Т. И. Волостнова. Реализация стратегических задач в социокультурном развитии молодежи региона
Т. И. ВОЛОСТНОВА
РЕАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ РАЗВИТИИ МОЛОДЕЖИ РЕГИОНА
ВОЛОСТНОВА Татьяна Ивановна, преподаватель кафедры гражданского права и процесса Средне-Волжского филиала Российской правовой академии Министерства юстиции РФ, кандидат исторических наук (г. Саранск).
Ключевые слова: молодежь; социальная стратегия; общественное воспроизводство; социализация; целостные ориентации; поколение; самореализация
В современной России существует много проблем, относящихся к молодежи. Государственная социальная стратегия, частью кото рой является молодежная политика, должна выполнять не только функцию социальной защиты молодежи от «мину сов» рыночной экономики, но и содержать в себе гуманистическую направленность, сде лать отношения между государством, молодежью, обще ством максимально учитывающими интересы молодой личности. Современные негативные тенденции развития значи тельной части российской молодежи ставят под угрозу нор мальное протекание процессов общественного воспроизвод ства. В связи с этим комплекс мер государственной молодежной политики должен обеспечивать уст ранение негативного воздействия внешних и внутренних факторов на молодежную среду1.
Одни из главных факторов обеспечения стабильности, достижения социального мира — это эффективное взаимодействие государства со всеми категориями граждан, в том числе с молодежью; регулирование общественных отношений; устранение возникших противоречий.
Переживаемый Россией период требует приоритетного развития направлений, способных оказать эффективное воздействие на социокультурное развитие молодежи Мордовии. Наличие обширного количества социальных проблем, необходимость продолжения реформ предопределяют важность решения стратегических задач, своевременной адаптации к ним различных поколений и социальных групп молодежи региона. Отношение государства к молодежи отражается в реализуемой им молодежной стратегии, которая «...является сис темой формирования приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, для развития ее потенциала в интересах России и, следовательно, на социально-экономическое и культурное развитие страны, обеспечение ее конкурентоспособности и укрепление наци о-нальной безопасности»2.
Молодые люди должны позитивно самореализовываться в динамично меняющейся реальности, активно влиять на ход и направленность ведущих общественных процессов, снижать уровень конфлик тогенности общества, внедрять в общественную практику цивилизо ванные способы мирного, взаимоуважительного, конструктивного сосуществования граждан и своей инновационной, созидательной практической деятельностью создавать ба зис для дальнейшего социокультурного развития России и Мордовии.
В настоящее время молодежь рассматривается как социально-демографическая группа с характерными для нее возрастными, социально-психологическими свойствами, ценностями, особой культурой, которые обус ловливаются уровнем социального, экономического, куль турного развития региона и особенностями социализации в нем молодых людей. В качестве основного признака мо лодежи можно выделить возрастные характеристики, преломленные через особенности социального положения, и социально-психологические свойства личности молодых людей.
В изучении молодежи Мордовии как социально-демографической группы наметились два подхода к выделению возрас тных границ. Первый — статистический, демографический, при котором рамки возраста четко обозначены (на современном этапе социальная статис тика и демография определяют молодежь в диапазоне от 15 до 30 лет). Второй — социологический, с подвижными границами, определяемыми достижением молодым человеком того или иного социального положения. На втором подходе основаны действующие сегодня воз растные границы молодежи. Они определены в диапазоне от 14 до 30 лет и зафиксированы в Постановлении
Верхов ного Совета Российской Федерации от 3 июня 1993 г. ¹ 5090-1 «Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации»3. При этом в качестве основных критериев отнесения индивидов к группе моло дых граждан были выбраны их включенность в процессы обретения нового социального статуса, психоэмоциональ ные особенности этой возрастной группы4.
Если сегодня процессы обще ственного воспроизводства, процессы формирования и социокультурного раз вития молодежи как одной из важнейших социально-демог рафических групп каким-то образом подверглись деформации из-за влияния тех или иных негативных факторов, то это означает, что уже в настоящем и, несом ненно, в будущем общество столкнется с рядом но вых проблем, от решения которых будет зависеть стабильность его существования.
Именно поэтому на современном этапе усиление внимания к реализации стратегических задач в социокультурном развитии молодежи Мордовии крайне акту ально, так как в социальном отношении современная моло дежь достаточно основательно вовлечена в стихию рыночных отношений. Резкое вхожде ние в рынок, сопровождавшееся глубокой дисфункцией тра диционных агентов социализации молодых (семья, школа, трудовые коллективы и т. д.), в конце 90-х гг. ХХ в. привело к мас совому усвоению молодежной средой ценностей индивиду ализма, эгоизма; безуслов ному примату материального над духовным; отрицанию коллективного; резкому всплеску различных социальных патологий, что вызывает крайнюю озабоченность.
В условиях перемен деформировались и значительно ослабли функции большинства социальных институтов, традиционно осуществляющих со циализацию молодежи (семья, система образования). При этом новые институты действуют не вполне адекватно ситуации и далеко не всегда владеют актуальными технологиями позитивного воздействия на молодежь. Реализуя собственную стратегию социокультурного развития в отношении молодого поколения, они часто «выстраивают» ее под свои специфические цели, которые могут не только не совпадать с целями молодежных инициатив, но и явно им противоречить. Поэтому их деятельность без сотрудничества с государством, без его поддержки не может решить боль шинства проблем молодежи. Низкий уровень материального обеспечения многих российских семей ведет к раннему началу трудовой деятельности молодых людей, обусловленной необходимостью удовлетворения ими своих индивидуальных эконо мических потребностей и потребностей своих близких. В результате наблюдаются увеличение доли молодежи, со четающей образование с временной или постоянной заня тостью, а также числа лиц, отказывающихся от дальнейшего обучения в пользу осуществления трудовой деятельнос ти и ,как следствие, снижение уровня жизненных притяза ний молодежи, социальная пассивность, сужение круга интересов и потребностей молодой личности.
Изменился и расширился набор вариантов жизнен ных инициатив молодежи, которые отражают новые принципы организации жизнедеятельности общества. Так, дети из экономически успешных семей по сравнению со своими малообеспеченными сверстниками имеют больший доступ к получению престижного образования, лучшие шансы для быстрого карьерного продвижения в системе профессиональной деятельности.
В качестве одной из сущностных характеристик молодежи в социокультурном развитии региона выступает моти-вационная сфера сознания как направ ленность личности на репродуктивную и инновационную деятельность, производная условий жизнедеятельности в процессе социального становления молодого поколения, являющегося субъектом общественного производства и общественной жизни. В процессе реализации стратегических задач происходит формирование мотивационных установок молодой личности.
Обобщая различные научные взгляды, можно отметить, что внутренняя дифференци ация определения молодежи сводится к следующим группам: стратификационная (выделение социальных групп); возрастная (разграничение по возрастным группам); субкультурная (различия по характеру ценностных ориентаций, образу жизни).
Параметрами молодежной среды выступают в основ ном возрастные границы, социально-психологическое осо бенности, специфика социального статуса, ролевые функ ции, социокультурное поведение, специфика самоопреде ления, ее самоидентификация как молодежной группы5.
Особое положение в составе молодежи как социальной группы занимает студенчество Мордовии. Занимаясь образовательно-интеллектуальной де ятельностью, которая выражается в систематическом накоплении, усвоении знаний в целях научной самореализации и овладения навыками той или иной профессии, студенчество можно охарактеризовать как самостоятельную группу, являющуюся неотъемлемой частью молодежи и отличающуюся от других наличием высокого уровня личностной и групповой культуры, широких контактов с различными поколениями общества, а также обладающую большим ресурсом адаптации к интенсивно меняющимся социально-экономическим условиям.
Современная студенческая молодежь живет в условиях глубокого и всестороннего пересмотра основных ценностей. В подобной ситуации важно выявить ее гражданское самоопределение и социальное самочувствие, общие тенденции молодежной среды, ее отношение к органам государственной власти, к другим общественным институтам, госу дарственным и политическим деятелям, к своей стране и, что крайне значимо, государственной молодеж ной политике6.
Согласно результатам проведенных в Мордовии социологических исследований, для большинства опрошенных очень важно понимание значимости своей роли в выборе собственного жизненного пути и его успешном становлении. Но при этом молодые люди считают не менее важным фактором наличие денег, материальных благ, которые в современной жизни имеют часто решающее значение для определения жизненных устремлений и их реализации. В содержательном аспекте больше всего молодые люди выразили готовность принимать участие в мероприятиях и акциях, проводимых для молодежи, в обсуждении разрабаты ваемых законов, программ, планов деятельности в развитии региона7.
Поэтому для участия молодых людей в реализации стратегических задач необходимы разработка тактики взаимодействия молодежи и государства; создание комплекса материально-технических, морально-психологических, информационных, финансовых и других условий, в которых формируются и проявляются социальные качества личности, осуществляется ее социальная деятельность; развитие мировоззренческой позиции личности на основе эффективно функционирующей системы патриотического воспитания, ее социальных установок, актуализация общественно значимых мотивов и потребностей молодых людей; выявление и анализ тенденций проявления социальной активности молодежи в современных условиях; определение путей и технологий преодоления нега тивных социальных отклонений, наблюдающихся в процес сах активизации социального потенциала молодых людей; установление конструктивного диалога между моло дежью и государством, направленного на реализацию перс пектив взаимодействия между ними в процессе реализации стратегических задач.
Таким образом, социальное воздействие на молодежь должно способствовать выработке и реализации социальных инициатив молодых людей с учетом уровня их социальной активнос ти и признания за молодыми права свободы выбора различ ных видов и форм деятельности в этой сфере. Необходимо начать рассматривать студенчество и мо лодежное поколение в целом не только как активного субъекта сферы работы с молодежью, но и как своего стратегического партнера в даль нейшем преобразовании страны.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 См.: Ховрин А.Ю. Государственная молодежная политика: синтез патернализма и социального партнерства // Соц.-гуманит. знания. 2007. ¹ 1. С. 122—124.
2 Стратегия государственной молодежной политики в Российс кой Федерации. URL: http://www.admhmao.ru/socium/molod/Yprav/1760.htm
3 См.: Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации: постановление ВС Рос. Федерации от 3 июня 1993 ¹ 5090-1 // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. ¹ 25. Ст. 903.
4 См.: Шаламова Л.Ф., Ховрин А.Ю. Студенческая молодежь и государственная молодежная политика // Соц.-гуманит. знания. 2007. ¹ 4. С. 116—117.
5 См.: Бабочкин П.И. Социокультурное становление молодежи: дис. … д-ра филос. наук. М., 2001. С. 76—78.
6 См.: Шаламова Л.Ф., Ховрин А.Ю. Студенческая молодежь ... С. 119.
7 См.: Полутин С.В. Молодежь в системе социального воспроизводства. Социологический анализ. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2000. 220 с.
Поступила 19.11.07.
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная