А. С. Дудкин. Проблемы межведомственного взаимодействия в оказании помощи детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию
А. С. ДУДКИН
ПРОБЛЕМЫ МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ОКАЗАНИИ ПОМОЩИ ДЕТЯМ, ПОПАВШИМ В ТРУДНУЮ ЖИЗНЕННУЮ СИТУАЦИЮ1
ДУДКИН Артем Сергеевич, доцент кафед ры социологии и социальной работы Пензенского государственного педаго гического университета, кандидат философских наук.
Ключевые слова: социальная работа; социальная служба; учреждения образования; социальные технологии; дети-инвалиды; дети-сироты; реабилитация; коррекция; обучение; воспитание
Социальная работа с детьми — это особая сфера деятельности соци альных служб и учреждений образования. Там, где социальная работа направлена на детей, там всегда решающим фактором эффективности вмешательства профессиональных помощников становится школьный синтез воспитания и об разования. Наоборот, образование детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, всегда будет испытывать влияние социальной жизни ребят в семье и на улице.
Очевидность этого непреложного факта, к сожалению, нередко скрыва ется самой жизнью. С другой стороны, разделение труда, существующее объективно (фиксируясь в нормативных документах) и субъективно, диктует свои правила реализации социальных технологий. Тес нейшая и во всех смыслах необходимая взаимосвязь школы и социальной службы, органов местной власти и семьи «затушевывается» узкорамоч ными подходами специалистов и чиновников, находящихся под давле нием устоявшихся правил и традиций своего социального института, компе тенции и должностных инструкций.
Точное определение компетенции как перечня обязанностей специали ста является необходимым условием эффективности работы. Компетенция выражается в должностных инструкциях, составляющих важное звено всей цепочки организационной слаженности. Однако общество, в котором осуществляется социальная или педагогическая работа, — немеханическая совокуп ность сегментов, обособленных частей. Поэтому существует ряд проблем, не решаемых в рамках одной области. Усилий только одних педагогов или социальных работников во многих трудных жизненных ситуациях недостаточно.
В Пензенской области наиболее важными яв ляется ряд смежных для системы образования и социальной защиты проблем: обучение детей-инвалидов в образовательных учреждениях и дома, опека и попечительство детей, оставшихся без попечения родителей, усыновление (удочерение) детей-сирот, бедность неполных семей и конфликты по поводу алиментов, профилактика безнадзорности и правонарушений через организа цию досуга детей, исполнение мер индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида. Именно дети-инвалиды и дети, оставшиеся без попечения роди телей, составляют группу наиболее нуждающихся в межведомственном взаи модействии несовершеннолетних.
Основные направления межведомственного сотрудничества органов и учреждений системы образования и социальной защиты хо рошо известны. Защита прав и интересов ребенка через социальную диагно стику, патронаж и реабилитацию — основная цель этих направлений. Пробле ма же заключается в том, что до сих пор нет четко сформулированной концепции взаимодействия учреждений образования и социальной защиты. От сутствуют слаженные технологии межведомственной социально-педагогиче ской работы, в которой участвовали бы органы и учреждения социального обслуживания и образования. Нормативно-правовые основы деятельности обеих систем не соответствуют организационным.
Ограниченные возможности здоровья, физические способности созда ют для ребенка условия особого развития, изучением педагогических аспек тов которого занимается дефектология. Однако реабилитационные меры бытового, адаптационного, материального характера были и остаются уделом социальных служб, а не образовательных учреждений. Не должны оставаться в стороне в определенных ситуациях и меди цинские учреждения.
Общие точки соприкосновения между различными ведомствами и учреждениями дают о себе знать сразу с того момента, как трудная жизнен ная ситуация затронула ребенка. Обмен информацией, своевременное комплексное реагирование, патронажная защита интересов ребенка, обеспе чение права на образование, социальная поддержка родителей (опекунов, по печителей) — общие задачи местных органов власти и внутренних дел, а так же учреждений социальной защиты и образования.
Формы взаимодействия на региональном уровне разнообразны: управ ленческая кооперация, организационно-административное содействие, сов местное формирование и использование банков данных, общие образователь ные стратегии. Нельзя забывать и о профилактике возникновения проблем у детей-сирот и детей-инвалидов. Если некоторые из форм в г. Пензе и Пензенской области уже наполнились содержанием более чем десятилетней социальной практики, то другие пока находятся в зачаточном состоянии.
Субъекты всех вышеназванных форм взаимодействия, т. е. специа листы, результативность деятельности которых в огромной степени зависит от координации усилий, недостаточно внимания уделяют налаживанию кон тактов со смежными по задачам службами. Такая ситуация характерна не только для Пензы и Пензенской области.
Когда профессионализм социальной работы характеризуется как оказа ние помощи через своевременное объединение усилий разных людей вокруг судьбы ребенка, главным несоответствием, которое следует устранить прежде всего на региональном уровне, оказывается отсутствие систематического внимания к тому, что в одиночку ни самый талантливый педагог, ни владею щий всеми технологиями социальный работник, ни самый исполнительный чиновник органов опеки никогда не создаст нужной ребенку системы под держки.
Традиционно, еще по советскому образу действий, наши специалисты слишком озабочены отчетами, оценками, планированием, схемами, инструк циями и поэтому потеряли осознание того, что социальные работники долж ны предлагать простое человеческое общение. Когда проблема не решается оказанием сугубо материальной помощи, профессиональным помощникам надо учиться преодолевать границы своего узкого профессионального «Я». Чиновники должны изучать педагогику и становиться хотя бы на время вос питателями, а педагоги изучать законодательство и превращаться в чиновни ков. Если смотреть на проблему выше уровня индивидуального сознания специалиста, то необходима система управленческого взаимодействия в решении трудных жизненных ситуаций семьи и детей. Реа лизации именно такой универсальной межведомственной модели добиваются уже много лет пензенское областное правительство и администрация г. Пензы, однако одних лишь распоряжений и указаний оказывается недостаточно.
Какие бы цели в ходе межведомственного взаимодействия ни стави лись и какие бы модели социальной работы ни осуществлялись, многое зави сит от общих объективных условий и обстоятельств, в которых сложилась трудная для ребенка ситуация. Эти условия можно охарактеризовать с четырех позиций: материальные возможности, правовая обеспеченность, общественное мнение и социальный контроль.
Последний аспект выражает комплексность усилий специалистов си стемы образования и системы социальной защиты, направленных на те семьи (особенно в Пензе как главном городе области), которые фактически являются изоли рованными и одинокими. В случае кризисных явлений они имеют недостаточно ре сурсов для преодоления проблем. Для них процесс решения проблем сложен и наиболее болезнен. В этих ситуациях семье необходимо просить поддержки у государственных и муниципальных организаций. Семья, имеющая ре бенка с ограниченными возможностями, нуждается не только в денежных по собиях, льготах и субсидиях, о которых, кстати, далеко не всегда все родители осведомлены. Нередко более важной проблемой становится включение тако го ребенка в процесс обучения и воспитания, активного досуга, участия в жизни общества.
Так, в г. Пензе по состоянию на 1 января 2008 г. семей с детьми-инвалидами насчитывалось 1 318, в них воспитывались 1 342 ребенка, но при этом всеми формами летнего отдыха были охвачены лишь 203 ребен ка-инвалида2. Более тысячи детей остаются предоставленными самим себе, создавая социально-психологическую нагрузку на родителей.
Полноценная школьная социализация в современных пензенских усло виях для ребенка-инвалида все чаще весьма не доступна либо искривлена проявления ми дискриминации, отсутствием безбарьерной среды, непрофес сионализмом учителей. Например, о таком явлении социальной работы, как инклюзия, специалисты многих пензенских образовательных учреждений не имеют понятия. Это обусловливает необходимость разработки специальных тематических тренингов и семинаров для специалистов.
Нередки случаи, когда ребенок, оставшийся без попечения родителей, становится источником конфликтов в классе, подросткового насилия, всяче ских нарушений. Родители не без основания начинают опасаться, что такой ребенок «испортит» их детей. Классный руководитель становится перед че редой серьезных педагогических решений и действий, не мыслимых без про фессиональной поддержки со стороны специалистов социальных служб.
Мониторинг работы, проводимой органами и учреждениями социаль ной защиты населения г. Пензы, по реабилитации неблагополучных се мей, злоупотребляющих алкоголем, показал, что в 2008 г. по семьям, злоупо требляющим алкоголем, были проведены 129 профилактических рейдов, из них межведомственных рейдов — 463. Это говорит о том, что качественное улучшение механизмов совмест ной социальной работы с детьми, по-видимому, еще впереди, особенно учитывая весь объем деятельности.
По данным на 1 января 2008 г., г. Пензе на учете в системе социальной защиты населения состояли 628 семей с тремя и более детьми. На учете в банке данных о несовершеннолетних, находящихся в социально опасном по ложении, числились 583 семьи. Опекунских семей в Пензе — 840, семей оди ноких матерей — 3 648. По официальной статистике, представленной в социаль ном паспорте Пензы, в городе выявлены 328 безнадзорных детей. При этом в 2007 г. выявлены 214 несовершеннолетних, совершивших преступления.
94 пензенских муниципальных образовательных учреждения, в том числе 82 общеобразовательных и 12 учреждений дополнитель ного образования, призваны взаимодействовать с 4 центрами социальной по мощи семье и детям и с социальным управлением г. Пензы в особенности. Семьи, находящиеся в социально опасном положении, — главный объект взаимодействия, которое сейчас носит стихийный и неси стематический характер. «Ведомственный эгоизм» в пензенской практике со циальной работы по-прежнему не преодолен. Концептуальные основы едине ния усилий специалистов разных социальных учреждений не сложились. Од нако налицо складывающиеся на уровне региона предпосылки реального развития социальной работы в обозначенном направлении. Например, если говорить о методической базе организационного взаимодействия в оказании помощи детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, то большой практической ценностью обладают разработанные недавно положения о со вете женщин при губернаторе Пензенской области и о совете отцов при об щеобразовательном учреждении. Закон Пензенской области «О государ ственно-обще-ственном управлении в системе общего образования Пензенской области» создает нормативно-правовую базу некото рых межведомственных управленческих контактов, разработка си стемы которых еще впереди.
Эта система должна исходить из того, что ребенок-инвалид, ребе нок из неблагополучной семьи или сирота — это не просто продукт данной школы или особого родительского воспитания или какого-то случая, а продукт всего общества, продукт соци альной среды, создаваемой взрослыми людьми.
А. С. Макаренко, писал: «Главная задача нашего воспитателя отнюдь не вос питывать. Просто противно здравому смыслу рассчитывать, что десяток ин теллигентных людей, случайно собранных в колонии им. Горького, может воспитать 130 правонарушителей. Воспитатели — люди обыкновенные. Если они переженятся и народят детей, то я ручаюсь, что 50 процентов их потомства будет плохо воспитано, не говоря уже о том, что в их воспитании не будет требуемого стиля. Честные работники-воспитатели это и сами пре красно понимают. Воспитывает не сам воспитатель, а среда»4.
Следовательно, правильно поставленная и результативная социальная коррекция, реабилитация, всякая другая помощь и даже профилактика воз можны лишь усилиями всех социальных институтов. Чем всесторонне специа листы охватывают различные аспекты трудной жизненной ситуации, детской инвалидности или сиротства, тем полнее терапевтическое воздей ствие моделируемой ими среды, тем богаче сама среда.
Спектр возможных трудных жизненных ситуаций, в которые попадают дети, велик. Описание всех возможных
проблем и алгоритмов их решений вряд ли необходимо, поскольку первичной основой множества результатив ных действий остается главное условие. Эффективно нала женное взаимодействие органов, служб и учреждений создает качественно новые социальные условия, в которых ребенок как носитель проблемы рассматривается уже не просто как воспитанник, ученик, подопечный, нуждающийся или пациент, а как часть системы общественных отношений.
Перспективой полного внедрения этого подхода в практику региональ ной социальной защиты и образования является точная разработка показа телей измерения степени межведомственного взаимодействия, способов управленческого сотрудничества, механизмов обмена информацией и взаим ного контроля. Для этого необходимо провести сравнительную оценку воз можностей учреждений системы образования и системы социальной защиты населения, изучить общественное мнение о проблемах детей-инвалидов и де тей, оставшихся без попечения родителей, исследовать доступность образования для этих групп детей и провести анализ функционального содержа ния деятельности конкретных учреждений на региональном уровне.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Работа выполнена при финансовой поддержке Федерального агентства по образованию в рамках АВЦП «Развитие научного потенциала высшей школы 2009—2010 г.» (проект ¹ 3.2.1/4976).
2 См.: Социальный паспорт г. Пензы за 2007 г. Пенза, 2008. С. 10—14.
3 См.: Мониторинг работы, проводимой органами и учреждениями социальной защиты населения города Пензы, по реабилитации неблагополучных семей, злоупотребляющих алкоголем (на 1 марта 2009 года). URL: http://www.penza-gorod.ru/doc-80.html
4 Макаренко А.С. О воспитании. М.: Изд-во полит. лит-ры, 1990. С. 385.
Поступила 12.01.09.
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная