Ю. А. Шукшина. Условия и факторы формирования регионального рынка алкогольной продукции
Ю. А. ШУКШИНА
УСЛОВИЯ И ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ
ШУКШИНА Юлия Андреевна, преподаватель кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита Мордовского гуманитарного института.
Ключевые слова: региональный рынок; административно-территориальный подход; натурализация обмена; сегментация рынка; алкогольная продукция; спрос и предложение; административно-территориальные образования
Региональный рынок — важная составная часть социально-экономического комплекса региона. В нормативных документах региональный рынок определяется как сфера обращения товаров в пределах субъекта федерации1. В этом определении отчетливо просматривается административно-территориальный подход к региональным явлениям. Функционирование региональных рынков несовместимо с натурализацией обмена, местничеством, потому что это ведет к нарушению единого экономического пространства страны.
Региональные рынки формируются под влиянием особенностей спроса и предложения в пределах административно-территориального образования. Эти особенности обусловлены множеством социально-экономических, демографических, этнических и других причин. Развитый региональный рынок успешно функционирует при хорошо организованном изучении спроса, тенденций и закономерностей его развития. Это позволяет прогнозировать емкость, структуру и другие параметры рынка, а также сдвиги в нем.
Региональный рынок — это совокупность высоколокали-зованных социально-экономических процессов и отношений в сфере обмена (обращения), формируемых под влиянием особенностей спроса и предложения каждого территориально-административного образования. Региональный товарный рынок также можно рассматривать как сферу обращения товаров, обладающую характерными признаками: наличие разных групп покупателей, отличие товаров по их потребительским свойствам, территория обращения2. В обобщенном виде товарный рынок представляет собой органически взаимосвязанную систему потребителей, производителей и организаций (предприятий), обеспечивающих выполнение функций по продвижению товаров и услуг от производителя к потребителю.
Общероссийский рынок алкогольной продукции находится на стыке экономической, политической (государственной) и социальной областей. Существует четкое разграничение рыночного пространства этого рынка на сегменты: рынок крепких спиртных напитков, рынок низкоалкогольной продукции и рынок сырья. Рынок крепких спиртных напитков включает в себя рынок водки, рынок коньяка и бренди, рынок напитков группы КСН (виски, джин, ром, текила) и ликерной группы. Рынок низкоалкогольной продукции состоит из рынка виноградного вина, рынка шампанских и игристых вин, рынка плодовых вин, рынка слабоалкогольных напитков (САН), рынка импортных вермутов и ароматизированных вин. Рынок сырья представлен рынком спирта ректификованного из пищевого сырья, рынком импортных виноматериалов и рынком импортных коньячных спиртов. Каждый из этих рынков обладает своей собственной историей, структурой, составом и «правилами игры». Таким образом, на общем фоне ряда специализированных товарных рынков выступает универсальный рынок, который через свою территориальную иерархию носит черты регионального рынка алкогольной продукции, привязанного к соответствующей территории.
Местный или локальный товарный рынок охватывает широкий набор потребительских товаров, его емкость определяется уровнем развития местной промышленности, численностью населения и национальными особенностями, платежеспособностью потребителей и другими условиями. По нашему мнению, региональный рынок алкогольной продукции можно определить как локальное экономическое пространство, в котором концентрируется совокупность экономических отношений по поводу производства, оборота и потребления алкогольной продукции с целью удовлетворения потребностей населения региона. Алкогольная продукция представляет собой пищевую продукцию, которая изготавливается с использованием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, с содержанием этилового спирта более 1,5 % объема готовой продукции.
Региональный рынок алкогольной продукции тесно связан с потребительским рынком региона, представляющим собой основную составляющую структуры рыночной экономики, где часть валового национального продукта в виде товаров покупается населением региона для личного потребления. Формирование и функционирование регионального потребительского рынка определяется многими факторами. По удельному весу потребительский рынок, обеспечивающий жизнедеятельность населения, занимает ведущее место в системе рынков региона. Он функционирует тем лучше, чем больше производство и ввоз товаров из других территорий соответствует потребностям и платежеспособному спросу населения. Насыщенность и емкость потребительского рынка зависит от эффективности хозяйственной деятельности в регионе: чем выше эффективность хозяйственной деятельности, тем больше производится товаров, выше конечное потребление.
Организационно региональный потребительский рынок представлен сетью магазинов розничной и мелкооптовой торговли, оптовыми базами, посредническими организациями, предприятиями сферы услуг региона. Им противостоят покупатели, представленные домохозяйствами. Пространство потребительского рынка определяется территорией, на которой покупатели могут приобрести товар или услугу.
По данным Мордовиястата, в 2007 г. населению Республики Мордовия было продано 544,6 тыс. дкл алкогольных напитков и пива (в абсолютном алкоголе), в 2006 г. — 584 тыс. дкл, в 2005 г. — 543 тыс. дкл, в расчете на душу населения это составило соответственно 6,5; 6,9 и 6,3 л. В 2007 г. по сравнению с предыдущим годом наблюдался рост продажи в розничной торговле вина на 1,3 %, пива— на 2,1 %, шампанского — на 69,4 %, коньяка — почти в 2 раза, тогда как продажа водки и ликеро-водочных изделий уменьшилась на 13,9 %.
В структуре продажи алкогольных напитков и пива (в пересчете на абсолютный алкоголь) наибольший удельный вес зани мали водка и ликеро-водочные изделия. Однако в последние годы как положительную тенденцию необходимо отметить постепенное снижение в структуре оборота алкогольных напитков, доли креп ких напитков (в частности, водки и ликеро-водочных изделий). Если в 2005 г. доля водки и ликеро-водочных изделий состав ляла 63,6 %, то в 2006 г. она снизилась до 60,8 %, в 2007 г. — до 56,1 %. В то же время доля продажи вина и пива неуклонно растет. Доля продажи пива в 2007 г. составила 28,9 %, в 2006 г. — 26,4 %, в 2005 г. — 23,0 %3.
Эффективное развитие потребительского рынка в местных условиях становится одной из наиболее важных проблем рыночной экономики. Главными средствами воздействия органов государственной власти на субъекты хозяйственной деятельности и управления ими в сфере потребительского рынка в настоящее время являются методы правово го, экономического, социального регулирования и саморегулирования участников экономических отношений. Вместе с тем состояние и тенденции развития этого сектора хозяйства свидетельствуют о наличии ряда проблем, снижающих социальную и эконо мическую эффективность функционирования потребительского рынка и требующих решения.
На потребительском рынке по-прежнему остаются высокими темпы ин фляции. Средние цены практически на все виды алкогольной продукции по Мордовии существенно выросли за 2007 г.4 Высокие темпы роста потребительских цен обусловлены действием макроэкономиче ских факторов и факторов, лежащих в сфере оптовой и розничной торговли (высокие издержки обращения, наличие многочисленных посредников, монопольное положение орга низаций и недостаточная конкуренция между ними на локаль ном уровне в случае низкой насыщенности торговой сети).
В регионе алкогольная продукция на селению доступна. Это связано с тем, что потребительские цены на алкогольные напитки растут медленнее, чем на продо вольственные товары. Так, по данным 2007 г., общий индекс потребительских цен продовольственных товаров составил 115,4 %, про дуктов питания — 116,2 %, алкоголя — 111,1 %5.
Обеспечение ценовой доступности товаров (в том числе и алкогольной продукции) для большей части социальных групп населения России и ее регионов является одной из главных проблем развития потребительского рынка. Расслоение населения по доходам позволяет сделать вывод о том, что для почти 86,3 % населения стоимость бутылки водки равняется или превышает дневной бюджет, поскольку из суммы доходов необходимо исключить плату за жилье (в среднем 3 тыс. руб.) и расходы на минимальную потребительскую корзину (3 500 руб.)6.
Для решения этой проблемы необходимы меры по стабилизации потребительских цен на рынке алкогольной продукции. Прежде всего необходимо законодательно установить «минимальную цену» на водку. В 2008 г. примерная расчетная минимальная розничная цена бутылки водки крепостью 40 % находилась в пределах 70 руб. (для 2007 г. — 66,3 руб.)7.
Другой проблемой является качество поступающей на потребительский рынок рес публики алкогольной продукции. Об этом свидетельствуют данные Управления Федеральной службы по над зору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РМ. За 2007 г. Управлением организовано и проведено 65 проверок со стояния торговли алкогольной продукцией и ее качества. В результате выявлены 24 административных правонарушения и наложены штрафные санкции за нарушение правил продажи алкогольной продукции на сумму 77 тыс. руб. Всего за 2007 г. проинспектированы 101,3 дкл водки и ликеро-водочных изделий, забракованы 2,4 дкл, или 2,4 %; 138,8 дкл вин виноградных и плодово-ягодных, забракованы 14,4 дкл, или 10,4 %; 352,3 дкл пива, забракованы 67,6 дкл, или 19,2 %8. Основными нарушениями были несоответ ствие сертифицированного товара требованиям стандарта (техни ческим регламентам), нарушение правил маркировки, отсутствие сопроводительных документов.
Остается актуальной проблема высокой смертности среди лиц, злоупотребляющих спиртными напитками. Число умерших от причин, связанных с употреблением алкоголя, на конец 2007 г. по сравнению с предыдущим годом несколько снизилось и соста вило 277 чел. (32,8 чел. на 100 тыс. чел. населе ния), в 2006 г. — 301 чел. (23,6 чел. на 100 тыс. че л. населения). На конец 2007 г. на учете в лечебно-профилактических учреждениях состояли 12 765 чел. больных алкоголизмом и алкогольными психозами (1 518,9 чел. на 100 тыс. чел. населе ния). На профилактическом учете в связи со злоупотреблением алкоголем находился 1 941 больной (231 чел. на 100 тыс. чел. населения). В 2007 г. зарегистрированы 13 384 больных хроническим алкоголизмом и алкогольными психозами, что на 0,9 % больше, чем в 2006 г.; 1 454 чел. впервые в жизни был поставлен диагноз хронического алкоголизма или алкогольного психоза, что на 3,3 % меньше предыдущего года9.
Функционирование и развитие локальных рынков алкогольной продукции свидетельствует об их неоднородности. Общие признаки неоднородности регионов обусловлены мерой межрегиональных различий общих уровней экономического развития и уровня (качества) жизни в субъектах федерации. Частные свойства неоднородности региональных рынков алкогольной продукции определяются противоположными тенденциями потребления различных видов алкогольной продукции.
Необходимо также отметить, что специфика функционирования алкогольного рынка в регионе связана с решением задач по наполнению доходов местных бюджетов и социальной защиты здоровья населения. Региональные власти заинтересованы в сохранении позитивных тенденций в развитии алкогольного сектора региональной экономики. Несмотря на то, что период восстановления российской экономики благодаря «нефтяному чуду» с 2000 по 2007 г. в целом закончился и уже с 2000 г. алкогольный рынок перестал быть перспективной бюджетообразующей строкой федерального бюджета, в то же время для основной части региональных властей алкогольные доходы — важнейшая статья бюджета. Доходы от сырьевых отраслей и алкоголя для федерального уровня не сопоставимы, что делает возможным для федеральной власти неэкономическое регулирование алкогольного рынка. Для регионов важнее сохранить у себя акцизы и создать собственную алкогольную производственную инфраструктуру.
Региональное производство и торговля алкогольной продукцией в Мордовии являются одним из основных источников бюджетных поступлений. Динамика изменения поступления собственных доходов показала, что доля акцизов в собственных доходах консолидированного бюджета республики в 2000—2007 гг. составила 11,4 %. В 2007 г. акцизные поступления на 70 % были сформированы из поступлений от акцизов со спирта и алкогольной продукции. В собственных доходах республиканского бюджета доля акцизных поступлений в 2000—2007 гг., за исключением 2003 г., составила 16,4 %10.
В регионе в 1997 г. был введен механизм межбюджетных отношений, позволяющий регулировать динамику объемов розничных продаж алкогольной продукции на территории республики. Повышение заинтересованности со стороны администраций муниципальных образований в увеличении объемов продаж алкогольной продукции местного производства реализовывалось через передачу на места налоговой базы и получение дотаций на выравнивание развития территорий. От реализации алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта свыше 25 % в бюджеты муниципальных образований в 2006 г. были направлены субсидии в размере 240,4 млн руб., в 2007 г. — 254,2 млн руб. Исходя из оценки реализации алкогольной продукции местного производства в 2008 г. в размере 510,3 тыс. дкл в бюджеты муниципальных образований было направлено субсидий в размере 255,1 млн руб.
Отличительной чертой алкогольного рынка является то, что у большинства населения не сформированы предпочтения тех или иных брендов. При потреблении товаров массового спроса наблюдается преобладание традиционных вкусов. В 2005 г. рынок вступил в новую фазу своего развития, особенностью которого стало резкое изменение вкусов и требований покупателей: изменились потребительские предпочтения, выросли продажи дорогой алкогольной продукции, усилилась конкуренция во всех сегментах рынка. Произошло заметное увеличение продаж алкогольной продукции класса «Премиум», основными отличиями которой стали высокое качество, более совершенный дизайн (технические характеристики), более высокое ценовое позиционирование.
Вместе с тем можно выделить общие черты, характерные для алкогольного рынка. Формирование российского рынка алкогольной продукции происходило под воздействием национального характера, а потребление алкогольной продукции зависело от величины доходов населения. Тенденции изменений отечественного алкогольного рынка позволяют сделать вывод о том, что Россия принадлежит к странам «северного» стереотипа потребления, т. е. преимущественного потребления крепких спиртных напитков в отличие от большинства стран Европы, ориентированных на средиземноморский стереотип потребления, характеризующийся потреблением некрепленых виноградных вин. Анализ функционирования алкогольных рынков в разрезе регионов ПФО позволяет говорить о наличии двух основных тенденций: преобладании потребления крепких спиртных напитков и росте потребления низкоалкогольной продукции (виноградного и плодового вина, шампанских и игристых вин).
ПРИМЕЧАНИЯ
1 См.: О конкуренции и ограничении моно полистической деятельности на товарных рынках: закон РСФСР от 22 марта 1991 г. ¹ 948-1.
2 См.: Игнатов В.Г., Бутов В.И. Регионоведение (экономика и управление): учеб. пособие. М.: «Теса», Ростов н/Д: Изд. центр «МарТ», 2000. 416 с.
3 Рынок алкогольной продукции // Стат. бюл. ¹ 601. Саранск: Мор-довиястат, 2008. 32 с.
4 Там же.
5 Там же.
6 По данным Комитета по экономической политике и предпринимательству Государственной Думы Российской Федерации.
7 Авторские расчеты по данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Мордовия.
8 См.: Рынок алкогольной продукции ...
9 Там же.
10 Авторские расчеты по данным Министерства финансов Республики Мордовия.
Поступила 26.11.0
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная