А. А. Беляцкая. Лингвокультурологические основания единения: интегративные свойства концепта

А. А. Беляцкая

Лингвокультурологические основания единения: интегративные свойства концепта

 А. А. Беляцкая, докторант кафедры английской филологии Национального исследовательского Мордовского государственного университета, кандидат культурологии, доцент

Лингвокультура как способ языкового хранения и передачи смыслов была дарована человечеству для единения и нравственного высокодуховного общения. Отвечающим нашему подходу является позиция Н. Н. Моисеева, который приводит в качестве основания единения человечества его нравственные принципы, заложенные в тексте Нагорной проповеди. Особый интерес для исследования интегратив-ных межкультурных процессов представляет способность лингвокультуры к интеграции, преодолению культурно-познавательной ограниченности национальных менталитетов.

Мы предлагаем рассмотреть концепт как системообразующую, интегративную информационную единицу линг-вокультуры. Идея, или концепт, представляет собой центр ценностно-смысловой системы лингвокультуры, она влияет на все элементы текстопостроения: систему образных средств, фразеологию, типы текстовой архитектоники, композицию, сюжет, текста, речевую характеристику автора и персонажей, стилистику и грамматику, синтаксис.

Концепт обладает определенным значением для мировой лингвокультуры — негативным, разрушающим или позитивным, созидательным. Можно выделить лингвокуль-турообразующее содержание концепта и его лингвокуль-туроразрушающее информационное значение. Ценностное значение концепта выводится из контекста его социальной деятельности, ему присваивается положительный или отрицательный знак. Формируя концепты в процессе познания, человек наделяет ценностным смыслом объекты окружающего мира. Лингвокультурообразующее (интегративное) значение концепта — это способ информационного воздействия, вызывающий положительные (конструктивные) изменения речевого и неречевого поведения носителя лингвокультуры, т. е. обусловливающий его развитие и обеспечивающий эффективное межкультурное взаимодействие.

Многоязычие и мультикультурализм современного мира формируют вместе с многогранностью метаистории и мощные разломы в ценностно-смысловом пространстве мировой лингвокультуры. Вопрос этнической обусловленности информационного значения ценностных концептов (наличия в одной культуре положительного отношения к одному предмету или явлению, а в другой — противоположного, отрицательного) стоит наиболее остро в связи с учащением глобализационных межкультурных процессов. Необходима выработка общечеловеческих ценностей для избежания серьезных политических, экономических и военных конфликтов.
 Базовые характеристики общечеловеческого, универсального культурообразующего значения концепта переплетаются с приметами эталона личности. «Нравственная мера всех без исключения народов при оценке идеала, эталона личности совпадает: это общественная активность и мудрость, справедливость и духовная любовь. И как отклонение от нравственной меры опять же у всех народов отмечены эгоизм и неразумный альтруизм, ненависть и раболепство, общая угодливость»1.

Формирование лингвокультуры как языковой культуры всего человечества, которая отвечает за проводимость общечеловеческих ценностных концептов, — задача всех носителей лингвокультуры, особенно тех, кто находится в зоне высочайшей ответственности по созданию интегративного идейно-концептуального ценностного поля лингвокульту-ры, т. е. авторов законодательных документов, газетных, журнальных и телевизионных текстов и, конечно, авторов художественных текстов, наиболее плотных с точки зрения способности к метафоризации, категоризации и концептуализации действительности.

ПРИМЕЧАНИЕ

1 Буданцев Ю.П. Очерки ноокоммуникологии (массовая коммуникация в ноосфере). М., 1995. C. 113. 

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная