Л. Н. Липатова, В. Н. Градусова, А. А. Солдатов. Формирование трудового потенциала предприятий региона в условиях демографического кризиса

Л. Н. ЛИПАТОВА, В. Н. ГРАДУСОВА, А. А. СОЛДАТОВ

ФОРМИРОВАНИЕ ТРУДОВОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДПРИЯТИЙ  РЕГИОНА В УСЛОВИЯХ ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО КРИЗИСА 

ЛИПАТОВА Людмила Николаевна, профессор кафедры экономики кооперации и предпринимательства Саранского кооперативного института, доктор социологических наук.

ГРАДУСОВА Валентина Николаевна, доцент кафедры антикризисного управления и финансового менеджмента Северо-Западной академии государственной службы, кандидат экономических наук (г. Санкт-Петербург).

СОЛДАТОВ Андрей Андреевич, соискатель отдела экономики НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия.

Ключевые слова: трудовой потенциал; демографический кризис; рождаемость; смертность; убыль; прирост; миграция; сальдо; удельный вес населения

Эффективное функционирование предприятия в современных условиях отнюдь не возможно без целенаправленной и последовательной кадровой политики. Система управления персоналом в отличие от других управляющих систем создает долговременный ресурс, имеющий стратегическое значение. Если другие виды ресурсов при наличии денежных средств можно в достаточно короткий срок приобрести, то на формирование квалифицированных кадров уходят годы.

За последние 5—7 лет политика предприятий в части управления кадровым потенциалом менялась трижды. Начало 2000-х гг. характеризовалось массовым высвобождением работников, связанным с падением объемов производства, сокращением социальной сферы, численность работников этих предприятий уменьшалась. Позднее кадровые службы, не препятствуя оттоку, ограничивали прием новых работников, число занятых уменьшалось медленно. На предприятиях машиностроения дополнительную потребность составляли в основном технологи, программисты, станочники и др. В 2007 г., а еще более в 2008 г. кадровики перешли к активному поиску квалифицированных кадров рабочих и специалистов по широкому списку. Дефицитными стали и работники неквалифицированного труда. Это связано не только с просчетами руководства предприятий, недооценивших роль человеческого фактора, но и с негативными демографическими тенденциями.

В современных условиях демографическая ситуация все более становится фактором развития России и ее регионов. Задача удвоения ВВП за десятилетие, сформулированная в начале XXI в. В. В. Путиным, требует мобилизации всех имеющихся ресурсов, в том числе и ресурсов труда. Но уже сегодня большинство предприятий России, и Мордовии в частности, испытывают дефицит рабочей силы. Прогнозы ученых по формированию трудового потенциала России в недалеком будущем отнюдь не утешительны. При условии сохранения до 2025 г. уровней рождаемости и смертности произойдет не только сокращение населения РФ, но и ухудшение его возрастной структуры. Доля населения трудоспособного возраста сократится с 63,3 % в 2006 г. до 57,6—57,9 % в 2020—2025 гг. Одновременно увеличится доля населения пенсионного возраста — с 20,4 до 26,1 %. Максимальное сокращение численности населения трудоспособного возраста демографы ожидают в 2010— 2014 гг., когда среднегодовая убыль населения этой возрастной группы будет превышать 1 млн 300 тыс. чел. Немногим меньше, по мнению специалистов, оно будет и в следующем пятилетии — 2015—2019 гг., составляя в среднем 1 млн 246 тыс. чел.1

Рождаемость в Мордовии была и остается ниже, чем в РФ в целом, показатели смертности, за исключением нескольких лет, — выше. За весь период новейшей истории коэффициент рождаемости в России не был ниже 8,3 ‰, в Мордовии он опускался до 7,6 ‰ (1999 г.), в сельской местности — до 7,1 ‰ (2000 и 2001 гг.)2. Мордовия — единственная республика, рождаемость в которой близка к показателям столичных регионов. В 2006 г. самые низкие величины суммарного коэффициента рождаемости отмечались в Москве (1,09), Ленинградской области (1,12), Санкт-Петербурге (1,14), Республике Мордовия (1,16).

В 2007 г. по сравнению с 2000 г. доля населения в трудоспособном возрасте возросла и в городах, и в селах республики. Сравнение со средними по России показателями свидетельствует, что в 1979 г. доля детей и подростков в Мордовии была больше, чем в России. В 1989 г. и последующие годы соотношение складывалось в показателей. В настоящее время удельный вес населения в трудоспособном и дотрудоспособном возрасте в РМ меньше, а лиц пенсионного возраста больше, чем в РФ3.

Более быстрое, чем в целом по России, уменьшение доли детей и подростков обусловлено тем, что уровень рождаемости в Мордовии с середины 70-х гг. ХХ в., за исключением нескольких лет, был ниже, чем в РФ. В настоящее время наименьшая доля дотрудоспособного возраста отмечается в Кочкуровском районе (12,9 %). Сложная ситуация складывается и в самом большом районе республике — Зубово-По-лянском, где проживают более 7 % населения республики. Доля детей и подростков в составе населения этого района составила в 2007 г. 13,6 %. Процесс формирования трудовых ресурсов этих районов осложнится уже в ближайшие годы.

В 2008 г. возраста трудоспособности достигли граждане 1992 г. рождения. Без учета детской смертности и миграции в Мордовии это чуть более 10 тыс. чел. Но с каждым последующим годом (вплоть до 2016 г.) пополнение трудовых ресурсов республики будет ослабевать. В 2015 г. в трудоспособный период вступят не более 7 тыс. чел. родившихся в 1999 г. Изменить динамику можно только снижением смертности и притоком мигрантов.

Смертность в современной России специфична. Ее вклад в естественную убыль российского населения в последние два десятилетия оказался в 4 раза больше, чем от снижения рождаемости. Ни одна из развитых стран мира, где доля пожилых людей в составе населения весьма высока, не имеет коэффициента смертности выше 12—13 ‰. В России во 2002—2005 гг. был более 16 ‰, в 2006 г. — 15,2 ‰. Такая ситуация, характеризующаяся как сверхсмертность, вызвана массовым обнищанием населения, гражданскими конфликтами, ростом заболеваемости. По данным Госкомстата РФ, только за счет сверхсмертности в 90-е гг. ХХ в. страна потеряла не менее 2,1 млн чел.

В России отмечается омоложение смертности. За период новейшей истории она росла опережающими темпами в подростковых и молодых трудоспособных возрастах. Увеличилась доля предотвратимых смертей. В результате преждевременной смертности потери составляют 21 652 тыс. человеко-лет ежегодно (около 310 тыс. чел.). При этом более половины таких потерь можно было предотвратить средствами современной системы здравоохранения, внедрением передового опыта, достигнутого в ряде российских регионов. Только в 2000 г. усилиями российской медицины можно было сберечь 160 тыс. жизней детского, трудоспособного и раннего пенсионного возрастов (5—64 года)4.

Специалисты отмечают, что сверхсмертность трудоспособного населения, характерная для современного этапа демографического развития России, не имеет аналогов в мире5. Среднестатистический российский мужчина не доживает до пенсионного возраста. Если сравнивать с развитыми государствами, различия в смертности мужчин трудоспособного возраста достигают 10 раз. Сравнение со странами, близкими по уровню экономического развития, обнаруживает 3—5-кратные различия. Это подтверждает существование в России специфических факторов риска, связанных с особенностями образа жизни россиян.

В Мордовии по сравнению с началом 90-х гг. показатели смертности населения заметно возросли, число ежегодных смертей увеличилось на 27 %, относительный показатель вырос с 11,4 ‰ в 1990 гг. до 16,4 ‰ в 2006 г. В регионах ПФО самые низкие показатели смертности отмечаются в республиках Татарстан (13,1 ‰) и Башкортостан (13,6 ‰), самые высокие — в Кировской (17,7 ‰) и Нижегородской (19,0 ‰) областях.

Примечательно, что для городского населения Мордовии характерен более быстрый рост абсолютных и относительных показателей смертности, чем для сельской местности: за 1990—2006 гг. количество смертей в городской местности увеличилось в 1,35 раза, в сельской — в 1,2 раза, в расчете на 1 тыс. населения показатели составили 1,47 и 1,44 раза соответственно. Наиболее часто умирают от болезней системы кровообращения (более 50 % смертей). Настораживает рост смертности от так называемых «социальных болезней»: инфекционных и паразитарных заболеваний. В 1,6 раза увеличился показатель смертности из-за болезней органов пищеварения.

Поэтому первоочередной задачей становится развитие системы здравоохранения, внедрение в практику работы достижений российской медицины, введение всеобщей ежегодной диспансеризации населения. Это позволит выявлять болезни на ранних стадиях, предупреждать их трагическое развитие.

Другим способом решения проблемы дефицита рабочей силы в экономике является привлечение мигрантов. Мордовия относится к числу регионов со значительным миграционным оттоком населения. В течение 90-х гг. ХХ в. сальдо миграции было положительным во всех республиках и областях ПФО, за исключением Мордовии. За 1993—1999 гг. миграционный прирост населения ПФО составил 1 025,8 тыс. чел., уменьшение его численности происходило только за счет естественной убыли. В 2000 г. миграционный отток наблюдался в Мордовии, Кировской области и Коми-Пермяцком АО6.

В 2005 г. в ПФО сальдо миграции было положительным — 1,2 чел. на 10 тыс. населения, но в большинстве приволжских регионов отмечалась миграционная убыль. Наибольший отток населения испытали Кировская область (27,8 чел. на 10 тыс. чел. населения) и Мордовия (27,5 чел. на 10 тыс. чел. населения). В 2006 г. ситуация ухудшилась, миграционный прирост в ПФО сократился до 0,8 чел. на 10 тыс. населения. Отток населения из Кировской области и Республики Мордовия усилился (до 32,1 чел. и 30,2 чел. на 10 тыс. населения соответственно). В ПФО привлекательными для мигрантов остаются Самарская, Саратовская, Нижегородская области и Республика Татарстан7.

В начале 90-х гг. ХХ в. миграция оказывала значительное влияние на формирование населения Мордовии. В 1990—1991 гг. миграционный отток был настолько значительным, что, несмотря на естественный прирост, привел к уменьшению численности населения на 3,3 тыс. чел. В 1992 г. миграция перекрыла потери от естественной убыли и привела к небольшому увеличению числа жителей республики на 0,2 тыс. чел. Положительным сальдо миграции оставалось еще 2 года, но естественная убыль стремительно нарастала, и численность населения падала. С 1995 г. миграционный отток лишь усугубляет естественную убыль. В 2000 г. и позднее миграционная убыль не была менее 2,4 тыс. чел. за год, в 2001 г. показатель приближался к 4 тыс. чел. Это более 35 % общего снижения численности населения республики.

Суммарные потери населения Мордовии от миграции за 1990—2006 гг. составили 26,0 тыс. чел. (около 3 %  Мордовии в начале анализируемого периода). Интенсивность межтерриториальных перемещений существенно менялась: то снижалась, то нарастала. В целом за рассматриваемый период оборот миграции уменьшился в 2,8 раза (с 59,7 до 21,6 тыс. чел.).

Число ежегодно прибывающих в 1990—2006 гг. уменьшилось в 3 раза (с 28,2 до 9,5 тыс. чел.). Особенно быстро истощается приток из стран ближнего зарубежья. Только в 2001 г. этот поток уменьшился более чем в 2 раза8. Численность ежегодно выбывающих в 1990—2006 гг. тоже сокращалась, но медленнее, чем число прибывающих: в 2,6 раза (с 31,5 до 12,1 тыс. чел.).

Хотя общая тенденция и свидетельствует о снижении миграционной активности, влияние этих процессов на формирование населения Мордовии с годами усиливается. С 1997 г., когда сальдо миграции превысило 20 % общего сокращения численности населения РМ, значимость этого фактора нарастала. В 2006 г. при небольшом замедлении естественной убыли миграционный отток усилился, сальдо миграции превысило 28 % общего сокращения численности населения. Об усилении влияния миграции на демографическое развитие Мордовии свидетельствует и динамика коэффициента миграционного прироста. Наиболее значительным было воздействие этого фактора в 2001 г. В 2006 г. было отмечено третье по величине значение коэффициента за всю новейшую историю. Число выбывших из республики увеличилось, миграционная убыль возросла почти на 9 %.

Мигранты по-прежнему уезжают в крупные регионы, где имеются более широкие возможности трудоустройства и заработка. Наиболее часто уезжают из Мордовии в промышленные центры: более 66 % выбывших из Мордовии направлялись в г. Москву и Московскую область, 11 % — в Нижегородскую область, 6 % — в г. Санкт-Петербург и Ленинградскую область, по 4 % — в Самарскую и Рязанскую области.

В целом миграция сильнее сказывается на сельском населении республики. Но в отдельные годы влияние на формирование городского населения было более значительным (в 1994, 2002, 2004 гг.). В 2005 г. миграционная убыль в городских поселениях республики была больше, чем в сельской местности (1 303 и 1 066 чел. соответственно). В сельской местности по внутрирегиональному потоку сальдо миграции было даже положительным (61 чел.). В 2006 г. миграционный отток из городов немного спал, число прибывших увеличилось. В результате убыль сократилась почти на 1/4, в сельской местности она, напротив, возросла в 1,5 раза.

Результативность миграционных перемещений жителей Мордовии во многом определяется поведением жителей столицы республики г. Саранска, в котором проживают более 34 % населения РМ. Только за 2002—2006 гг. число столичных жителей вследствие миграции уменьшилось на 6,7 тыс. чел. (более чем на 2 %). Пик активности пришелся на 2002—2004 гг. В эти годы общереспубликанское сальдо миграции более чем на 50 % было обусловлено оттоком жителей г. Саранска. Ситуация изменилась только в 2006 г.: сальдо миграции столичного населения за год сократилось на 34 %, доля г. Саранска в миграционном оттоке стала меньше его удельного веса в структуре населения региона — 28 % против 34 % соответственно.

Наиболее привлекательны для мигрантов Большеберез-никовский, Кочкуровский и Краснослободский районы Мордовии. Только в этих районах сохранялось в 2002—2006 гг. положительное сальдо миграции. Наибольший урон наносит миграция населению Кадошкинского, Атюрьевского, Дубен-ского, Темниковского, Старошайговского и Атяшевского районов Мордовии. В 2006 г. миграционная убыль уменьшила население этих районов более чем на 1 %, в Кадошкинском районе — более чем на 2 %. В 2006 г. улучшение миграционной ситуации наблюдалось в г. Рузаевке и Лямбирском районе. Ухудшилась картина в Ельниковском, Ичалковском, Ковылкинском и Чамзинском районах, где миграционный прирост сменился убылью.

Наибольшей миграционной активностью, как правило, отличаются люди в трудоспособном возрасте. В 2006 г. в трудоспособном возрасте республику покинули 4 232 чел. (75 % всех выбывших из Мордовии). Из них молодежь 16—29 лет составила более 47 %. Число выехавших из республики в трудоспособном возрасте в 2,3 раза превысило число прибывших в этом возрасте.

Миграционная ситуация в Мордовии остается достаточно сложной. Об этом свидетельствуют и результаты социологических обследований. Так, согласно данным одного из опросов, 7,7 % общего числа респондентов планировали в ближайшее время переселиться за пределы республики, 7,5 % в этом еще не определились9. Даже в 1990 г., характеризующемся наибольшим за период новейшей истории числом выбывших (31,5 тыс. чел.), по отношению к численности населения в начале этого года (963,8 тыс. чел.) это составляло 3,3 %10. Реализация подобных намерений приведет к сокращению и деформации возрастно-половой структуры трудового потенциала Мордовии.

Несмотря на снижение интенсивности миграции, следует отметить, что ее потенциал во влиянии на формирование населения и трудовых ресурсов Мордовии огромен. Планомерное повышение жизненного уровня населения региона, создание современных рабочих мест для молодежи и грамотная миграционная политика могли бы существенно улучшить демографическую ситуацию в республике.

В сложившихся условиях проблема укомплектования штатов предприятий необходимыми кадрами становится общенациональной проблемой, решить которую самостоятельно предприятия не в силах. Противостоять демографическому спаду и сокращению трудового потенциала страны может только государственная политика, направленная на оздоровление демографической ситуации в целом, привлечение в страну (регион) новых потенциальных граждан и временных трудовых мигрантов.

Эффективная государственная демографическая политика не может быть дешевой. Ее реализация требует больших финансовых ресурсов. Значительные затраты нужны для организации притока мигрантов и их обустройства в регионах страны. Необходимы экстренные меры по развитию системы здравоохранения и укреплению здоровья россиян. Семьям нужна государственная помощь в приобретении жилья. Можно, например, предусмотреть частичное гашение ипотечного кредита после рождения очередного ребенка. Следует увеличить денежные пособия на вторых и последующих детей, предусмотреть компенсацию потерь доходов матерью в связи с рождением ребенка в течение ряда месяцев. Эта мера особенно важна, поскольку весьма большое число детей воспитываются в неполных семьях.

Другим важным направлением решения проблемы дефицита рабочей силы является содействие занятости на селения, вовлечение безработных граждан в общественное производство. Сегодня в России около 5 млн безработных, причем более 3/4 из них в возрасте 20—49 лет, в Мордовии — около 20 тыс. безработных. Для многих из них требуется переподготовка. Назрела реформа образовательной системы, так как многие проблемы в сфере занятости порождены деформацией ее структуры.

Для предприятий сегодня первостепенная задача — совершенствовать технологии, закупать новое высокопроизводительное оборудование, использовать все возможные резервы роста производительности труда, а для развития и закрепления кадров — развивать образовательные и социальные программы.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Стратегия демографического развития России / под ред. В.Н. Кузнецова и Л.Л. Рыбаковского. М.: ЦСП, 2005. С. 60—62.

2 См.: Мордовия: стат. ежегодник / Мордовиястат. Саранск, 2007. С. 67.

3 См.: Мордовия: стат. ежегодник / Мордовиястат. Саранск, 2004. С. 28; 2007. С. 52; Основные итоги Всерос. переписи населения 2002 г. / Госкомстат России. М., 2003. С. 20; Социальное положение и уровень жизни населения России: стат. сб. / Росстат. М., 2006. С. 63—64; 2007. С. 63—64.

4 См.: Стратегия демографического развития России. С. 37, 49.

5  См.: Судоплатов А.П., Хорева О.Б. Кризисные явления в демографическом развитии России и ее регионов // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 6. Экономика. 2001. ¹ 4. С. 58.

6 См.: Егоров В.Д. Трудовой потенциал населения: формирование и использование в условиях реформирования экономики. Саранск, 2003. C. 76.

7 См.: Мордовия: стат. ежегодник. / Мордовиястат. Саранск, 2007. С. 80.

8 См.: Миграция населения Республики Мордовия: стат. бюл. Саранск, 2002. С. 29—32.

9 См.: Егоров В.Д. Трудовой потенциал населения. С. 146—147. 10 Рассчитано по: Мордовия: стат. ежегодник / Мордовиястат. Саранск,

2007. С. 48, 80.

Поступила 17.10.08

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная