А. А. Булычева. Феномен информационного пространства мор- довской детской книги
А. А. Булычева
Феномен информационного пространства мордовской детской книги
А. А. Булычева, доцент кафедры библиотечно-информационных ресурсов Национального исследовательского Мордовского государственного университета
Специалисты отмечают, что чтение детей — это ключ к их дальнейшей жизни в информационном обществе. Чтение помогает им развивать свою индивидуальность, выбирать из мировой культуры именно то, что поможет им сформировать собственный мир культуры. В связи с этим главное достоинство чтения мордовской детской литературы состоит в наличии у ребенка свободы выбора произведения, но такой свободы, которая деликатно ограничена умными советами и рекомендациями.
Писатели Республики Мордовия в своих произведениях показывают формирование детей, проявляющих себя в условиях самой обычной, повседневной действительности, в которой живут многие дети. Этим проблемам посвящены книги Н. Л. Эркая «Алешка в интернате», М. А. Бебана «Красные жаворонки», многие рассказы Я. М. Пинясова из книги «Сорокины сказки» и др. Полюбились детям и книги Ф. С. Атянина «Серебряное озеро», В. Виарда «Приключения Кеши» и «Жаркое воскресенье».
В последние годы в детской литературе появились новые имена детских прозаиков: А. С. Кадоркин, П. Клю-чагин, М. И. Ломшин, Г. С. Гребенцов, Е. И. Терешкина, Н. М. Мирская, Е. Лапицкий и др. Их книги учат доброте и человечности; увлекательно рассказывают о простых, будничных делах, в которых часто проявляется характер человека; показывается его отношение к жизни.
В Мордовии также создано немало поэтических произведений для детей. Поэты разных поколений, от старшего (И. М. Девин, А. С. Малькин, А. С. Щеглов, И. Г. Осьмухин, Н. Л. Эркай, Я. М. Пинясов, Д. С. Куляскин, Л. Ф. Маку-лов, Ф. Н. Бобылев) и до более молодого (Ф. Н. Бобылев, С. В. Кинякин, А. Ф. Ежов, И. Н. Кудашкин, И. Горбунов, А. С. Кадоркин, Ю. И. Азрапкин, Г. П. Агейкин), знакомят детей с богатой и разнообразной природой родного края, тепло и искренне рассказывают о Мордовии, людях, оставивших память о себе в ее истории, воспевают нравственные качества человека. Пробудить эстетическое чувство, научить ребенка понимать природу и все окружающее — идейная направленность многих произведений современной мордовской детской литературы.
Таким образом, мордовская детская литература является одним из важнейших средств всестороннего гармонического развития личности. Она расширяет жизненный опыт человека: помогает почувствовать, узнать и пережить то, что читатель, может быть, никогда не сможет испытать и пережить в действительной жизни. Дети еще не принимают непосредственного участия во многих видах деятельности, формирующих личность, поэтому детская литература как своеобразная форма познания действительности играет в жизни ребенка особенно важную роль. Мордовская детская литература способствует целенаправленному литературному развитию личности, которая предстает одним из необходимых условий становления человека современной культуры, самостоятельно строящего свою жизнь и отвечающего за свои поступки перед людьми и совестью.
Чтение художественных произведений мордовской детской литературы развивает речь детей: обогащает, уточняет и активизирует словарь учащихся на основе формирования у них конкретных представлений и понятий, учит выражать мысли в устной и письменной форме. Это развитие осуществляется благодаря тому, что художественные произведения написаны литературным языком, точным, образным, эмоциональным, согретым лиризмом.
В мордовской детской литературе дети ищут ответы на проблемы современной жизни. Наблюдается интерес к нравственно-этическим проблемам, идет активный поиск объектов подражания, идеалов. Именно в этом возрасте приобщаются к поэзии, любят диспуты, споры. Дети и подростки критичны, бескомпромиссны, обладают повышенным чувством собственного достоинства, считают себя независимыми в выборе литературы, оценке художественных произведений. Чтение — основной источник знаний для большинства из них. Чтение мордовской детской литературы играет исключительную роль в формировании личности растущего человека.
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная