Е. В. Поверенов. О необходимости восстановления Федеральной службы налоговой полиции России
Е. В. ПОВЕРЕНОВ
НЕОБХОДИМОСТИ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ НАЛОГОВОЙ ПОЛИЦИИ РОССИИ
ПОВЕРЕНОВ Евгений Васильевич, аспирант кафедры налогов и налогообложения Национального исследовательского Мордовского государственного университета.
Ключевые слова: Главное управление по борьбе с экономическими преступлениями РФ, Министерство внутренних дел РФ, налоговые органы РФ, налоговые преступления, органы Федеральной налоговой полиции РФ, территориальные налоговые органы РФ, Федеральная служба налоговой полиции РФ, экономическая безопасность России, Федеральная налоговая служба РФ
Key words: Chief Directorate for Combating Economic Crimes of the Russian Federation, Ministry of Interior Affairs of the Russian Federation, tax authorities of the Russian Federation, tax crimes, authorities of Tax and Revenue Police of the Russian Federation, territorial tax authorities of the Russian Federation, Federal Service of Tax and Revenue Police of the Russian Federation, economic security of Russia, Federal Tax Service of the Russian Federation
Органы налоговой полиции Российской Федерации с момента образования и до передачи их функций в Министерство внутренних дел РФ эффективно осуществляли свои функции. В законе «О федеральных органах налоговой полиции» (в ред. Указа Президента РФ от 24 декабря 1993 г. № 2288; федеральных законов от 17 декабря 1995 г. № 200-ФЗ, от 7 ноября 2000 г. № 135-ФЗ, от 30 декабря 2001 г. № 196-ФЗ, от 30 июня 2002 г. № 78-ФЗ, от 25 июля 2002 г. № 116-ФЗ, от 31 декабря 2002 г. № 199-ФЗ с изменениями, внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 17 декабря 1996 г. № 20-П и Федеральным законом от 30 декабря 2001 г. № 194-ФЗ) были обоснованы задачи федеральных органов налоговой полиции РФ. Статья 2 этого закона гласит, что «задачами федеральных органов налоговой полиции являются:
— выявление, предупреждение и пресечение налоговых преступлений и правонарушений. О выявленных при этом других экономических преступлениях органы налоговой полиции обязаны проинформировать соответствующие правоохранительные органы;
— обеспечение безопасности деятельности государственных налоговых инспекций, защиты их сотрудников от противоправных посягательств при исполнении служебных обязанностей;
— предупреждение, выявление и пресечение коррупции в налоговых органах»1.
Деятельность федеральной налоговой полиции как государственной службы осуществлялась на основе принципов законности, уважения прав и свобод человека и гражданина, подконтрольности и подотчетности высшим органам законодательной и исполнительной власти РФ, сочетания гласных и негласных форм деятельности. Следует отметить, что эта государственная служба имела в налоговой сфере весьма широкие полномочия и права.
Показателен анализ Приказа МВД РФ от 13 августа 2003 г. Только в его названии имеется упоминание о налоговых преступлениях. В 46 статьях о налоговых преступлениях и нарушениях отсутствует пункт о взаимодействии с ФНС России. При этом в законе «О федеральных органах налоговой полиции» определено, что «во взаимодействии с руководителями государственных инспекций, руководители и органы территориальных органов налоговой полиции обеспечивали совместно реализацию возложенных на них задач»2.
Приказ МВД РФ «Об утверждении положения о Главном управлении по борьбе с экономическими преступлениями Федеральной службы по экономическим и налоговым преступлениям Министерства внутренних дел Российской Федерации» от 13 августа 2003 г. № 634, Положение о Главном управлении по борьбе с экономическими преступлениями Федеральной службы по экономическим и налоговым преступлениям Министерства внутренних дел Российской Федерации регламентируют, что деятельность Главного управления ОБЭП РФ и всех территориальных отделов МВД РФ субъектов РФ строится в соответствии с принципами законности, уважения прав и свобод человека и гражданина, конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств оперативно-розыскной деятельности на основе использования научных рекомендаций и передового опыта, планирования, сочетания единоначалия при принятии решений по вопросам оперативно-служебной деятельности и коллегиальности при их обсуждении, строгого разграничения должностных обязанностей сотрудников и личной ответственности каждого сотрудника за состояние дел на порученном участке3.
В п. 6 этого приказа отмечено взаимодействие Главного управления ОБЭП РФ с главными управлениями других государственных служб, как в п. 6 Приказа МВД РФ от 13 августа 2003 г. № 634. В этом перечне отсутствуют ФНС России и УФНС субъектов РФ. Приказ МВД РФ от 13 августа 2003 г. № 634 раскрывает весь спектр деятельности Главного управления ОБЭП и его региональных подразделений. Работа по налоговым преступлениям отсутствует, есть понятия «экономические преступления», «преступления в сфере экономики».
Следует особенно отметить, что деятельность ОБЭП перегружена, и восстановление органов налоговой полиции РФ облегчило бы работу ведомства. Однако при увеличении процентного соотношения прав налогоплательщика и налоговых органов в сторону первых, восстановление функций деятельности органов налоговой полиции ликвидировало бы этот дисбаланс.
Приказ «Об утверждении инструкции об основах организации и формах осуществления в федеральных органах налоговой полиции работы по предупреждению преступлений и правонарушений» от 9 декабря 2002 г. № 525 определил объекты и субъекты деятельности по предупреждению преступлений и правонарушений, основные формы и методы работы. Пункт 24.3 «Предотвращение преступлений и правонарушений» включает выявление лиц, умышленно создающих условия для совершения преступления или правонарушения; устранение обстоятельств, которыми намеревается воспользоваться лицо при совершении преступления или правонарушения; искусственное создание обстановки, исключающей либо существенно затрудняющей возможность совершения преступления или правонарушения; привлечение лица к уголовной, административной, дисциплинарной и иной ответственности за совершение подготовительных действий.
Методы действий по предотвращению преступлений и правонарушений избираются в зависимости от сложившейся ситуации, конкретного состава замышляемого и подготавливаемого преступления, социального статуса фигуранта, его психологических особенностей и иных условий и об-стоятельств4.
По мнению В. Ф. Солтаганова, эта организационная структура эффективно осуществляла деятельность в режиме экономической безопасности РФ5. Доказывать свое право на существование новой структуре долго не пришлось. Она сразу зарекомендовала себя эффективным и весьма перспективным подразделением. Сотрудники главка сразу же подключились к проверкам сомнительных фирм, взяли на себя обеспечение безопасности налоговых инспекторов. Однако скоро стало ясно, что только ролью помощника новая структура ограничиться не может.
Став самостоятельной структурой, налоговая полиция получила основные права правоохранительного органа. Это сразу же сказалось на результативности ее действий. Количество выявляемых нарушений налогового законодательства непрерывно увеличивалось, увеличивались и суммы, возвращенные в государственный бюджет. Однако дальнейшее развитие этой правоохранительной структуры тормозило то, что налоговая полиция не имела следственных полномочий. Она располагала лишь немногочисленными подразделениями дознания, которые в условиях массовых нарушений налогового законодательства просто не справлялись с обрушившейся на них массой дел6.
Если есть объективная потребность в эффективной борьбе с экономической преступностью и коррупцией, надежной системе обеспечения экономической безопасности страны, то такой правоохранительный орган, который наделен полномочиями в области финансовых расследований, просто необходим. Основой его должна стать налоговая полиция. Она для этого уже имеет все необходимое. Территориальные налоговые органы России осуществляют контроль и надзор за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения. Нарушения и преступления в сфере налогового законодательства увеличиваются с каждым налоговым периодом. А. Н. Дьяков считает, что налоговых преступлений выявляется «в несколько раз меньше в общем объеме всех преступлений экономической направленности, а ущерб от них самый большой в общем объеме. Кроме того, наблюдается тенденция к их увеличению». При этом налоговое законодательство России продолжает расширять защиту прав налогоплательщика7.
Следует отметить, что Федеральная служба экономических и налоговых преступлений, правопреемник органов налоговой полиции РФ, не имеет права на проведение самостоятельных налоговых проверок, только по запросу территориальных налоговых органов. Этот процесс может проходить в дублировании функций, но за неимением законодательных основ территориальным налоговым органам РФ и территориальным органам ФСЭ НП приходится понижать эффективность деятельности. По данным М. Е. Верстовой, важность борьбы с налоговыми правонарушениями обусловлена тем, что она позволяет сократить финансовую базу, в которой возникают и функционируют преступность и коррупция (в налоговые органы налогоплательщики не представляют налоговую отчетность в 40 % случаев). Решение поставленной задачи зависит от успешного взаимодействия налоговых органов и органов внутренних дел8.
Ликвидация налоговой полиции привела, на наш взгляд, к тому, что экономическая, финансовая и налоговая безопасность РФ ослаблена с внешней и внутренней стороны. Для защиты экономической, финансовой и налоговой безопасности страны необходимо использовать зарубежный опыт, но не развитых стран, где существуют ограничения по расследованию и изучению жизнедеятельности граждан, так как многие из них законопослушны. «Например, в ФРГ наряду с автономной службой налоговых расследований, имеющейся в налоговых органах, действует и полиция „Штройфа" Министерства финансов этой страны. Еще более радикальный шаг в плане интеграции специальных подразделений по противодействию налоговой преступности сделан в Италии, где указанные аппараты включены в состав Финансовой гвардии Министерства финансов. Финансовая гвардия представляет собой многопрофильный правоохранительный орган, ведущий борьбу с различными видами преступлений»9.
В России с созданием налоговой системы в 90-е гг. XX в. была реализована организационная модель органов налоговых расследований, при которой системы специализированных организационных звеньев, предназначенных для выявления и раскрытия, предупреждения и пресечения налоговых преступлений, учреждались в составе Государственной налоговой службы (ГНС) России. Идея создания структуры правоохранительного профиля в составе ГНС РФ была оправдана, поскольку первые же итоги деятельности налоговых инспекций продемонстрировали их явную неспособность к работе в криминальной обстановке. Появилась тенденция и к коррумпированию налоговых органов. Руководители вновь созданной структуры стали отрицательно относиться к пребыванию в ГНС РФ. В итоге был инициирован переход к принципиально новой для отечественных условий организационной модели органов налоговых расследований в форме самостоятельной независимой правоохранительной структуры10.
Эффективность деятельности созданной Федеральной службы налоговой полиции (ФСНП) подтверждается правовым положением сотрудника Федеральной службы налоговой полиции, состоящей из семи статей о его служебной деятельности, где основной является защита экономической безопасности РФ. Следует отметить, что в трехлетней перспективе (2012—2014 гг.) приоритеты в области налоговой политики остаются такими же, как и ранее, и направлены на создание эффективной и стабильной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Важнейшим фактором проводимой налоговой политики является необходимость поддержания сбалансированности бюджета Российской Федерации.
В этих условиях требуется восстановить ФСНП Российской Федерации как метод совершенствования организационного построения налоговых органов, так как ранее упоминавшееся сокращение квалифицированных кадров в налоговых органах и органах МВД без особых затруднений на обучение и подбор персонала поможет создать эффективную структуру за короткий срок.
Предлагается из сокращенных сотрудников МВД и налоговых органов создать вновь ФСНП РФ. Временно эта структура должна быть организована под управлением ФНС РФ. Дальнейшее развитие и деятельность федеральной налоговой полиции определит ее место в структуре государственных служб России.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Закон «О федеральных органах налоговой полиции» от 24 июня 1993 г. № 5238-1. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?reg=home#doc/ LAW/40308/4294967295 (дата обращения: 25.10.2011).
2 Приказ МВД РФ «Об утверждении положения о Главном управлении по борьбе с экономическими преступлениями Федеральной службы по экономическим и налоговым преступлениям Министерства внутренних дел Российской Федерации» от 13 августа 2003 г. № 634. URL: http:// base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?reg=home#doc/EXP/318471/4294967295 (дата обращения: 27.10.2011).
3 Там же.
4 Приказ Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации «Об утверждении инструкции об основах организации и формах осуществления в федеральных органах налоговой полиции работы по предупреждению преступлений и правонарушений» от 9 декабря 2002 г. № 525. URL: http://kodeks-luks.ru/ciws/site?tid=0&nd=901837009&nh=3 (дата обращения: 15.10.2011).
5 См.: Солтаганов В.Ф. Налоговая полиция: вчера, сегодня, завтра. М.: ИД «Дашков и К», 2000. 176 с.
6 Там же.
7 См.: Дьяков А.Н. Проблемы взаимодействия ОВД при расследовании налоговых преступлений // Налоги. 2010. № 6. С. 12—16.
8 См.: Верстова М.Е. Проблемы взаимодействия налоговых органов с правоохранительными органами в процессе совершенствования обеспечения обязанностей по уплате налогов и сборов // Юрист. 2007. № 4. С. 10—13.
9 Кваша Л.Ф. Органы налоговых расследований в структурной организации Российского государства // Безопасность бизнеса. 2006. № 1. С. 18—22.
10 См.: Кузнецов А.П. Политика государства в налоговой сфере (уголовно-правовые средства и организационно-тактические методы). Н. Новгород: Номос, 1995. 208 с.
Поступила 24.04.12.
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная