Н. Н. Федякова. Развитие хозяйств населения в агропродовольственной системе региона

H. Н. ФЕДЯКОВА

 РАЗВИТИЕ ХОЗЯЙСТВ НАСЕЛЕНИЯ В АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ СИСТЕМЕ РЕГИОНА

ФЕДЯКОВА Наталия Николаевна, доцент кафедры информационных систем в экономике и управлении Национального исследовательского Мордовского государственного университета, кандидат экономических наук

Ключевые слова: хозяйства населения, личные подсобные хозяйства, агропромышленный комплекс, регион, производство сельскохозяйственной продукции

Key words: population farms, private population farms, agri-industrial complex, region, agri-cultural production

С вступлением России в ВТО решение вопроса продовольственной безопасности страны имеет особое значение. Чтобы выйти на показатели продовольственной независимости с учетом допустимой доли импорта и обеспечения рациональных норм питания населения, потребуется увеличить производство молока, мяса и овощей примерно в полтора раза, а фруктов — более чем в два раза.

Агропромышленный комплекс Республики Мордовия по темпам ежегодного прироста производства занимает лидирующее положение в стране. В 2011 г. на 4 % возросло производство молока, на 14 % — мяса, на 19 % — яиц. Поголовье коров стало больше на 5 %. По производству яиц, молока и мяса крупного рогатого скота на душу населения Мордовия находится на первом месте в стране. Если учитывать показатели развития АПК за последние 12 лет, то можно сказать, что производство зерна увеличилось в I, 7 раза, молока — в 2,0 раза, мяса — в 4,0 раза (в том числе мяса птицы — в 8,0 раза), яиц — в 7,0 раза, сахара — в 12,0 раза1.

Хозяйства населения вносят значительный вклад в производство сельскохозяйственной продукции республики. Ими, в том числе крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, в 2010 г. произведено 48 % всей продукции сельского хозяйства, у сельскохозяйственных предприятий этот показатель составил 52 %2. В 2009 г. в личных подсобных хозяйствах Мордовии было произведено 92,7 % картофеля, 73,2 % овощей, 35,6 % мяса, 38,1 % молока, 12,3 % яиц, 91,8 % шерсти3.

Сложившиеся социально-экономические условия предъявляют новые требования к функционированию личных подсобных хозяйств (ЛПХ). Большое значение при этом имеют проблемы формирования и использования ресурсного потенциала, повышения товарности хозяйств населения, вовлечения их в кооперационные и контрактные отношения с другими участниками аграрного рынка, активизации предпринимательской инициативы. Деятельность ЛПХ требует поддержки со стороны федерального и местного бюджетов. Главная цель аграрной политики государства в сложившихся условиях должна заключаться, на наш взгляд, в соединении рыночных механизмов с мерами государственной поддержки и регулирования. Необходимо разработать программу развития ЛПХ не только с позиции обеспечения страны продовольствием, но и среды обитания, жизнеобеспечения и воспроизводства российского населения на основе его самообеспечения.

Проблему жизнеобеспечения сельчан можно успешно решить посредством развития малого и среднего агробизнеса, обеспечивающего выполнение ими народнохозяйственных функций (производство сельскохозяйственного сырья и продовольствия, несельскохозяйственных товаров и услуг, общественных благ, сохранение сельского образа жизни, традиционной культуры общества и исторически сложившегося ландшафта, поддержание биоразнообразия в агроценозах, социальный контроль над территорией, расширенное воспроизводство населения, рост качества его жизни, поддержание экологического равновесия в биосфере).

На наш взгляд, система организационно-экономических мер по развитию частного подворья должна включать модернизацию ЛПХ, особенно крупных и высокотоварных, на основе повышения генетического потенциала выращиваемых сельскохозяйственных животных и растений; механизацию производственных процессов и совершенствование технологий для получения максимальных объемов высококачественной продукции при минимальных затратах труда и средств; развитие интеграционных и кооперационных связей ЛПХ с сельхозпредприятиями и предприятиями АПК; совершенствование механизма кредитования; развитие кормовой базы частных подворий; организацию сбыта продукции, произведенной крестьянскими подворьями для реализации; дотирование продукции и частичную компенсацию затрат ЛПХ; социальную защиту граждан трудоспособного возраста, для которых ЛПХ является основным местом работы.

Мы считаем, что необходимо создать единое информационное пространство АПК, разработать автоматизированные информационные системы управления сельскохозяйственным производством на основе геоинформационнных технологий, определить программно-технические средства, обеспечивающие регистрацию технологических процессов в растениеводстве и животноводстве. Качественное информационное обеспечение АПК — неотъемлемая часть эффективного развития регионального агробизнеса, особенно ЛПХ. Оно должно осуществляться с помощью печатных изданий, Интернета, проведения совещаний, семинаров, конференций, выставок. В каждом муниципальном районе необходимо организовать учебные курсы для граждан, имеющих ЛПХ, по агрономическим, зооветеринарным, инженерным и экономическим проблемам. В тематический план следует включать вопросы повышения плодородия почв, организации кормопроизводства, выращивания картофеля, сахарной свеклы, многолетних трав, лекарственных и нетрадиционных культур, производства молока, разведения новых пород скота, организации овощеводства в личном подворье, применения средств малой механизации, экономики и социальной защиты владельцев ЛПХ. Наряду с проведением занятий целесообразно организовывать выставки-продажи семян, технологий, средств малой механизации; выпускать учебную, справочную и просветительскую литературу для владельцев ЛПХ; давать консультации по интересующим вопросам.

Для повышения эффективности государственной политики в области развития ЛПХ необходимо внедрение паспорта ЛПХ, учитывающего наличие земельных угодий и поголовья скота, объемы производства сельскохозяйственной продукции, другие ресурсные и результативные параметры развития хозяйств населения в регионах.

Повышение эффективности хозяйств населения зависит от взаимодействия с сельхозпредприятиями, его внешних связей. Снижение трудоемкости связано с обеспеченностью средствами малой механизации. Развитию приусадебного животноводства способствуют обеспеченность кормами и выделение пастбищ, сенокосов. Повысить культуру производства можно благодаря поставкам высокопородного молодняка скота и птицы, снабжению населения семенами и саженцами плодовых деревьев, минеральными удобрениями, ядохимикатами. Улучшение положения со сбытом продукции во многом зависит от развития государственной и кооперативной приемно-заготовительной системы, расширения сети продовольственных рынков и работы по их благоустройству.

Занятость на приусадебном участке служит частичным противовесом безработице, способствует наиболее полному использованию трудовых ресурсов на селе. Товарная продукция сельских подворий позволяет существенно увеличить загрузку производственных мощностей перерабатывающих предприятий. Включение хозяйств этой категории в структуру общественного производства поможет свести к минимуму объемы капиталовложений в строительство животноводческих, складских помещений.

Для эффективного развития ЛПХ населения необходимо разработать и принять нормативные акты на федеральном уровне. Законодательная база должна быть направлена на закрепление позитивных явлений в развитии личных подворий, возобновление их интеграционных связей с государственными и другими сельскохозяйственными товаропроизводителями, правую защищенность хозяйств этой категории.

Эффективное развитие хозяйств населения, на наш взгляд, зависит от решения вопросов организации закупок продукции животновод^ва и растениеводства, полученной в хозяйствах населения; обеспечения личных подворий молодняком скота и птицы, кормами; выделения ссуд, кредитов на строительство производственных помещений и приобретения средств механизации на льготных условиях; передачи сельскохозяйственными предприятиями животноводческих помещений в аренду населению для организации производства сельскохозяйственной продукции; включения личных подворий населения в систему государственного племенного, ветеринарного и зоотехнического обслуживания; поставки населению высокоурожайных сортов семян овощей, посадочного материала плодовых и ягодных культур.

Проблему закупок сельскохозяйственной продукции у населения необходимо решать путем организации закупок сельскохозяйственной продукции у населения, а также посредством изыскания финансовых средств для кредитования и авансирования закупок сельскохозяйственной продукции в ЛПХ. Закупки сельскохозяйственной продукции в ЛПХ можно осуществлять через платежеспособные коллективные сельскохозяйственные предприятия, функционирующие на территории сельской администрации; сельскохозяйственные потребительские кооперативы, созданные владельцами ЛПХ; индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица, включая глав крестьянских (фермерских) хозяйств; предприятия по переработке сельскохозяйственной продукции; договор между владельцами личных подворий о совместной деятельности.

Социально-экономический статус личного подворья значительно повысился, так как приусадебное хозяйство стабилизирует социальную ситуацию в сельской местности. Можно предположить, что экономическая роль хозяйств этой категории останется для жителей села весьма значимой на ближайшую перспективу.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Послание Главы Республики Мордовия Государственному Собранию Республики Мордовия от 27 января 2012 г. URL: http://www.izvmor.ru/ article_15117.html (дата обращения: 09.04.2012).

2 См.: Федеральная служба государственной статистики. URL: http:// www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/enterprise/economy/# (дата обращения: 09.04.2012).

3 См.: Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Мордовия. URL: http://mrd.gks.ru/default.aspx (дата обращения: 09.04.2012).

Поступила 13.04.12. 

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная