокое значение производственного левериджа и теряют гибкость в управлении своими затратами. Предприятиям машиностроения для снижения суммы постоянных затрат рекомендуется сокращать накладные расходы, осуществлять продажу неиспользуемого оборудования для снижения амортизационных отчислений, применять краткосрочные формы лизинга машин и оборудования. В процессе управления переменными затратами следует ориентироваться на их экономию, поскольку сумма данных затрат непосредственно связана с объемом производства. Снижение переменных затрат ведет к росту маржинального дохода и более быстрому достижению точки безубыточности, а также дальнейшему увеличению прибыли предприятия.
Таким образом, использование механизма производственного левериджа, управление постоянными и переменными расходами, оперативное изменение их соотношения в меняющихся условиях хозяйствования позволят обеспечить формирование и увеличить прибыль предприятия.
Как отмечено ранее, анализ безубыточности может использоваться для решения различных управленческих задач, в том числе связанных с принятием решений о формировании ассортиментной политики предприятия. Рассмотрим использование критерия маржинального дохода для формирования товарного ассортимента анализируемого предприятия на основе данных таблицы.
Таблица доступна в полной PDF - версии журнала.
Поскольку производство продукции «С» является убыточным, рассмотрим, как отразится на величине прибыли отказ от выпуска этого вида продукции. В данном случае выручка от продажи снизится до уровня 64 430 тыс. руб., при этом снизятся и переменные расходы до 22 000 тыс. руб. Постоянные затраты останутся без изменений и составят 44 170 тыс. руб. Общие затраты без изделия «С» составят 66 170 тыс. руб., а прибыль предприятия будет отрицательной, равной 1 740 тыс. руб. (64 430—66 170). Следовательно, использование маржинального дохода при формировании ассортимента предприятия позволяет избежать ошибки отказа от производства убыточного вида продукции. Произведенные расчеты показали, что у всех групп изделий средняя величина маржинального дохода положительная. Отказ от производства 110 ед. изделий «С» приведет к потерям, равным 14 380 тыс. руб., т. е. производство этого вида продукции необходимо сохранить.
Таким образом, анализ безубыточности позволяет принимать рациональные управленческие решения и выбирать наиболее рациональную стратегию развития предприятия.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 См.: Аверина О.И., Пронина О.Р. Проблемы учетно-аналитического обеспечения управления затратами на предприятиях по переработке молока // Междунар. бухгалтерский учет. 2011. № 18. С. 24—31.
2 См.: Трубочкина М.И. Управление затратами предприятия. М.:ИНФРА-М, 2004. 218 с.
Поступила 12.12.11.
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная