М. А. Елдин. Религиозная культура народов Мордовии и духовная традиция российского общества

М. А. ЕЛДИН

РЕЛИГИОЗНАЯ КУЛЬТУРА НАРОДОВ МОРДОВИИ И ДУХОВНАЯ ТРАДИЦИЯ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА


ЕЛДИН Михаил Александрович, доцент кафедры философии для гуманитарных специальностей Национального исследовательского Мордовского государственного университета, кандидат философских наук.

Ключевые слова: традиция, изучение религиозной культуры, народы Мордовии, российское общество

Key words: tradition, religious culture studying, peoples of Mordovia, Russian society

Духовное взаимодействие России с финно-угорским и тюркским народами Поволжья имеет тысячелетнюю историю и первоначально осуществлялось отнюдь не только в мирных формах. В эпоху первых походов правителей русских княжеств их участники познакомили военно-феодальную элиту Руси с обычаями и традициями восточных народов, их религиозными ценностями. Как замечает Н. Смелзер, в условиях социокультурного взаимодействия разных этногрупп «почти все члены общества проявляют религиозную преданность церкви, которая обычно связана с государством»1.

Находясь в составе Золотой Орды и сохраняя относительную свободу, народы Поволжья вовлекались чересполосно в сферу культурного влияния Золотой Орды и русских княжеств и принимали участие в военных действиях сначала на стороне ордынцев, а затем и на стороне авторитетных русских правителей. Достаточно вспомнить, что с конца XIII — начала XIV в. в Мохше, центре Наровчатского улуса до 1395 г., началась исламизация Посурья и мордвы в районе современного райцентра Наровчат (Пензенская область). М. Ф. Жиганов отмечает, что в указанный период в рассматриваемом регионе обнаруживались артефакты, характеризующие исламские культурные традиции края2. Но позиции православной конфессии в Поволжье оказались более устойчивыми по историческим причинам развития поволжских духовных традиций.

Вхождение мордовского народа в состав Российского государства имело большое позитивное значение не только для его социально-экономического, политического, но и этнического развития. Был положен конец разобщению мордовского этноса в пределах двух государств Великого княжества Московского и Казанского ханства. Н. Ф. Мокшин верно отмечает: «Мордва была одним из первых крупных народов, присоединившихся к России. Ее пример оказал воздействие и на этническую ориентацию других народов Поволжья, вступавших в Россию непосредственно вслед за мордвой»3.

Методы мирной христианизации путем увещевания и добрых примеров, а также легитимное положение нехристианских общин в России приводили к более прочной культурной интеграции российского общества. Так, христианизация мордовского народа способствовала дальнейшей интеграции мордовского края в имперские структуры российского общества. Однако следует учесть тот факт, что при христианизации на территории Мордовии Русская православная церковь приспосабливалась к традициям, сложившимся в регионе. Чтобы не терять верующих, священнослужители были вынуждены, изучив, например, традиции и обычаи мордвы, искать компромисс, даже принимать участие в ее традиционных «молянах» и «озксах», постепенно меняя их смысл. Вот как характеризует эту проблему И. М. Инюш-кин: «Местные обычаи среди православного населения края также становились объектом осмысления всех тех же церковнослужителей. И здесь узнанное ими далеко не всегда оберегалось, а порой просто изгонялось священниками, роль которых в провинциальной культуре всегда была значительна»4.

Мордва была включена в орбиту Российского государства в ту эпоху, когда религиозная традиция была одним из основополагающих государственно-политических критериев, а ненасильственная просветительская христианизация — государственной политикой. По данным У. Харва, только с 1740 по 1762 г. православие приняли 67 тыс. 580 чел. (70 % мордвы). В случае с внедрением духовной традиции православия в Поволжье сказывался учет прежней российской политики и мировой опыт регионов, свойственный уже европейской цивилизации5. С помощью религии многие поволжские народы окончательно вошли в систему, стягивающую этносы в рамки единого пространственно-временного континуума.

Массовое обращение в христианство мордовского народа завершилось примерно к середине XVIII в., однако оно носило во многом поверхностный и неглубинный характер. Епископ Нижегородский и Алатырский Иоанн Дамаскин много сделал для миссионерской деятельности в среде народов Поволжья. Христианизация народов России существенным образом отразилась на народном менталитете. Многочисленные свидетельства XVIII—XIX вв. говорят о том, что мордовский народ искренне исповедовал православное христианство. Важными аспектами бытия и развития духовной жизни мордовского края были религиозное просветительство и создание школ и приходских училищ. Наиболее существенные результаты деятельности в этой области стали заметны в конце XIX — начале XX в.

Российская империя вступила в XX в. страной, где законодательно была закреплена государственная религия — православие. До революции 1917 г. только в Саранском уезде Пензенской губернии существовало около 40 церквей и более 50 часовен, большинство из которых не сохранилось в настоящее время6. Народы Поволжья испытали короткий период национального подъема в конце XIX — начале XX в.: у них появилась национальная интеллигенция и первые плоды ее просветительской деятельности. В этот период религиозная жизнь развивалась в рамках православия, но язычество сохранялось в патриархальной сельской среде.

В XX в. православие в Мордовии, как и в целом в СССР, переживало самые тяжелые времена. Массовое преследование верующих и священнослужителей началось с 1924 г. Из 620 церквей, 20 молитвенных домов и 14 монастырей Русской православной церкви в Мордовии было полностью уничтожено не менее 480 храмов, все молитвенные дома и 3 монастыря. Из оставшихся одиннадцати монастырей семь (Санаксарский, Пайгармский, Спасо-Преображенский, Успенский, Чуфаровский, Куриловский и Инсарский) сохранили лишь небольшую часть своих построек, от четырех остались фрагменты. Зиновский монастырь в Рузаевском районе, например, был ликвидирован до основания, а монашество подверглось уничтожению или отправлено в лагеря. 120 приходских бывших на территории республики православных церквей сохранились до наших дней в разрушенном или в сильно перестроенном виде7.

Нельзя не заметить, что православие в современной России постепенно меняет свой социальный ареал: прошли те времена, когда оно искусственно оттеснялось в социальное бездействие. В связи с этим возникает вопрос «Возможна ли конфессиональная культура региона в современном обществе?». В любом случае ее судьба зависит от того, смогут ли ее потенциальные творцы и носители отказаться от комплексов и мифов, внедряемых сегодня в культурное пространство современного российского общества, в том числе и с Запада, ради преображения сознания, времени и стиля жизни.

Одной из особенностей постсоветской эпохи является изменение статуса массовой культуры, ее экспансивный характер. Это означает размывание разных границ — культурных, этических, эстетических, религиозных и т. д. Особенно значимой при анализе современного положения традиций отечественной духовной культуры является их нравственно-регулятивная функция.

В начале 1990-х гг. в Мордовии стали активно действовать различные нетрадиционные культовые структуры. В то время на смену росту количества представителей традиционных конфессий пришел ощутимый рост нетрадиционных и неорелигиозных организаций в Мордовии и других регионах России, а также была налицо асоциальная деятельность их адептов. Этот фактор вызывает и сегодня не просто озабоченность у специалистов и исследователей данной проблемы, но и тревогу за дальнейшую судьбу стабильной российской общественной жизни.

Сегодня мордовская митрополия Русской православной церкви является одной из динамичных религиозных организаций Приволжского региона, несмотря на многие трудности современной межконфессиональной жизни в России. Новейшая эпоха развития российского общества четко поставила в качестве важного фактора социокультурного бытия вопросы духовной суверенности общества. Для россиян как сообщества традиционалистского (в своей культурной основе) важными являются как этнические, так и культурно-религиозные аспекты проблем бытия этносов в условиях полиэтничности современной России. Современная
Россия носит светский характер, однако в силу исторической инерции и установившихся традиций именно православное духовно-культурное наследие, представленное в различных структурах Русской православной церкви, является существенным стабилизирующим фактором российской общественной жизни современности.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Смелзер Н. Социология. М.: Феникс, 1994. С. 467.

2 См.: Жиганов М.Ф. Память веков. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1976. С. 76.

3 Мордовский этнос: проблемы и суждения. Мордва: историко-культурные очерки. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1995. С. 46.

4 Инюшкин Н.М. Провинциальная культура: природа, типология, феномены. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2003. С. 166.

5 См.: Harva U. Die religiosen Vorlesungen der Mordvinen. Helsinki, 1953. 456 s.

6 См.: Пензенская епархия: историко-статистическое описание. Пенза, 1907. С. 108.

7 См.: Материалы к энциклопедии «Православная Мордовия». Вып. III. Саранск: Красный Октябрь, 2004. 340 с.

Поступила 10.05.12. 

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная