И. В. Измайлов. Структура формирования информационной культуры студента в условиях модернизации высшего образования

И. В. ИЗМАЙЛОВ

СТРУКТУРА ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТА В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ИЗМАЙЛОВ Иван Владимирович, соискатель кафедры социологии коммуникаций Удмуртского государственного университета.

Ключевые слова: информационное общество, информационные технологии, компьютерная грамотность, дистанционное управление, информационная культура

Key words: information society, information technologies, computer competence, remote control, informative culture

Под воздействием новых широкомасштабных и динамичных изменений в современном мире (переход от индустриального общества к информационному, очередной этап всемирной информационно-коммуникативной революции, внедрение новых информационно-коммуникативных технологий) происходят существенные изменения в структуре высшего образования.

Современная информационная (коммуникативная) культура как основополагающая сущность любого социального явления дает личности, владеющей инновационными средствами коммуникации и новейшими информационными технологиями, возможность ориентироваться в глобальном информационном пространстве, а также совершенствовать свои навыки и способности для решения проблем в профессиональной деятельности. Следовательно, формирование информационной культуры личности в методологическом и методическом планах предполагает последовательное усвоение технологических и социокультурных аспектов информатизации общества. В новых условиях формирование профессионально значимых качеств выпускника вуза должно ориентироваться не столько на объем и полноту конкретного знания, сколько на способности самостоятельно пополнять знания, ставить разнообразные задачи и выдвигать их альтернативные решения.

В условиях модернизации российского образования в качестве одного из перспективных направлений совершенствования качества учебного процесса в высшей школе рассматривается его информация, призванная значительно повысить уровень подготовки профессиональных кадров и обеспечить формирование у студентов информационной культуры. Если культура рассматривается как процесс деятельности человека, то производное понятие «информационная культура» трактуется как фундаментальное, полифункциональное явление, возникшее в результате информационного общества.

В условиях информатизации учебного процесса у педагогов появляются совершенно иные возможности управления познавательной деятельностью студентов, чем при традиционных моделях обучения. В связи с этим возникает необходимость по-новому решать вопросы объема, качества, количества и способов получения и предоставления учебной информации студентам, а также переосмысливать существующие подходы к проектированию, конструированию и реализации информационных технологий обучения, используемых в вузах. Новая роль компьютеров в педагогической деятельности как «хранилища» хорошо структурированной информации, сравнительная легкость доступа к ней смещают целевые установки обучения с запоминания большого объема учебного материала на умение осуществлять его поиск и осмысление.

Таким образом, актуализируется проблема перераспределения знаний между компьютером и человеком, формирования и развития у студентов информационно-аналитических способностей и умений. Следовательно, использование информационных технологий обучения в высшей школе должно быть направлено на подготовку в вузе не только специалиста-исполнителя, но и творчески мыслящей и активной личности, способной к постоянному самосовершенствованию и саморазвитию. Информатизация представляет собой новый этап синтеза гуманитарных и естественных наук.

Информационная культура — это своего рода новый феномен, возникший под влиянием научно-технического
прогресса и создания электронных информационных технологий. Именно они сделали развитие информационной культуры особо актуальным. Понятие «информационная культура» базируется на таких двух фундаментальных понятиях, как «информация» и «культура». В связи с этим можно выделить информационный и культурологический подходы к трактовке понятия «информационная культура».

В рамках информационного подхода большинство определений подразумевает совокупность знаний, умений и навыков поиска, отбора, анализа информации, т. е. всего того, что включается в информационную деятельность, направленную на удовлетворение информационных потребностей. Более того, информационная культура сужается до рамок компьютерной грамотности. Полагаем, что информационная культура может быть представлена гораздо шире, т. е. как относительно целостная подсистема общей и профессиональной культуры человека, состоящая из нескольких взаимосвязанных структурных компонентов: аксиологического, коммуникативно-этического, познавательно-интеллектуального, прогностического, прикладного и правового.

Аксиологический компонент подразумевает принятие на личностном уровне гуманистической ценности информационной деятельности человека. Коммуникативно-этический характеризуется культурой общения и сотрудничества в области информационных контактов, эффективным использованием возможностей телекоммуникаций для межличностного и коллективного взаимодействия, нравственным поведением в сфере информационных отношений. Познавательно-интеллектуальный включает в себя компетентность и свободную ориентацию в сфере информационных технологий, гибкость мышления. Прогностический предполагает предвидение возможных последствий информационной деятельности, профессионально-социальную адаптацию в постоянно обновляющихся информационных условиях. Прикладной характеризуется использованием информационно-технологических возможностей для наиболее эффективного решения учебных и профессиональных задач, освобождения от рутинных операций. Правовой включает знание и выполнение основных правовых норм регулирования информационных отношений, осознание ответственности за действия, совершаемые с информационными ресурсами. Сказанное актуализирует научный поиск путей решения проблемы формирования информационной культуры у студентов в процессе их обучения в вузе.

Информация несет с собой не только оригинальные решения разных общественных вопросов, но и многие проблемы. Наиболее важной из них является недооценка социокультурных аспектов этого процесса, что дает представление об информатизации как об исключительно инженерной, технологической задаче. Субъект культуры превращается в «человека массы», ориентированного на потребление. Кроме того, формируется стереотипный образ жизни людей, происходит стандартизация материальных и духовных потребностей.

В связи с этим меняется психология человека: чувства притупляются и (или) уходят глубоко вовнутрь, заглушается эмоциональная сторона психики. Это ведет к оскудению духовной жизни современного молодого человека. Все большее распространение экранной культуры делает неизбежным столкновение с виртуальной реальностью, в которой трудно различить иллюзии и действительность. Возникает противоречие между мощными потоками информации и ограниченными возможностями человека в ее восприятии и переработке. По мере увеличения объема информации людям сложнее ориентироваться в ее содержании, ограждать себя от ее избытка. Жесткий прагматизм сменил живую эмоциональную речь.

Для разрешения этих проблем необходимо формировать и развивать гуманитарную составляющую информационной культуры личности. Особое место в трактовке понятия «информационная культура» занимает информационное мировоззрение — система взглядов на мир информации и место человека в нем, включающая в себя убеждения, идеалы, принципы познания и деятельность. Формирование информационной культуры позволит избежать в информационном обществе конфронтации полярных культур — технократической и гуманитарной, поскольку они зависят друг от друга. Информация выступает не только как процесс овладения информационными технологиями, но и как одна из важнейших ценностей современного общества, представляющих собой необходимую составляющую совершенствования высшего профессионального образования России в целом. Информатизация способствует новому синтезу гуманитарных и естественных наук, преодолению их отчуждения друг от друга.

Рассмотрим эти тенденции на примере Удмуртского государственного университета, ведущего вуза Удмуртской Республики, созданного в 1972 г. на базе Удмуртского пединститута. В настоящее время это учреждение представляет собой многопрофильный университет классического типа. В состав университетского комплекса входят учебные подразделения (7 институтов, 14 факультетов, 5 филиалов и 6 представительств, управление дополнительного образования и др.); научно-исследовательские подразделения (научно-образовательные центры, научные институты и лаборатории); научно-производственные подразделения (Научно-технологический парк — «Технопарк УдГУ», Центр трансфера технологий и др.); общеуниверситетские центры (Центр информационных технологий (Интернет-центр), Мультимедиа-центр, Институт дистанционного образования); научная библиотека, издательство.

В Удмуртском государственном университете ведется подготовка по более чем 100 направлениям и специальностям высшего и среднего профессионального образования.

Предпосылки к информатизации и компьютеризации стали складываться здесь с середины 1980-х гг., когда в учебные планы были введены курсы информатики. Появились первые ЭВМ отечественного производства. С 1987 г. в университете ведется подготовка специалистов по информационным технологиям и информационному анализу. В 1997 г. в университете создан Интернет-центр с развитой локальной компьютерной сетью, объединяющей более 1 300 компьютеров с доступом в Интернет, с космическим и наземным каналами связи. Интернет-центр стал точкой отсчета по развитию в Удмуртской Республике системы дистанционного образования, позволяющей создавать электронные учебники, транслировать информацию на произвольные расстояния, осуществлять учебные процессы «студент — преподаватель», «аудитория — преподаватель» дистанционно. Интернет-центр поднял общую и информационную культуру, так как студенты, преподаватели и сотрудники вуза стали пользователями компьютерной сети, имеющей неограниченные возможности по извлечению учебной, научной, деловой, коммерческой, юридической и другой информации.

Массовое приобщение студентов и преподавателей к информационным технологиям изменило информационно-образовательное пространство университета благодаря ускорению всех процессов обучения и повышению квалификации специалистов. Используются технологии мультимедиа, виртуальной реальности, стереоскопического интерактивного восприятия. Основные информационные технологии, применяемые в преподавании, можно объединить в три блока: интерактивные технологии (аудиовизуальные носители), компьютерное обучение (в том числе средства мультимедиа), средства телекоммуникаций (видеоконференции, форумы).

С учетом важной роли информационных технологий в современном мире и их положительного 20-летнего опыта в вузовском образовании ректорат Удмуртского государственного университета инициировал в 2006 г. создание отдельного факультета информационных технологий и вычислительной техники. Здесь ведется подготовка специалистов по фундаментальной и прикладной информатике. В основе образования лежит методология опережающего обучения, при которой уклон сделан в сторону фундаментальности образования. Такой подход способствует получению таких знаний, навыков и умений, которые со временем не устаревают и позволяют выпускнику легко и оперативно настраиваться на решение очередных прикладных задач, а также способствуют воспитанию культуры личности.

Важнейшим фактором формирования информационной культуры студентов является деятельность вузовской библиотеки, объединяющая функции информационного, культурного и образовательного учреждения. Участие библиотеки в образовательном процессе способствует более эффективному освоению информационной среды, мировой культуры. Студенты, имеющие привычку заниматься в библиотеке своего учебного заведения, успешнее учатся. Научная библиотека Удмуртского государственного университета — высокоорганизованная система, оснащенная необходимой техникой. Библиотека является региональным методическим центром для библиотек высших и средних специальных учебных заведений Удмуртии, членом корпоративного объединения библиотек «Межрегиональная аналитическая роспись статей» (МАРС) и Ассоциации региональных библиотечных консорциумов (РБА), участником международных конференций ЛИБКОМ, «Библиотеки и ассоциации в изменяющемся мире» (Крым), ИФЛА и др.

Дальнейшее развитие информационной структуры университета осуществляется в соответствии с Концепцией информатизации на 2010—2014 гг., принятой в 2009 г. Ее основные задачи — обеспечение телекоммуникационной связи между всеми подразделениями университета; развитие сотрудничества с другими образовательными учреждениями города, региона и вузами других городов страны для формирования и развития единой образовательной среды; формирование информационной культуры студентов, аспирантов и преподавателей как интегрированной качественной характеристики жизнедеятельности личности в информационном обществе; разработка иноязычных (в дополнение к англоязычной) версий сайта, в том числе на удмуртском языке.

Поступила 15.03.11. 

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная