Н. Н. Губачев. Управление в условиях финансового кризиса: состояние и антикризисные меры

Н. Н. ГУБАЧЕВ

УПРАВЛЕНИЕ В УСЛОВИЯХ ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА: СОСТОЯНИЕ И АНТИКРИЗИСНЫЕ МЕРЫ

ГУБАЧЕВ Николай Николаевич, главный советник Администрации Президента Российской Федерации, кандидат философских наук, доцент.

Ключевые слова: финансовый кризис; темп роста; фондовый рынок; ипотека; банковская система; долговые обязательства; государственная поддержка; реструктуризация; сектор экономики Мировой финансовый кризис активно перерастает в мировой экономический кризис, который может охватить не только 2008—2009 гг., но и как минимум 2010 г. Если пик спада в американской экономике ожидается в 2009 г., то в Европе он может наступить в 2010 г. Масштаб и длительность мирового кризиса во многом зависят от того, как снизятся темпы развития экономик Китая и Индии.

После периода активного роста мировой экономики в 2004—2007 гг., когда среднегодовой темп составлял около 5 %, мировые темпы роста в 2008 г. существенно снизились и не превысили 3,8 %. В 2009 г., по мнению экспертов, мировая экономика увеличится не более чем на 2,6 % — самый медленный рост с 1993 г.

В мировой финансовой системе сформировались признаки глобальной кризисной ситуации, сопровождающейся обвальным падением фондовых рынков развивающихся и наиболее развитых стран, банкротством ряда ведущих финансовых учреждений США, Великобритании, Бельгии и Германии. В частности, прекратили существование (обанкротились или изменили статус) все крупнейшие инвестиционные банки США. В Исландии наблюдается типичный «двойной кризис» (twin crisis), включающий в себя кризис национальной банковской системы и резкое обесценение национальной валюты (примерно в два раза по отношению к евро). Первопричиной такого развития событий, по мнению экспертов, стали снижение цен на недвижимость в США, а также отсутствие должного контроля за распространением новых финансовых инструментов.

Локальный кризис, начавшийся в 2007 г. на рынке ипотеки США, быстро вышел за пределы страны, поскольку значительное число низкокачественных ипотечных кредитов прошло через процедуру секьюритизации, когда под обеспечение в виде платежей по ипотечному займу были выпущены долговые обязательства, купленные банками и иными финансовыми и нефинансовыми организациями во всем мире. Прекращение платежей по некачественной ипотеке заставило списывать убытки компании по всему миру и среди лидеров оказались банки Европы и США. Суммарный объем списанных убытков уже составил почти 700 млрд долл. США, из которых около 660 млрд долл. пришлось на США и Европу.

Из-за резкого сокращения банками кредитования остальных секторов экономики, где зависимость заемщиков от кредитных ресурсов очень велика, возникли проблемы у потребителей, не вовлеченных в ипотеку, и компаний нефинансового сектора. Темпы роста экономики стали снижаться. Помимо сложностей с ипотекой, экономики развитых стран столкнулись и со снижением внутреннего спроса — основного источника роста в последние годы. Одной из основных причин снижения потребительской активности является рост ставок по кредитам. Поскольку доля долговых платежей населения в бюджетах домохозяйств в развитых странах изначально была высокой, то естественным ответом на рост одной статьи расходов стало сокращение другой — текущего потребления.

Помимо банковского кредитования, серьезно пострадали фондовые рынки. Многие финансовые институты с самого начала ипотечного кризиса столкнулись с проблемами нехватки средств для покрытия убытков. Кроме банкротств, проблемы финансовых институтов выразились в существенном сужении межбанковского рынка из-за недоверия контрагентам и резко возросшей потребности в рефинансировании со стороны Центробанков.

Помимо проблем с активами США, финансовые институты Еврозоны столкнулись с проблемами в собственных экономиках: неосторожная политика кредитования и «пузырь» на рынке недвижимости характеризовали экономики большинства стран.

Финансовый кризис застал российскую промышленность в фазе активного технологического перевооружения. В октябре—ноябре 2008 г. продолжалась реализация крупных проектов в энергетике, строительстве и металлургии. Государственная политика в области автомобильной промышленности является примером выработки комплексного «управленческого пакета» по развитию отрасли в условиях мирового финансового кризиса. В частности, принятые решения в области таможенно-тарифного регулирования направлены прежде всего на сохранение рабочих мест.

Принимаемые управленческие решения позволили сохранить социально-экономическую стабильность в субъектах РФ, а также минимизировать негативное последствие кризиса на предприятии реального сектора. Вместе с тем антикризисная политика, как нам представляется, должна ориентироваться не только на оперативную минимизацию негативных последствий мирового финансового кризиса, но и создать условия для последующего восстановительного роста и занятия российской промышленностью новых конкурентных позиций в мировом разделении труда.

В нынешних условиях важно выработать эффективные решения государственных и региональных органов государственной власти по преодолению кризисных явлений во всех секторах нашей экономики1. Главным рабочим документом антикризисной политики государства является План действий, направленный на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики.

Основным органом, вырабатывающим оперативные решения по стабилизации на отдельных предприятиях, является Правительственная комиссия по повышению устойчивости развития российской экономики. Вопросы занятости населения рассматриваются в рамках постоянно действующего совещания в Правительстве РФ.

В целом в стране создана система государственного антикризисного управления, включающая в себя ряд программных и плановых документов федерального и регионального уровней. Созданы антикризисные штабы и группы в парламенте страны, общественных объединениях, политических партиях, субъектах РФ, на предприятиях промышленности, строительства, энергетики и др. Главы регионов регулярно проводят совещания, посвященные вопросам социально-экономического развития своих территорий.

 

 

Вопросы государственной поддержки реального сектора экономики получили всестороннее обсуждение в ходе совещания у Президента РФ в начале 2009 г. На совещании принято решение оказать государственную поддержку повышения спроса на рынке жилищного строительства. Эта отрасль может стать важным фактором выхода из кризиса, обеспечивая заказами промышленность строительных материалов, металлургию, химическую и лесоперерабатывающую промышленность. Причем промышленность стройматериалов нуждается в техническом перевооружении и технологической модернизации. Поддержание строительного сектора, на который приходилось более 30 % внутреннего металлопот-ребления, поможет обеспечить заказами металлургические предприятия. Комплексный подход федерального центра и субъектов РФ к активизации жилищного строительства поможет не только решению этой важнейшей социальной задачи, но и будет стимулировать спрос на отечественную промышленную продукцию.

Важным направлением антикризисной политики является государственная поддержка инвестиционных проектов, направленных на повышение долгосрочной конкурентоспособности российской промышленности, которую кризис застал в фазе активного технологического перевооружения. В первую очередь речь идет о тех проектах, реализация которых дает максимальный межотраслевой мультипликативный эффект. Например, без реализации ряда проектов в металлургической отрасли (например, «стан 5000») будет затруднительно собственными силами реализовать ряд крупных инфраструктурных строек. Автомобилестроительные предприятия обеспечивают заказами металлургов, химическую и легкую промышленность, производителей узлов и агрегатов. На наш взгляд, важно поддержать проекты, направленные на обеспечение технологического прорыва в стратегических отраслях, а также проекты, направленные на дальнейшую диверсификацию экономики.

Прежняя система социально-экономического развития оставила проблемное наследство в виде моногородов, жизнедеятельность которых зависит от ситуации на градообразующем предприятии. В качестве одной из задач-максимумов антикризисной политики можно осуществить такое перепрофилирование промышленной инфраструктуры, которое позволило бы избавиться от самого понятия «моногород». Для этого регионам и органам местного самоуправления необходимо более активно реализовывать политику в области развития малого и среднего предпринимательства.

В условиях кризиса средства предприятий (в том числе государственной поддержки) должны расходоваться не на поддержание ветхих избыточных фондов, а на их принципиальное обновление до современного уровня, пусть и с уменьшением масштаба. Капитальный ремонт приемлем как крайняя мера в условиях дефицита, когда производители не могут полностью обеспечить потребность в новом оборудовании и технике. В условиях кризиса наблюдается не дефицит, а скорее профицит основных фондов, и поэтому проведение капитальных ремонтов экономически нецелесообразно.

Избыточное прямое государственное вмешательство на ранних стадиях кризиса способно лишь законсервировать низкую эффективность предприятий, ранее существовавших благодаря кредитному буму и стремительно растущему спросу. В зоне повышенного государственного внимания должны оставаться предприятия-производители стратегического оборудования, необходимого для обеспечения безопасности страны; предприятия — единственные национальные производители высокотехнологичного оборудования, стабильность работы которых имеет критическое значение для деятельности смежников; предприятия, продукция которых имеет ключевое значение при реализации общенациональных проектов в сфере развития инфраструктуры; предприятия, продукция которых обладает экспортным потенциалом и достаточным уровнем конкурентоспособности, способные после прохождения кризиса к устойчивой самостоятельной работе.

При выборе мер государственной поддержки необходимо максимально ограничивать прямое финансирование предприятий из бюджета, делая упор на косвенные механизмы. К таким механизмам можно отнести «расширенный» государственный заказ, включающий инвестиционные программы государственных корпораций и компаний с государственным участием. Там, где это возможно, госзаказ должен временно заместить снизившиеся объемы продаж независимым участникам рынка, а также способствовать поддержанию уровня имеющейся в распоряжении предприятий ликвидности на уровнях, обеспечивающих их бесперебойное функционирование.

Более активно следует реализовывать программы адресной помощи и адаптации людей, чье высвобождение является следствием реструктуризации экономики. Важно оперативно завершить разработку программ переобучения и переквалификации с возможностью полного или частичного их субсидирования. Эта задача в значительной степени не программ поддержки промышленности, а социальных программ, направленных на смягчение для населения последствий кризиса.

Для повышения эффективности реализации антикризисной политики, снижения негативного влияния экономического кризиса на российскую экономику, а также в целях формирования основы последующего посткризисного развития необходимо реализовать ряд мероприятий по ряду направлений: обеспечение трансформации государственной поддержки банковской системы в расширение банковского кредитования экономики; дополнительные меры поддержки при условии расширения ресурсной базы бюджета; подготовка общесистемных мер по недопущению роста налоговой нагрузки на предприятия в 2010 г. и оптимизация бюджетных расходов.

В целом на данном этапе представляется целесообразным в рамках государственной антикризисной политики сосредоточиться на определении эффективности реализации уже принятых решений как на федеральном, так и на региональном уровнях. Как нам представляется, необходима определенная инвентаризация антикризисных решений, налаживание системы постоянного информационного обмена между антикризисными органами федерального центра и субъектов РФ.

В преодолении кризисных явлений особая роль принадлежит регионам, в большинстве которых действуют антикризисные штабы или рабочие группы. Утверждены планы антикризисных мероприятий, определены и представлены в Минрегион России перечни предприятий, имеющих существенное значение для экономики и социальной сферы регионов. В составе бюджетных расходов определены перечни социально значимых расходов, подлежащих финансированию в первоочередном порядке в случае невыполнения доходной части бюджета.

Среди основных мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов РФ можно выделить следующие. Запрет на проведение в I полугодии 2009 г. конкурсных процедур по закупкам товаров, работ (услуг) на инвестиционные цели, на цели реализации программных мероприятий, за исключением средств, направляемых на финансирование расходов за счет федерального бюджета либо непредвиденных расходов; организация контроля по включению в региональный бюджет новых расходов только при определении источников финансирования указанных расходов; приостановка финансирования обязательств, связанных с приобретением основных фондов, капитальным строительством, ремонтами, введение ограничения по размещению заказов и др. Антикризисная политика федерального центра и субъектов РФ предусматривает управленческие решения относительно поддержания малого и среднего предпринимательства2.

В рамках государственной политики по поддержке малого и среднего предпринимательств важно создавать условия для активизации деловой активности в малых городах, в которых могли бы реализовываться инвестиционные проекты по переработке сельскохозяйственной продукции, создаваться предприятия легкой промышленности, небольшие обрабатывающие производства. Эти проекты могут быть ориентированы на импортозамещение в недорогом ценовом сегменте.

На наш взгляд, проводимая активная социальная политика по поддержке малоимущих граждан позволит сгенерировать значительный спрос на недорогую, отечественную продукцию и стать дополнительным фактором преодоления кризисных явлений в реальном секторе при условии эффективного таможенного регулирования и администрирования.

Меры поддержки малого и среднего предпринимательства в регионах предусматривают широкий спектр решений, в частности, введение упрощенной системы налогообложения индивидуальных предпринимателей на основе патента; увеличение объема размещения у субъектов малого и среднего предпринимательства государственного и муниципального заказов; установление льготного размера арендной платы на имущество и землю, находящихся в муниципальной или региональной собственности, арендуемых субъектами малого и среднего предпринимательства, ограничение возможности корректировки арендной платы, закрепление минимального срока аренды имущества и земли субъектами малого и среднего предпринимательства не менее 5 лет; освобождение от уплаты налога на имущество организаций, отнесенных к категории малых и микропредприятий, в отношении имущества, используемого для осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности; обеспечение льготных условий для выкупа субъектами малого предпринимательства арендуемых ими помещений; установление для субъектов малого предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки малого предпринимательства льготной ставки арендной платы за нежилые помещения, находящиеся в имущественной казне субъекта РФ, и др.

Оптимальной схемой взаимодействия региональных и федеральных органов государственной власти является обмен реестрами принятых решений, что необходимо для исключения случаев их неоправданного дублирования. Органы исполнительной власти субъектов РФ должны информировать федеральные органы о принимаемых ими мерах по поддержке предприятий.

Как нам представляется, наиболее оптимальным в текущей ситуации является не создание на федеральном уровне единого перечня предприятий регионального значения, а координация работы по определению предприятий регионального значения на уровне отдельного субъекта РФ и реализации мероприятий по обеспечению устойчивости региональной экономики за счет средств региональных и местных бюджетов и иных форм поддержки.

В перечни таких предприятий целесообразно включать те, которые являются градообразующими; оказывают услуги в сфере муниципальной экономики, прежде всего ЖКХ, а также изготавливают продукцию для ее нужд; могут сохранить и расширить выпуск продукции (оказание услуг) с учетом преимуществ, характерных для данного региона (сырьевые ресурсы, географическое положение, технологические мощности, квалифицированные кадры и т. д.), ориентируясь на четкий прогноз спроса на нее в течение 2009 г.

Дополнительным критерием для внесения предприятия в региональные перечни может стать наличие кооперационных схем или формирование территориально-производственных комплексов (кластеров) с участием этого предприятия на территории региона. Кроме того, возможно включение в перечень тех предприятий, чья продукция потребляется за пределами региона, но по объективным причинам потребители отказываются от дальнейших закупок, и требуется программа изменения ассортимента, выпускаемого предприятием.

Системность подхода задается тем, что поддержка должна оказываться организациям, удовлетворяющим максимальному набору критериев, а не по критерию «наихудшего финансово-экономического положения». Результатом включения предприятий в региональные списки должны стать сохранение и своевременное создание новых рабочих мест, диверсификация региональной экономики, расширение налоговой базы субъектов РФ.

Отдельным совместным направлением антикризисной политики Правительства РФ и администраций регионов должна стать программа перепрофилирования промышленных мощностей. Субъекты РФ должны инициировать проекты использования или рекультивации промышленных площадок, которые будут высвобождаться в условиях кризиса. В частности, на таких территориях можно создавать особые экономические зоны или технопарки, обеспечивая занятость трудовых коллективов. В случае необходимости закрытия неконкурентоспособных производств необходимо выработать программу внутренней миграции по аналогии с уже существующей Программой переселения соотечественников.

Мировой опыт планирования территориального и промышленного развития (в частности, во Франции и Южной Кореи) свидетельствует о большом синергетическом эффекте, достигаемом путем взаимоувязки различных программных документов. В соответствии с таким подходом государство определяет оптимальные места для размещения производственных комплексов, создает необходимую транспортную и энергетическую инфраструктуру, устанавливает льготные налоговые и таможенные режимы в рамках особых экономических зон. Таким образом, существенно минимизируются издержки предприятий на обустройство производственных площадок и возникает стимул для инвесторов, в том числе иностранных, размещать свои производства в этих зонах.

Опыт зарубежных стран также свидетельствует о необходимости соблюдения разумного баланса между централизацией планирования социально-экономического развития и децентрализацией принятия решений на уровне регионов и местного самоуправления.

Федеральными органами государственной власти разработан комплекс отраслевых стратегий развития, которые учитывают региональные аспекты развития промышленности. Однако методическая основа синхронизации отраслевых и территориальных стратегий в настоящее время недостаточно проработана. Например, «Пилотной» стратегией нового типа, предусматривающей комплексное решение задач пространственного, социального и промышленного развития, может стать стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока, Республики Бурятия, Забайкальского края и Иркутской области на период до 2025 г.

Успешная реализация стратегии, экономический рост регионов и решение вопросов национальной безопасности могут быть осуществлены при условии увеличения численности населения в рассматриваемом регионе и существенного сокращения его оттока, решения вопросов обеспечения квалифицированными кадрами. Одним из способов повышения миграционной привлекательности Дальнего Востока и Байкальского края может стать создание высокооплачиваемых творческих рабочих мест как следствие развития высокотехнологичных отраслей промышленности, создания инновационных центров и технопарков, реализации мега-проектов в области образования.

В качестве опорных точек, по нашему мнению, необходимо использовать регионы с высокой концентрацией инновационного и промышленного потенциала. Необходимо создать условия для сохранения, привлечения талантливой молодежи, повышения ее квалификации и адаптации. Также представляется целесообразным проработать вопрос создания на их территории особых экономических зон промышленно-производственного типа. Причем эти зоны должны ориентироваться на использование конкурентных преимуществ региона, в том числе углубленную переработку минерально-сырьевых ресурсов.

Мировой финансовый кризис является своего рода «проверкой» на эффективность сложившихся в стране принципов и подходов к вопросам регулирования территориального, социального и промышленного развития. В этих условиях от слаженной работы федерального центра и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ зависит быстрота и «безболезненность» прохождения кризисных явлений, а также создание новых «стартовых площадок» восстановительного роста. При этом, на наш взгляд, должен быть выработан действенный компромисс между поддержкой эффективных предприятий и регионов (тех, кто станет через 2—3 года «точками роста») и обеспечением равномерного и сбалансированного развития всей территории страны.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Президент Российской Федерации о мерах по преодолению финансового кризиса: телеинтервью Президента РФ Д.А. Медведева журналисту телеканала «Россия». 15 февр. 2009 г.

2 «Год будет сложным, но катастрофы не будет»: речь Председателя Правительства РФ В.В. Путина. 27 февр. 2009 г.

Поступила 18.02.09.

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная