В. М. Мачинский, А. В. Мачинский. Основы конституционного строя Российской Федерации

 

В. М. МАЧИНСКИЙ, А. В. МАЧИНСКИЙ

ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

МАЧИНСКИЙ Валерий Михайлович, прокурор Республики Мордовия, кандидат юридических наук.

МАЧИНСКИЙ Алексей Валерьевич, заведующий учебной лабораторией инновационных образовательных технологий Ростовского филиала Российской таможенной академии, кандидат юридических наук.

Ключевые слова: Конституция Российской Федерации, органы государственной власти Российской Федерации, субъекты Федерации, конституционные реформы, преемственность, Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации

 

Key words: Constitution of the Russian Federation, the Russian Federation state power bodies, constituent entities of the Federation, constitutional reforms, continuity, President of the Russian Federation, the Federal Assembly of the Russian Federation

Каждое государство имеет свою специфику. Оно может быть демократическим или тоталитарным, республикой или монархией и т. д. Это позволяет говорить об определенной форме, способе организации государства, или о государственном строе. Такой строй, закрепленный конституцией государства, становится его конституционным строем.

Первая глава Конституции РФ, содержащая наиболее общие, отправные положения, называется «основы конституционного строя». Понятие «основы конституционного строя» является новым в российском конституционном праве. В юридической литературе нет общепризнанного определения конституционного строя. Так, Е. И. Козлова и О. Е. Кута-фин рассматривают его как «форму (способ) организации государства, которая обеспечивает подчинение его праву и характеризует его как конституционное государство»1. Ограничение государственной власти правом имеет цель создать оптимальные условия для функционирования гражданского общества, являющегося неотъемлемым атрибутом конституционного государства. М. В. Баглай под конституционным строем понимает «порядок, при котором соблюдаются права и свободы человека и гражданина, а государство действует в соответствии с конституцией»2. Авторы приведенных определений ограничивают конституционный строй только организацией государства.

Между тем Конституция РФ закрепляет не только организацию государства, но и организацию гражданского общества. Кроме того, природу конституционного строя нельзя отождествлять с политическим режимом, существующим в конкретной стране. Государство может быть далеко от идеалов демократии, верховенства права, но это не означает, что в нем вообще нет конституционного строя. Наличие конституционного строя вытекает из народного суверенитета, предполагает право населения самостоятельно устанавливать форму организации жизни. По мнению В. В. Мамонова, конституционный строй есть система конституционных отношений, закрепленных народом в Конституции РФ и определяющих статус человека, форму государства, его политический режим, положение в мировом сообществе3.

В юридической литературе нет четких различий между понятиями «конституционный строй» и «основы конституционного строя». Основы конституционного строя включают в себя не все общественные отношения, составляющие его суть, а только ключевые. Основополагающие принципы организации общества и государства образуют «фундамент» конституционного строя. Эти нормы чаще всего называются нормами-принципами.

Поскольку конституционный строй РФ представляет собой целую систему общественных отношений, то в его закреплении участвуют все отрасли российского права и законодательства. Ведущее место среди правовых норм, регулирующих конституционный строй России, занимают нормы Конституции РФ, поскольку она наделена высшей юридической силой и является базой текущего законодательства. Среди норм Конституции РФ главную роль играют только те из них, которые закрепляют устои российского конституционного строя: в них выражается его гуманная сущность, принадлежность России к числу демократических стран. Это нормы об основах конституционного строя, характеризующие РФ как конституционное государство.

К основам конституционного строя, согласно Конституции РФ, относятся демократизм, выражающийся в народном суверенитете, разделении властей, идеологическом и политическом многообразии, признании и гарантировании местного самоуправления; правовое государство, воплощением которого является конституционное государство. Основу конституционного государства составляют также признание им человека, его прав и свобод высшей ценностью, а также социальное рыночное хозяйство, в рамках которого осуществляются производство и распределение товаров и благ. С этими основами связаны и такие основы конституционного строя, как социальное государство, главной задачей которого является воплотить в жизнь закрепленные правом принципы социального равенства, и светское государство, дополняющее принцип политического многообразия духовным многообразием.

К основам конституционного строя, закрепленным Конституцией РФ, также относятся федерализм, суверенность российского государства и республиканская форма правления. Включение федерализма, суверенности и республиканской формы правления в число основ конституционного строя России вызвано стремлением законодателя показать наиболее полную картину основных черт, характеризующих российскую государственность. Однако это не означает, что данные основы не связаны с остальными принципами. Наоборот, в условиях России эти основы создают наиболее благоприятную среду для реализации всех принципов российской государственности.

Особенности правового регулирования основ конституционного строя России закреплены в ст. 16 Конституции РФ. Первая особенность состоит в том, что правовые нормы Конституции РФ не могут противоречить основам конституционного строя. Вторая заключается в том, что, согласно ст. 135 Конституции РФ, если предложение о пересмотре гл. 1 (как и гл. 2 и 9) будет поддержано 3/5 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание. Оно либо подтверждает неизменность Конституции РФ, либо разрабатывает проект новой Конституции РФ, который принимается Конституционным Собранием 2/3 голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование.

Основы конституционного строя РФ как конституционный институт — это обладающие наивысшей юридической силой систематизированные нормы Конституции РФ, которые закрепляют базирующиеся на демократических ценностях и идеалах политические, экономические, социальные, идеологические устои российского общества и государства. По мнению Н. В. Бутусовой, можно выделить и конституционно-правовой институт основ конституционного строя, который, помимо норм гл. 1 Конституции РФ, включает в себя иные конституционные нормы, а также нормы законов, других источников конституционного права. Иными словами, конституционно-правовой институт основ конституционного строя содержит нормы различной юридической силы, где нормы гл. 1 Конституции РФ выполняют учредительную функцию, закрепляют устои общества и государства, а остальные нормы берут на себя функцию конкретизации соответствующих конституционных принципов4.

Если сгруппировать статьи гл. 1 Конституции РФ по рубрикам, то можно выделить четыре основы конституционного строя: политические, экономические, социальные и духовные.

Согласно ст. 1 Конституции РФ, Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Наименования «Российская Федерация» и «Россия» равнозначны. Важнейшим признаком демократического государства является обеспечение в нем прав и свобод человека и гражданина. Только в условиях демократического государства это обеспечение может быть реальным. Никакие другие признаки и черты не могут придать государству демократический характер, если не обеспечиваются реальные права и свободы (ст. 2 Конституции РФ).

Конституция закрепляет основные формы реализации народом своего суверенного полновластия. Формами непосредственного осуществления народовластия являются референдум и свободные выборы (ст. 3 п. 3 Конституции РФ). В содержание основ конституционного строя, закрепленных Конституцией РФ, входят и нормы, регулирующие общественные отношения, связанные с осуществлением государственной власти. В совокупности они регулируют политические основы общественного устройства или политическую систему РФ.

Народ — единственный законный и правомерный носитель власти в государстве. Власть народа в государстве не может осуществляться вне организационных форм, посредством которых народ реализует свой суверенитет. Народ управляет государством, свободно выражает свою волю и придает ей общеобязательный характер путем закрепления в законодательных актах.

Реализация народовластия осуществляется в различных формах: через государственные органы, общественные организации и партии, институты непосредственной демократии. Единство, взаимосвязь и функционирование этих форм составляют политическую систему общественного строя. Таким образом, под политической системой понимается совокупность государственных, политических и общественных организаций, через которые народ реализует принадлежащую ему в соответствии с конституцией власть, управляет государством, определяет внутреннюю и внешнюю политику.

В ст. 13 Конституции РФ устанавливается, что в РФ признается идеологическое многообразие. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Деидеологизировав общественный и государственный строй, Конституция РФ ликвидировала и монополию одной партии. В ст. 13 также закреплено, что в России признается политическое многообразие (многопартийность). Общественные объединения равны перед законом. В то же время, согласно ст. 13 п. 5, запрещена «деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни».

В число конституционных основ РФ включен также классический для большинства стран мира принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, органы которых являются самостоятельными (ст. 10 Конституции РФ).

Для механизма реализации полновластия народа большое значение имеет местное самоуправление. Согласно ст. 12 Конституции РФ, «в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти».

Впервые в конституционном законодательстве России указывается на особую защиту системы государственной власти. Как подчеркивается в ст. 3 п. 4, «никто не может присвоить власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону».

Россия — это правовое государство, для которого характерно следующее: верховенство закона во всех сферах общественной и государственной жизни; реальность прав и свобод личности, обеспечение ее свободного развития; взаимная ответственность государства и личности, обязательность закона не только для граждан, но и для самого государства; строгое исполнение требований закона, господство в государстве принципа законности; осуществление государством эффективного контроля за исполнением законодательства.

В ст. 15 Конституции РФ определяется, что Конституция РФ имеет высшую юридическую силу и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ.

В этой же статье закреплен и другой признак правового государства. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

Для того чтобы законы исполнялись, они должны быть известны гражданам. Конституция РФ впервые в нашем конституционном законодательстве устанавливает, что «законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения» (ст. 15 п. 3 Конституции РФ).

Стремление придать правовой характер российскому государству привело к конституционной новелле. Конституция РФ закрепила, что «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора» (ст. 15 п. 4 Конституции РФ). В этой норме закреплен принцип примата международного права над национальным законодательством. Конституция пронизана ссылками на международное право. Так, п. 1 ст. 17 устанавливает, что права и свободы человека и гражданина признаются и гарантируются в России в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права. Юрисдикция России на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне осуществляется в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права (п. 2 ст. 67).

Составной частью российской правовой системы могут быть не каждые принципы и нормы международного права, а только те из них, которые являются общепризнанными и договорными, так как не все нормы международного права признаются всеми государствами в качестве обязательных для себя. В совокупности этих норм имеют место региональные, партикулярные или локальные нормы, являющиеся обязательными для какой-либо группы или двух государств или международных организаций. Таких норм в международном праве большинство. Однако в современном международном праве есть много норм, которые официально признаны всеми или почти всеми государствами обязательными. Эти нормы называются общепризнанными5. Такой подход получил подтверждение в Постановлении Пленума Верховного суда РФ «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» от 10 октября 2003 г. № 5, согласно которому общепризнанными следует считать нормы универсального характера, закрепленные как письменно, так и устно; в соответствии ними согласуют свои действия все или большинство государств. К общепризнанным принципам международного права следует отнести принципы, приведенные в Декларации «О принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации объединенных наций» от 24 октября 1970 г.

Заключение РФ договоров с другими государствами регулируется Федеральным законом «О международных договорах Российской Федерации» от 15 июля 1995 г., который устанавливает, что положения официально опубликованных международных договоров РФ, не требующих издания внутригосударственных актов для применения, действуют в России непосредственно. Xотя Конституция РФ не конкретизирует, что речь идет лишь о ратифицированном международном договоре. Именно такой договор выступает в качестве источника российского права. В момент ратификации международного договора Россия принимает на себя по нему обязательства6.

К основам конституционного строя РФ отнесены и некоторые нормы, устанавливающие характер взаимоотношений между обществом и человеком, государством и личностью. Эти нормы не только характеризуют демократизм нашего государства, но и определяют его конституционный строй в целом (ст. 2 Конституции РФ).

Для правового положения человека в государстве большое значение имеет институт гражданства. Наиболее принципиальные положения этого института законодатель включил в содержание основ конституционного строя. В частности, ст. 6 Конституции РФ устанавливает, что «гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения». В статье последовательно проводится принцип равноправия. Каждый гражданин РФ, подчеркивается в ст. 8 п. 2 Конституции РФ, обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ. Защищая права человека, Конституция РФ устанавливает, что «гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его» (ст. 6 п. 3 Конституции РФ).

Это положение дополняется установленными в ст. 61, 62 Конституции РФ нормами, согласно которым гражданин РФ не может быть выслан за пределы РФ или выдан другому государству. Россия гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами. Гражданин РФ может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором РФ. Этих норм нет в содержании основ конституционного строя, но они имеют большое значение для характера взаимоотношений между гражданином и государством. 

Многонациональный, федеративный характер национально-государственного устройства России обусловил включение в гл. 1 Конституции РФ ряда положений, связанных с характером Федерации и ее взаимоотношений с субъектами. Прежде всего, это нормы, закрепляющие единство Федерации и верховенство ее законов на всей территории. В ст. 4 Конституции РФ установлено, что суверенитет России распространяется на всю ее территорию. Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории страны. Россия обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.

Россия, согласно ст. 5 Конституции РФ, состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов — равноправных субъектов РФ. Закрепление их равноправия в качестве одной из основ конституционного строя имеет важный характер. Согласно Федеративному договору от 31 марта 1992 г., республики в составе РФ именовались суверенными государствами. Ликвидировав суверенитет субъектов Федерации и установив их равноправие, Конституция РФ закрепила правовые гарантии сохранения целостности России.

Следует отметить, что равноправие субъектов Федерации не означает их равного статуса, который определяется законодательными актами различной юридической силы. Различен и круг полномочий субъектов Федерации. Так, согласно ст. 5 п. 2 Конституции РФ, республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство, а край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ — свой устав и законодательство.

Большое значение для основ конституционного строя имеют закрепленные в Конституции РФ принципы федеративного устройства России. Как установлено в ст. 5 п. 3, «федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации». «Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны» (ст. 5 п. 4 Конституции РФ).

Экономической основой конституционного строя России является находящееся в стадии становления социальное рыночное хозяйство, в рамках которого производство и распределение товаров и благ осуществляются в основном посредством рыночных отношений. Их участниками выступают частные субъекты хозяйствования, конкурирующие между собой. Россия поддерживает эту конкуренцию, а также принимает меры по предотвращению монопольных привилегий и осуществляет соответствующий контроль.

В Конституции закреплено многообразие форм собственности, предусмотрена их равная защита. Право частной собственности охраняется законом, каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как самостоятельно, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное изъятие имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Государственная собственность делится на федеральную и и ту, которая принадлежит субъектам РФ. Муниципальная собственность — это собственность города, района или другого муниципального образования, на территории которого осуществляется местное самоуправление. К иным формам собственности можно отнести собственность общественных объединений, некоммерческих организаций.

Право частной собственности дополняется также правом граждан на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной закрепленной законом экономической деятельности (ст. 34 п. 1 Конституции РФ).

Конституция РФ устанавливает правовой режим земли. В ст. 9 закреплено, что «1. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. 2. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, муниципальной и иных формах собственности». Положения этой статьи дополняются нормами ст. 36, согласно которой граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками
свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

В 2001 г. принят Земельный кодекс РФ, который устанавливает правовой режим нескольких категорий земель (земли поселений, лесного фонда, земли специального назначения — обороны, транспорта и др.), разрешает их свободный оборот (куплю-продажу земель населенных пунктов, земель под строениями, дачных, садовых участков и др.). Из оборота исключаются земли лесного фонда, особоохраняемых территорий и др. Оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется федеральным законом7. Сельскохозяйственные земли могут находиться только в российской собственности. Иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные юридические лица, а также юридические лица, где доля неграждан РФ в уставном (складочном) капитале составляет более 50 %, могут обладать участками земель сельскохозяйственного назначения только на правах аренды. Максимальные и минимальные размеры земельных участков устанавливаются субъектами Федерации. В случае ненадлежащего использования сельскохозяйственных земель участок может быть принудительно изъят через суд. Участок земли может быть реквизирован (за плату) в случае стихийных бедствий и других ситуаций, изъят по суду (за плату) или национализирован для государственных или муниципальных нужд (переход частной собственности в публичную), но только на возмездных началах и при справедливой оплате, которая не может устанавливаться принудительно государственными или муниципальными органами.

Развитие частной собственности в России связано с приватизацией государственных и муниципальных предприятий, участков земли, а также жилья. В настоящее время приватизация продолжается в соответствии с Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ (ред. от 18 июля 2005 г.) путем продажи на аукционах (публичных торгах). Правительство ежегодно устанавливает сроки и составляет списки предприятий, подлежащих приватизации. Эти списки рассматриваются парламентом одновременно с утверждением бюджета. Конституция РФ разрешает и обратный процесс: принудительное отчуждение частной собственности (в том числе юридических лиц) в интересах общества и государства (ч. 3 ст. 35). Это может быть осуществлено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Учитывая федеративный характер национально-государственного устройства России, Конституция РФ определяет, что «в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности» (ст. 8 п. 1). Под конституционным термином «гарантируются» понимается требование ко всем органам государственной власти России и их должностным лицам не нарушать единства экономического пространства, не создавать каких-либо препятствий для перемещения внутри страны товаров, финансовых средств, не предпринимать каких-либо действий, направленных на ограничение конкуренции или самостоятельной экономической деятельности граждан и других субъектов экономических отношений.

Гарантия свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств состоит в обеспечении отсутствия внутренних таможенных границ, одинакового (равного) положения предпринимателей на всей территории России. Кроме того, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств должно обеспечиваться едиными стандартами правового регулирования порядка образования и деятельности предприятий, одинаковыми стандартами сертификации товаров и услуг, а также правилами лицензирования различных видов предпринимательской деятельности.

Согласно ст. 7 Конституции РФ, Россия провозглашается социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Главной задачей социального государства является достижение такого общественного прогресса, который основывается на закрепленных правом принципах социальной справедливости, всеобщей солидарности и взаимной ответственности. Социальное государство нацелено обеспечить каждому своему гражданину достойный прожиточный минимум. При этом оно исходит из того, что каждый совершеннолетний должен иметь возможность работать на себя и свою семью. Возможность человека зарабатывать предполагает наличие работы. В социальном государстве закрепляется право на труд. В Конституции РФ содержится лишь право (ст. 37) «свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию».

Личная ответственность каждого за собственное благополучие связана с семьей. Она является важнейшим компонентом общества, связывающим его с государством. Повышение социального потенциала семьи и ее активности во всех сферах жизни общества, укрепление брачно-семейных отношений имеют непосредственное отношение к социальному развитию страны. Семья одинаково важна для общества и государства. Поэтому она должна быть под защитой общества и государства в правовом и социальном плане.

Одна из важнейших целей социального государства направлена на сглаживание социального неравенства, преодоление его крайних форм. Разновидность социального неравенства — неравенство, связанное с утратой дохода или средств к существованию из-за болезни, инвалидности, старости, потери кормильца, безработицы и т. п. Средством, используемым социальным государством для преодоления неравенства, является социальное обеспечение. Наиболее характерные черты социального государства отражены в его социальной политике, которая в соответствии с Конституцией РФ (ст. 7) «направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».

Социальная политика представляет собой часть общей политики государства, которая касается отношений между социальными группами, обществом в целом и его членами, связанных с изменениями в социальной структуре, ростом благосостояния граждан, улучшением их жизни, удовлетворением их материальных и духовных потребностей. В п. 2 ст. 7 Конституции РФ указываются основные направления социальной политики государства. «В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты». К сфере установления социальных основ общественного устройства следует отнести и ст. 2, которая провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью, а признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина признает обязанностью государства. Социальная направленность Конституции РФ проявляется также в положениях гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина».

Статья 14 Конституции устанавливает, что Россия — светское государство. Светским считается такое государство, в котором не существует официальной, государственной религии, и ни одно из вероучений не признается обязательным или предпочтительным. В таком государстве религия, религиозные объединения не могут влиять на государственный строй, деятельность государственных органов и их должностных лиц, систему государственного образования и другие сферы деятельности государства. Светский характер государства обеспечивается отделением церкви (религиозных объединений) от государства и светским характером государственного образования (отделением школы от церкви). Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Эти конституционные положения нашли отражение в Федеральном законе «О свободе совести и религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ (ред. от 29 июня 2004 г.).

Закон устанавливает, что государство не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религиозной принадлежности. Государство не возлагает на религиозные объединения выполнение функций государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления; не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит закону; обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Должностные лица органов государственной власти, органов местного самоуправления, военнослужащие не могут использовать свое служебное положение для формирования того или иного отношения к религии.

Религиозные объединения создаются и осуществляют свою деятельность независимо от государства в соответствии со своей иерархической институционной структурой, а также выбирают, назначают свой персонал, при этом условия труда и его оплата устанавливаются в соответствии с законодательством РФ трудовым договором (контрактом). 

По закону религиозные объединения не выполняют функций органов государственной власти и местного самоуправления; не участвуют в деятельности политических партий и движений, выборах в органы государственной власти и местного самоуправления и не оказывают им материальную помощь. Это не означает, что священнослужители не могут избираться в органы государственной власти и местного самоуправления, но их кандидаты выдвигаются не от религиозных объединений и не в качестве представителей соответствующей церкви.

Таким образом, основы конституционного строя представляют собой его определенную характеристику, под которым понимают разновидность государственного и общественного строя, основанного на принципах народовластия, разделения властей, признания прав и свобод человека высшей ценностью общества, подчинения государства приоритетам и интересам гражданского общества. Конституционным является строй, основные устои которого отображены в демократической конституции и реальной конституционной практике. Конституционный строй в этом смысле есть совокупность конституционных отношений, устоявшаяся конституционная практика.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М., 2004. С. 121.

2 Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М., 2002. С. 98.

3 См.: Мамонов В.В. Конституционный строй Российской Федерации: понятие, основы, гарантии // Государство и право. 2004. № 10. С. 42.

4 См.: Бутусова Н.В. Основы конституционного строя Российской Федерации как правовой институт и предмет конституционно-правового регулирования // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 11: Право. 2003. № 6. С. 29.

5 См.: Сандуца Г.И. Применение общепризнанных принципов и норм международного права в правовой системе России // Междунар. публичное и частное право. 2001. № 3. С. 10.

6 См.: Барциц И.Н. Международное право и правовая система России // Журн. рос. права. 2001. № 2. С. 63.

7 См.: Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ (ред. от 18 июля 2005 г.) // СЗ РФ от 29 июля 2002 г. № 30. Ст. 3018.

Поступила 05.06.12.

 

 

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная