Т. К. Решетникова. Массовая музыкальная культура в регионе: императивы и ценности

Т. К. РЕШЕТНИКОВА

МАССОВАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА В РЕГИОНЕ: ИМПЕРАТИВЫ И ЦЕННОСТИ1

РЕШЕТНИКОВА Татьяна Константиновна, доцент кафедры хорового дирижирования, пения и методики музыкального воспитания Мордовского государственного педагогического института, кандидат философских наук.

Ключевые слова: массовая культура; элитарная культура; молодежная субкультура; ценности; коллективное мировоззрение; официальная культура; песня; шлягер; социализация

Массовая культура связана с элитарной, народной, официальной культурой, поощряемой государством. Государственно-корпоративные постулаты морали, рациональные по своей сути, способствуют процессу моральной десакра-лизации культуры, отчуждению от традиционных ценностей, народной нравственности. Нет сомнения в том, что каждое неформальное объединение генерирует свои ценности, по ряду параметров противостоящие ценностям других сообществ, в том числе и официально принятых. У этой тенденции есть достоинства и недостатки. Она создает конфликты между сообществами, но защищает некоторые из них и общество в целом от застойности и культурного вырождения.

Содержательная доминанта массовой культуры заключена в утверждении феномена человеческой субъективности, в ярко выраженной претензии на экзистенциальную состоятельность каждого человека. Массовая культура оторвана от традиционных корней, космополитична, поэтому формирует легковесные, быстро меняющиеся ценностные ориентиры. Изменения происходят постоянно, часто на противопоставлении новых и старых форм массовой культуры, реже — на их преемственности. Многие особенности современной массовой культуры имеют интернациональный характер: они свойственны формам массовой культуры во всех странах. Но есть и признаки этнической неповторимости: каждый народ придает особые черты «своей» массовой культуре. Каждое государство и значимый социальный институт влияют на массовую культуру. В этом переплетении императивов и ценностей весьма не просто отделить созидательные тенденции в массовой культуре от разрушительных, развитие — от вырождения.

Соотнося происходящее сегодня в России с моральным абсолютизмом во времена социализма, следует констатировать существенные перемены в массовой культуре. Социалистическое общество строилось на антропологическом оптимизме коллективистского мировоззрения. Государственно-корпоративная мораль советского времени, нацеленная на коллективистский мировоззренческий статус и ориентированная на моральный диктат, пропагандировала выход за пределы личностного бытия. Человек моральный был целенаправленно ориентирован на общественный интерес. Шел процесс отчуждения от эмпирической жизни рядового человека, от необозримого мира его чувств и эмоций. Официальная массовая культура, направляемая государством, формировалась в этом ключе. Социалистический реализм, возводивший в ранг сакральности нравственный официоз и систему общепринятых ценностей, ориентировал внимание художника, литератора, музыканта на массовое, грандиозное, монументальное. С одной стороны, происходило нивелирование ценностей повседневно-бытовой реальности, с другой — утверждались ценности общегосударственного патриотизма, идея коллективизма. Многие эстрадные шлягеры звучали именно в русле постулатов пролетарской морали: «Мой адрес — не дом и не улица, мой адрес — Советский Союз», «Солнце общее, сердце общее, для моей земли и для меня» и др.

Массовая песня, эстрадный шлягер были показателем массовой культуры. Лирическая песня выражала идею социализации, долгие годы в этой песне был отражен в качестве высшего критерия коллективистский корпоративный монументализм даже в вопросах любви и счастья. Пролетарская культура отодвигала на задний план обыденную жизнь личности, утверждала массовый модус общественного бытия. В культуре послереволюционной поры зрела идея антидома, безбытности. В «Собачьем сердце» М. А. Булгакова профессор Преображенский точно сказал по поводу идеологической кампании пролеткультовцев за создание «здорового быта»: «Пропал Калабуховский дом»2. Именно дом становится тем особым местом, где идет борьба культуры с антикультурой, быта с антибытом, ценностей с антиценностями.

Человек не хочет жить только в мире долженствования, он желает присутствовать и в мире сущего. Советские эстрадные песни, песни из кинофильмов, а позднее музыкальный андеграунд, оппозиционная массовая культура с ее западными заимствованиями выражали собою потребность в признании индивидуальной субъективно-экзистенциальной значимости переживаний одного человека.

Экзистенциальные претензии современной массовой культуры очевидны. Воз можности, которыми располагают желающие приобщиться к любым ее веяниям, выше тех, что были когда-либо прежде. Российская массовая культура вырабатывает свои эталоны поведения и соответствующую нормативную регуляцию. Личность ищет выходы из моральных кризисов быстрыми способами. Этот выход не в реальном изменении мира, а в возможности обрести свою «подлинность» (экзистенцию). Бытие выбирается свободно, по собственному замыслу, в этом воплощается претензия на действительность существования.

Обманчивая экзистенциальная свобода и упрощенная гармоничность массовой культуры создают самобытный канал начальной социализации человека. Простота формирования отношений в быстро образующихся и столь же быстро разрушающихся формах массовой культуры делает их доступными для человека с любым уровнем предыдущей социальной адаптации. Эффектом легко возникающего ощущения гармонии сглаживаются шероховатости поверхностного общения. Именно поэтому некоторые музыкальные стили, искренние приверженцы которых просто вырастают и приобретают новые социальные функции, требующие времени, быстро уходят со сцены.

Особая гармонизирующая сила музыки, изучению которой издавна, начиная с древних греков, уделяется большое внимание, делает музыкальные формы массовой культуры весьма продуктивными и в смысле исследовательском, и в смысле их использования при формировании нравственности подрастающих поколений. Этнографы, собирающие «в глубинке» образцы народной культуры, часто в качестве народных песен обнаруживают слегка измененные и спетые на местный манер варианты песен советских композиторов. Преимущественно это песни из старых кинофильмов. Таким же образом статус народных песен обрели некоторые малые музыкальные формы XIХ в., написанные преимущественно в стиле городского романса. Далеко не все песни из кинофильмов и не все романсы удостоились такой чести, и это наполняет смыслом поиск условий, в которых песня укореняется в народе. Не вызывает сомнения, что к числу таких песен могут принадлежать только произведе ния массовой культуры. Однако социальная среда, в которой адаптируются песни, должна обладать заметным консерватизмом. Быстрая смена стилей, их опора на сложную технику создания и воспроизведения музыки не может способствовать консервации песни, ее превращению в образец народного творчества. Поэтому из всего стилевого разнообразия музыкальных образцов современной массовой культуры в число претендентов на статус народной песни не могут войти стили, культивируемые в подростковой среде. Иное дело песни тех, кто перешел в разряд отцов и дедов, но сохранил свои музыкальные пристрастия и прилагает усилия, чаще всего неосмысленные, по передаче своих музыкальных приоритетов детям.

В число песен, уже сейчас демонстрирующих тенденцию укоренения в народе, относятся бардовские песни. Песни солдатской и уголовной тематики в меньшей степени претендуют на статус народных, потому что пребывание в солдатской и уголовной среде для большинства людей — явление временное. Устремленность в природу, ограниченное общение людей, вырвавшихся из города, в среду, где и формируется бардовская песня, — состояние, передающееся по наследству. Эстрадные песни, исполняющиеся кумирами целых поколений, также имеют шанс стать народными. Но этот шанс заметно меньше. Дело в том, что ни одно поколение не имеет механизмов, подобных тем, в которых передают свои пристрастия детям и внукам люди, сидящие у костра.

Сегодня совершенно очевидно, что массовая культура, музыкальная в частности, существует в зените популярности. В г. Саранске стали ежегодно проводиться рок-фестивали, конкурсы самодеятельной авторской песни, международные фестивали джазовой музыки, традиционные концерты эстрадной и популярной музыки. Так, Министерство культуры РМ, джаз-клуб «Ковчег-мейнстирим» под патронажем Главы Республики Мордовия организовали и провели в г. Саранске семь международных фестивалей джазовой музыки.

Обращаясь к гостям и участникам Международного фестиваля джазовой музыки, проходившего 8—10 ноября 2002 г. в Саранске, поздравляя всех присутствующих с открытием фестиваля, 80-летием российского джаза и созданием в Саранске джаз-клуба «Ковчег-мейнстирим», Глава РМ Н. И. Меркушкин отметил: «Хочется верить, что в XX веке джаз-фестиваль в Саранске от определения „первый” перейдет в новое качество и станет традицион-ным»3. Действительно, «Вейсэ джаз» стал традиционным в культурной жизни Мордовии, а ее столица превратилась в символический мост, соединяющий разнообразные культуры, народы, не похожие друг на друга, и далекие страны. Все прошедшие джазовые фестивали демонстрировали удивительное разнообразие стилей джазовой музыки, которые отражают многообразие музыкального мира, яркую мозаику современной культуры.

Министр культуры РМ П. Н. Тултаев считает, что во-первых, в Саранске выступают музыканты самых разных стилей и поколений. Для любителей ностальгической музыки звучит «старый добрый джаз», в великолепном исполнении мы слышим произведения, ставшие мировой классикой. Молодые музыканты, мыслящие оригинально и дерзко, знакомят слушателей со своими экспериментами. Во-вторых, традиционным стало выступление джазменов из финно-угорских стран, которые привносят на эстраду сочный колорит самобытной музыки мордвы, эстонцев, венгров. В-третьих, в отличие от многих международных фестивалей, «Вейсэ джаз» имеет возможность пригласить не одну музыкальную «звезду», а целую плеяду известных исполнителей4.

Например, на Международном фестивале джазовой музыки впервые показал свое творчество коллектив «Торама-jazz». Молодые музыканты из Саранска представили на суд публики и своих коллег необычный синтез современного джаза и мордовского музыкального фольклора, они соединили древние песнопения и новейшие ритмы, старинные инструменты и электронику. Позже «Торама-jazz» успешно выступал на фолк-фестивалях в г. Гданьске, Финляндии, Эстонии, джаз-рок фестивале в г. Пензе.

На протяжении всех фестивалей саранский джаз-клуб «Ковчег-мейнстирим» доказывал свою профессиональную компетентность, жизнеспособность. Он использует разнообразные сочетания различных направлений джаза. Это и стандарты в современной транскрипции, сложнейшие «фри», переходящие в «боп», и «фьюжн», перемежающийся свингом. Творчество джаз-клуба «Ковчег-мейнстирима» настолько необычно, что интерес к нему до сих пор проявляют школьники, студенты и люди более старшего поколения. Мэтр Российского джаза Г. Гаранян, ежегодно бывающий на международных фестивалях джазовой музыки «Вейсэ джаз» в Саранске, впервые услышал коллектив джаз-клуба «Ковчег-мейнстирим» на ежегодном фестивале «Заволжье» в г. Саратове и предложил творческое сотрудничество, которое продолжается по сей день5.

В становлении «Международного фестиваля джазовой музыки «Вейсэ джаз» в Саранске бесспорна заслуга выдающегося музыканта, народного артиста России Г. Гараняна, который в 2005 г. был удостоен Государственной премии Республики Мордовия.

Ю. Саульский отмечает, что Гаранян — саксофонист, композитор, аранжировщик, дирижер, одним словом, прекрасно владеющий всеми этими профессиями человек, — безусловно, является одной из знаковых фигур современного российского джаза6. Важно отметить, что Г. Гаранян не замыкается в столичной среде. Ежегодно он дает около 150 концертов по всей стране. В течение нескольких лет маэстро выступает перед саранской публикой, проводит мастер-классы с городским биг-бэндом, является ключевой фигурой фестиваля «Вейсэ джаз». Весьма интересно интервью Г. Гараняна, данное им во время фестиваля «Вейсэ джаз». В частности, создатель легендарного ансамбля «Мелодия» сказал: «Сейчас понятие „провинция” очень растяжимое. Ну, как вот, например, Новосибирск назвать провинцией? Там джазовых музыкантов, может быть, больше, чем в Ленинграде и Москве, да где хотите. Это очень-очень сложный вопрос. Мне кажется, что можно говорить о городах с традицией и без традиции. Вот Новосибирск — город с большой джазовой

традицией, а Саранск — нет, но здесь есть энтузиасты вроде Саши Курина. И джаз начал развиваться. А раз появился определенный интерес, то дай вам бог счастливого пути, долгого плавания!»7.

На последнем, VII Международном фестивале джазовой музыки «Вейсэ джаз», саранский зритель познакомился с легендами мирового джаза (альт-саксофонист — Р. Кол (США), А. Шилклопер, выдающийся исполнитель на валторне и других духовых инструментах). П. фон Вроблевски (Германия) покорила публику еще в 2007 г. В этот раз она представила на суд зрителя интересные вокальные джазовые импровизации.

Сегодня открываются новые страницы массового музыкального творчества молодого поколения Мордовии. Мы имеем возможность оценить различные формы массовой музыкальной культуры. Фанаты массовой культуры — это представители молодежных субкультур (молодые рабочие, студенты, школьники). Имея достаточно большой резонанс, массовая музыкальная культура стала мишенью для критики и иронии исследователей. Музыковеды, философы, социологи, филологи, педагоги пишут о том, что в настоящее время выросло особое поколение неформалов, «зависимых» от массовой культуры. У почитателей масскульта, представителей субкультурных8 объединений своя жизненная философия, свой экзистенциальный имидж, свое credo. Часто они бывают агрессивны, не выносят тишины, испытывают дискомфорт при звуках классической музыки, постоянно находятся в виртуальном компьютерном измерении, не читают классическую литературу, не бывают на выставках художников, в театре.

За последние 30—40 лет повысился интерес исследователей к изучению молодежных субкультур, функционирующих в регионах. Вниманием не была обделена и Республика Мордовия. Вместе с тем чаще всего подобные исследования ведутся в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, и мало кто представляет ситуацию, сложившуюся на периферии, а она между тем имеет несколько существенных отличий. Согласно исследованиям Научного центра социально-экономического мониторинга Республики Мордовия, практически все контр- и субкультурные группы молодежи, существующие в Москве и Санкт-Петербурге, в той или иной степени характерны и для г. Саранска9. На наш взгляд, и у молодежной субкультуры региона, и массовой музыкальной культуры есть единая аксиологическая платформа, экзистенциальные основания. Оценивая живую массовую культуру в целом, следует сказать, что это значительный пласт нашей культуры, снисходительное отношение к которому весьма не позволительно. Мы не претендуем на всеобъемлющий охват проблемы. Это начало процесса «погружения» в нее.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ и Правительства Республики Мордовия в рамках проекта «Российская массовая музыкальная культура в аспекте этико-философского анализа» (¹ 08-04-23410 а/В.).

2 Булгаков М.А. Собачье сердце. М.: Современник, 1989. С. 27.

3  Меркушкин Н.И. Обращение к гостям и участникам I Международного Фестиваля джазовой музыки в г. Саранске 8—10 ноября 2002 г. Программа-проспект.

4  См.: Тултаев П.Н. Обращение к гостям и участникам IV Международного фестиваля джазовой музыки в г. Саранске 21—23 октября 2005 г. Программа-проспект.

5 Программа-проспект Международного фестиваля джазовой музыки в г. Саранске 8—10 ноября 2002 г.

6 Там же.

7 Цит. по: Махаев В.Б. Программа-проспект VIII Международного фестиваля джазовой музыки в г. Саранске 11—13 октября 2008 г.

8 Козин В.В., Соловьев Д.Е., Шумкова Н.В. Молодежные субкультуры / Социально-экономическое развитие Республики Мордовия в 2002—2004 гг.: Аналит. обзор / под ред. А.И. Сухарева, В.В. Козина, С.В. Полутина. Саранск, 2005. С. 228—242.

9 Там же.

Поступила 24.10.08.

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная