О. В. Радзецкая. Процессы интеграции этнической музыкальной культуры в контексте единого информационного пространства финно-угорских регионов
О. В. Радзецкая
Процессы интеграции этнической музыкальной культуры в контексте единого информационного пространства финно-угорских регионов
О. В. Радзецкая, доцент Московской государственной классической академии им. Маймонида, кандидат культурологии
Особенности формирования и развития финно-угорской культуры связаны с ее уникальной региональной структурой. Яркая индивидуальность финно-угорских музыкальных миров несет в себе мощный интеграционный заряд. Причудливая игра глобального и локального уровней приводит к взаимному транслированию духовных смысловых категорий. В них музыкальный потенциал этнических сообществ интегрируется с универсальными системами культуры.
Музыкальная культура финно-угорских автономий — это история региональных этнических союзов. В них рождается квинтэссенция локального своеобразного с универсальным профессиональным, отражающая богатство тенденций и направлений, по которым шло развитие финно-угорской музыки. Тесно связанная с народно-песенным творчеством, она смело расширила творческие горизонты в разнообразии жанровых проявлений, утвердила новую модель сознания, направленную на формирование этнического музыкального образа в реалиях единого информационного пространства финно-угорского мира.
Динамический тонус финно-угорской региональной культуры основывается на разнообразных формах диалогического восприятия, открывающего уникальные и специфические стороны локальных музыкальных ценностей. Они складываются из соприкосновения и взаимообогащения культур этнических сообществ, находящихся в едином пространственном измерении.
Научно-технический прогресс вносит ноту современного звучания в финно-угорскую музыкальную культуру. При его содействии происходит становление единого информационно-культурного пространства, интегрирующего музыкальную стилистику этнических сообществ и охватывающего все существующие на сегодняшний день жанры, формы и направления.
Единое интеграционное поле органично формируется творческим потенциалом финно-угорских музыкальных культур. Существенную роль в этом играет их собственная интегра-ционность, важная часть общения и взаимного влияния в региональном информационном пространстве. Разнообразие этнических музыкальных культур вносит непосредственность и живость в процессы интеграционной динамики, основанные на чувстве искреннего интереса и взаимопонимания.
В едином контексте финно-угорской региональной культуры устанавливаются ранее недоступные связи между отдаленными друг от друга этническими группами. Доступность и легкость в их взаимодействии рождает, наряду с традиционной, новую эстетику, интеграционную по своей природе. Она ведет свое начало от симбиоза разнообразных этнических особенностей, проходящих через единое информационное пространство.
Интеграционная музыкальная эстетика требует дополнительного изучения, так как в ней скрыт довольно большой потенциал, связанный с ускорившимися темпами современной жизни. В этом смысле интеграционность обладает возможностью быстро и динамично воспринимать новый музыкальный язык, создавать благоприятную атмосферу для реализации творческого потенциала этнических композиторских школ финно-угорского мира.
Такая духовная устремленность устанавливает необходимый энергетический тонус для интеграционных процессов, преодолевающих моноэтническое притяжение и выходящих на уровень полиэтнического взаимодействия. На взаимодействии этих направлений открывается перспектива в раскрытии творческой специфики единого информационного пространства финно-угорских регионов.
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная