И. Т. Насретдинов. Конкурентоспособность организаций потребительской кооперации в условиях трансформационной экономики

И. Т. НАСРЕТДИНОВ

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ

НАСРЕТДИНОВ Ильдар Талифович, ректор Казанского кооперативного института, кандидат экономических наук, доцент.

Ключевые слова: конкурентоспособность; интенсификация; потребительская кооперация; организация; устойчивость экономического роста; собственность

Переход российской экономики к стратегии рыночного развития обусловил интенсификацию конкурентных процессов на всех уровнях ее иерархии. Конкуренция как неотъемлемая составляющая рыночных отношений стала наиболее рельефно проявляться в структуре организаций потребительской кооперации. Принимая во внимание степень дифференциации организаций потребительской кооперации, их интеграцию с субъектами сельскохозяйственного производства, невозможно абстрагироваться от конкурентной среды. Кроме того, необходимо учитывать, что в условиях трансформации экономической системы активизируются процессы развития субъектов потребительской кооперации, которые способны действовать рационально и вступать в конкурентные отношения.

Свойство конкурентоспособности организаций потребительской кооперации проявляется в процессе конкуренции с другими подобными ей субъектами. Наличие пересекающихся целей и ограниченность мобильных ресурсов обусловливают интенсификацию конкурентных процессов, в ходе которых реализуется свойство конкурентоспособности организаций потребительской кооперации.

Конкурентоспособность имеет динамичный и конкретно временной характер, проявляющийся как быстро меняющееся свойство экономического субъекта в рамках определенного конкурентного поля в определенное время. В этой связи с целью усиления позиций организаций потребительской кооперации в конкурентном пространстве появляется объективная необходимость реализации задач воспроизводства конкурентоспособности территорий, на которых располагается организация потребительской кооперации, что в свою очередь повышает актуальность разработки намеченного, оперативного механизма информационного обеспечения. Кроме того, в условиях рыночной экономики происходит интенсификация процессов взаимодействия организаций потребительской кооперации, сельскохозяйственных производителей и других рыночных субъектов, усложняются их взаимосвязи, что влечет за собой рост объемов информации, служащей основой для принятия управленческих решений. Возрастает также роль случайного фактора как неотъемлемого компонента рыночных процессов.

Отсутствие общепринятой методологии многомерного сравнительного анализа организаций потребительской кооперации по уровню их конкурентоспособности и устойчивости экономического роста является фактором, препятствующим эффективному воспроизводству конкурентоспособности региональных экономических систем. Кроме того, существует недостаточный уровень систематизации знаний о возможности количественного оценивания воспроизводственных процессов конкурентоспособности субъектов потребительской кооперации.

До настоящего времени в рамках трансформации экономики основное внимание уделялось процессам трансформации государственной собственности в частную, но не исследовалось в условиях переходного периода развитие собственности потребительской кооперации с целью формирования слоя собственников, способных целенаправленно осуществлять стратегическое развитие потребительской кооперации. Это обусловливает необходимость выработки иных методологических подходов к понятию собственности потребительской кооперации, в рамках которой учитывались бы интересы всех слоев населения.

В теории конкурентоспособности организаций потребительской кооперации еще не сложилось устойчивого понятийного аппарата. Конкурентоспособность определяется действием комплекса факторов внешней и внутренней среды жизнедеятельности организации. В понятии «факторы конкурентоспособности организаций потребительской кооперации» целесообразно различать три момента. Во-первых, всеобщность. Конкуренция в системе потребительской кооперации является разновидностью конкуренции вообще. Во-вторых, особенность. Конкурентную борьбу в системе потребительской кооперации можно определить как соперничество, в ходе которого соревнуются стороны, заинтересованные в достижении одной и той же цели. В-третьих, единичность. Конкуренция — борьба товаропроизводителя за достижение преимуществ, выгод.

Социально-экономическое развитие организаций потребительской кооперации в настоящее время испытывает влияние трех главных факторов: рыночный, усиление конкуренции в области качества жизни и инноваций, производственный. Эти факторы сегодня благоприятны для развития конкурентоспособности организаций потребительской кооперации, а завтра позволят привлекать дополнительные инвестиции, увеличивать занятость и решать другие стратегические задачи.

Исследование рыночной конкуренции позволяет выдвинуть следующие допущения:

—  оценка факторов конкурентоспособности организации потребительской кооперации осуществляется только среди предприятий, относящихся к одной отрасли, либо производящих одинаковые товары или услуги;

—   конкурентоспособность организации потребительской кооперации во многом зависит от того, насколько система управления сможет приспособиться к изменяющимся условиям конкуренции на рынке;

—  в отличие от конкурентоспособности товара конкурентоспособность организации потребительской кооперации не может быть достигнута в короткий срок.

Приняв эти допущения, можно выдвинуть концептуальное положение о том, что существенные взаимосвязи факторов конкурентоспособности организации потребительской кооперации с быстро меняющейся рыночной средой формируют условия развития системы потребительской кооперации вообще; существенные положительные взаимосвязи факторов внешней и внутренней рыночной среды формируют объективные возможности развития конкурентоспособности организаций потребительской кооперации; существенные отрицательные взаимосвязи факторов внешней и внутренней рыночной среды зарождаются из-за несоответствия направленности их развития (в целом либо в отдельных звеньях).

Сегодня управленческому звену важно адекватно оценивать реальные факторы конкурентоспособности организации потребительской кооперации, из всей их совокупности выделять главные, своевременно улавливать тенденции рыночной среды, анализировать и позитивно влиять на факторы конкурентоспособности организации.

Наш анализ факторов конкурентоспособности организаций потребительской кооперации концентрируется на исследовании социально-экономических условий развития рыночной среды, а также проблем становления и развития конкурентоспособности организаций потребительской кооперации Республики Татарстан.

В процессе исследования нами изучены вовлеченные в общественное производство ресурсы регионов ПФО, организаций потребительской кооперации ПФО, Республики Татарстан.

Эффективность политики государства в области собственности потребительской кооперации характеризует положительную динамику социально-экономических условий развития и динамику капитала (Д-Т-Д ). Эффективность процесса вовлечения в рыночный оборот человеческого капитала характеризует динамика продуктивности трудовой деятельности человека (эффективность деятельности экономически активного населения) и потребностей человека — накопление капитала (v+m).

В системе обеспечения эффективного функционирования факторов конкурентоспособности социально-экономических систем закон пропорциональности развития проявляется в четырех регионах ПФО: республиках Татарстан, Марий Эл, Саратовской и Ульяновской областях. Снижение численности работников, занятых в сфере торговли системы потребительской кооперации, способствует увеличению отрицательного синергетического эффекта (2х2<4) и, как следствие, снижает эффективность процесса взаимодействия внешних и внутренних факторов конкурентоспособности организаций. Социально-экономическая система стремится к целесообразному поведению, предполагающему оптимизацию экономических процессов. В целях повышения ее конкурентоспособности необходимо оптимизировать взаимосвязь внешних и внутренних факторов конкурентоспособности организаций потребительской кооперации.

Важным фактором рыночной среды, существенно влияющим на рост конкурентоспособности организаций потребительской кооперации, является стоимость рабочей силы. Структурные изменения в ценообразовании продукции привели к тому, что уровень издержек производства стремится к росту, однако сумма средств, направляемых на оплату труда, имеет незначительные темпы роста.

Деятельность организаций потребительской кооперации на товарном рынке состоит из заготовки, производства продукции и реализации продукции, работ, услуг. Каждый из этих периодов включает множество других экономических событий. В современных условиях хозяйствования нестабильность производственно-хозяйственной деятельности организации делает влияние временных факторов более значимыми, чем в стабильных условиях.

Факторы конкурентоспособности организаций потребительской кооперации являются потенциально мощным средством, с помощью которого в современных условиях хозяйствования организации могут противостоять быстро изменяющимся экономическим условиям.

Залогом жизнеспособности потребительской кооперации является философия инновационного управления факторами конкурентоспособности организаций: организация производства новых товаров, услуг, технологий; выход на новые рынки; внедрение новых систем управления. Для реализации философии инновационного управления необходимо совершенствовать способы воздействия субъектов управления (управленческий персонал, отделы, службы, специалисты, определяющие стратегию и контролирующие решения) на объект управления — факторы конкурентоспособности организации.

Исследование взаимосвязи факторов конкурентоспособности организаций потребительской кооперации должно быть направлено на анализ объективных возможностей организации развиваться в рыночной среде.

Поступила 15.12.08.

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная