И. В. Сокольник. Современные тенденции и проблемы развития рынка услуг высшего профессионального образования

И. В. СОКОЛЬНИК

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА УСЛУГ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СОКОЛЬНИК Инесса Владимировна, старший преподаватель кафедры экономического анализа и аудита Арзамасского филиала Российского университета кооперации.

Ключевые слова: рынок услуг, высшее профессиональное образование, тенденции рынка услуг

Key words: service market, higher professional education, service market tendencies

Переход от индустриальной фазы развития экономики к информационному этапу развития отражает приоритет интеллекта по отношению к материальной (сырьевой) основе. В современном мире основные факторы прогресса — не капитал и средства производства, а знания и новые технологии, поскольку именно они способны обеспечить конкурентоспособность экономики страны. Рынку труда, формирующему новые потребности в квалифицированной рабочей силе, должен соответствовать рынок образовательных услуг. Это система экономических отношений между разными субъектами по купле-продаже образовательных услуг. Главная функция этого рынка — быть связующим звеном между производством образовательных услуг и их потреблением1.

Исследование эволюции рынка услуг высшего профессионального образования позволяет выделить два этапа в его развитии: начало 90-х гг. ХХ в. — 2003 г., с 2003 г. и по настоящее время.

Первый этап характеризуется рыночными преобразованиями во всех сферах общественной жизни, в том числе и реформами в сфере высшего образования. Принято считать, что именно с этого момента можно говорить о становлении рынка услуг высшего профессионального образования. В процессе реформирования российской экономики государственные вузы оказались вовлечены в рыночные отношения. У них появилось право самостоятельно осуществлять .

В этот период появились первые негосударственные учреждения высшего образования, которые предлагали широкий спектр образовательных услуг и ориентировались на удовлетворение потребностей различных групп населения с учетом востребованных рынком специальностей, места проживания потребителей и ценовой политики. Пока государственные вузы медлили, негосударственные активно осваивали регионы. В тот период спрос на услуги высшего профессионального образования превышал предложение, поэтому происходил неуправляемый рост количества негосударственных вузов, создававших конкуренцию государственным вузам. Это обстоятельство обусловило необходимость ускорения процесса адаптации государственных вузов к рыночным отношениям на основе диверсификации образовательной и научной деятельности. Так, в структуре многих вузов были созданы маркетинговые подразделения, задача которых заключалась в исследовании потребительских предпочтений на рынке профессиональных образовательных услуг. В этот период стремительно увеличилось количество вузов и студентов.

В этих условиях отчетливо проявляется тенденция коммерциализации высшего профессионального образования. Если до 1990 г. в России профессиональное образование было государственной сферой, то с переходом к рыночной экономике его финансирование сместилось в сторону внебюджетных источников. На начальном этапе рыночных реформ высшее профессиональное образование характеризовалось высоким удельным весом сектора платных услуг (к 2003 г. он составлял 62 %). При значительной доле негосударственных вузов (около 40 %) число обучающихся в них составляло лишь 15 % от общего контингента студентов.

Коммерциализация профессионального образования вызывает много споров и дискуссий в научной среде, поскольку эта тенденция имеет противоречивые последствия. С одной стороны, профессиональные образовательные услуги с экономической точки зрения являются общественным благом и поэтому должны быть доступны для населения страны. С другой стороны, нельзя ограничить спрос населения на определенные специальности. Многие эксперты считают оптимальным сочетание рыночных и некоммерческих механизмов для системы высшего профессионального образования, а государству необходимо установить границы коммерциализации высшего профессионального образования2.

Существенный фактор развития рынка услуг высшего профессионального образования — демографическая ситуация. С 1975 по 1987 г. в России был относительно стабильный период по демографическим параметрам с высоким уровнем рождаемости (15—17 чел. на 1 тыс. чел. населения). Нормой этого времени была семья с двумя детьми. Переломным считается 1987 г., поскольку с 1988 г. наблюдается существенное снижение рождаемости. С этого периода преобладает семья с одним ребенком. В 1994 г. уровень рождаемости значительно снизился (8 рождений на 1 тыс. чел. населения)3. С начала 90-х гг. весьма устойчива тенденция сокращения и старения населения России. Остановить этот процесс не удается до сих пор. Миграция рабочей силы пока не может решить эту проблему. Выплаты на рождение детей с целью повысить рождаемость дадут прирост трудоспособного населения далеко не скоро. Общий отрицательный прирост населения составляет 0,5 % в год4.

Следует отметить, что важным фактором влияния демографии на систему образования является рождаемость, которая свои результаты даст не скоро. Это не только проблема набора школьников и студентов, но и системы подготовки преподавательских кадров для учреждений образования.

В период реформ в условиях ненасыщенного спроса на новые специальности рынок услуг высшего профессионального образования и штат преподавателей продолжал увеличиваться. Оказываемые услуги соответствовали потребностям того времени: среди специальностей преобладали экономика и юриспруденция. В это время еще рано было говорить о перепроизводстве специалистов по гуманитарным специальностям. Тенденция перепроизводства по экономическим и юридическим специальностям появилась лишь спустя несколько лет. Престиж профессионального образования значительно повысился в отличие от дореформенного периода, связанного с плановой экономикой, поскольку с получением высшего образования для работника стал ощутим прирост человеческого капитала. Вузовский диплом давал гарантированное повышение заработной платы на 60—70 % по сравнению с заработком работников с полным общим средним образованием5. Работодатели стали рассматривать наличие вузовского диплома как необходимый «атрибут» трудоустройства. Специалисту с вузовским дипломом стало легче диверсифицировать свою трудовую деятельность.
 

В этот период появляются новые и усиливается ряд старых тенденций развития рынка услуг высшего профессионального образования. Так, становится более заметной тенденция регионализации рынка, обусловленная в значительной степени разным уровнем социально-экономического развития регионов и территориальными особенностями, включая местоположение, ресурсные возможности, демографическую ситуацию, установившиеся межрегиональные и международные связи и др. Ее усилению способствует низкая мобильность населения в связи с дифференциацией уровня жизни населения (в крупных городах он наиболее высокий). Большинство выпускников системы высшего образования остаются работать в регионе6.

Приходит понимание того, что формирование государственной образовательной политики должно быть напрямую связано со стратегией развития регионов. Очевидно, что успешное развитие системы высшего профессионального образования «возможно лишь при условии серьезной и целенаправленной поддержки всеми региональными органами власти новых направлений и форм функционирования и развития высших учебных заведений региона, при условии совершенствования управления системой высшего профессионального образования субъекта РФ, которое в состоянии будет обеспечить координацию и интеграцию деятельности вузов, их эффективное взаимодействие с потребителями образовательных услуг, со всеми уровнями региональной системы непрерывного образования»7. Поэтому система высшего профессионального образования должна быть ориентирована на удовлетворение потребностей региона в кадрах высшей квалификации и граждан в профессиональном образовании; повышение конкурентоспособности выпускников на региональном рынке труда; развитие системы дистанционного обучения; активное участие региона в развитии системы высшего профессионального образования; расширение диапазона вузовского влияния в решении социальных, научно-технических и экономических задач региона; создание системы информирования граждан и работодателей о спросе на различные специальности и качестве образовательных услуг в вузах8.

Второй этап развития рынка услуг высшего образования можно охарактеризовать как современный или рыночный период. В сентябре 2003 г. на берлинской встрече министров образования европейских стран Россия присоединилась к Болонскому процессу. Этот этап характеризуется выходом услуг высшего профессионального образования на мировой рынок.

Плюсы Болонского процесса очевидны: расширение доступа населения к высшему образованию, улучшение качества европейского высшего образования, увеличение мобильности студентов и преподавателей, а также облегчение трудоустройства выпускников за счет введения системы, позволяющей легко определить уровень подготовки. Выпускники вузов легче трудоустраиваются, так как академические степени и квалификации ориентированы на изменившийся рынок труда. Присоединение России к Болонскому процессу вызвало путаницу с учебными программами: многие работодатели не вполне ясно представляют себе сопоставление западных степеней и российских квалификаций. В большинстве стран, участвующих в Болонском процессе, степень у специалиста отсутствует.

Одной из серьезных проблем интеграции российской системы образования в Болонский процесс является неполная информированность должностных лиц о целях этого процесса, текущем положении образования России и европейских стран. Существует мнение, что переход России на двухуровневую систему может привести к окончательной деградации и развалу всей отечественной системы высшего образования. С другой стороны, присоединение России к Болонскому процессу дает высшему образованию новый импульс развития, способствует его модернизации и появлению дополнительных возможностей для участия вузов России в проектах, которые финансируются Европейской комиссией, а также позволяет студентам и преподавателям принимать участие в обменах с университетами европейских стран9.

Выход услуг высшего профессионального образования на мировой рынок актуализировал проблему его качества. Уже в конце 90-х гг. заговорили об ухудшении качества образования, особенно вузовского. Эта общемировая проблема, о чем свидетельствуют регулярно проходящие с 1993 г. генеральные конференции Международной сети обеспечения качества в высшем образовании. С 1994 г. Советом Европы проводится круглый стол по реформированию высшего образования.

В последнее время проблема качества вузовского образования тщательно обсуждается во многих странах, на международных конференциях, в печатных изданиях. Она получила широкое распространение и огласку, поскольку эта «ступень» профессионального образования за последние десятилетия в несколько раз увеличила объемы выпуска. В России в этом направлении Министерство образования и науки РФ проводит целенаправленную политику по улучшению качества подготовки специалистов в вузе, повышению конкурентоспособности отечественного высшего образования. Благодаря этим усилиям многие вузы начали совершенствовать свои системы управления и приводить их в соответствие с требованиями международных и государственных стандартов. В 2000 г. Министерство образования и науки РФ объявило о проведении конкурса «Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов». Также нашли применение критерии Премии Правительства РФ в области качества, которые базировались на стандартах европейской премии по качеству10.

Между тем проблема качества высшего образования не может быть решена в ближайшее время. Ряд проблем профессиональной школы (состояние материально-технической базы учреждений высшего образования, старение профессорско-преподавательского состава, слабый внутривузовский менеджмент качества и т. д.) не позволяет подготовить конкурентоспособных специалистов для инновационной экономики.

Проблему качества высшего образования часто связывают с новыми формами обучения, особенно с появлением в образовательном процессе дистанционного обучения11. Вузы в условиях необеспеченного спроса вынуждены искать новые формы реализации профессионально-образовательных услуг. Дистанционное обучение как новая форма обучения представляет собой использование в учебном процессе компьютерных технологий (большая часть образовательной деятельности развивается посредством использования современных телекоммуникационных и информационных технологий в условиях территориальной разобщенности преподавателя и студента). В последнее время дистанционное обучение, нашедшее свое место в ряде гуманитарных вузов, активно внедряется в образовательный процесс технических университетов. Так, иногда возникает ситуация, когда в учебных лабораториях невозможно отразить вопросы, связанные с современным экспериментом, поскольку современное лабораторное оборудование достаточно дорого и сложно в обслуживании. Выходом из возникшей ситуации является создание виртуальных лабораторных установок, полностью идентичных реальному исследовательскому комплексу по своему внешнему виду и функциональным возможностям. Создание таких виртуальных компьютерных стендов позволяет полностью автоматизировать выполнение лабораторных работ12. Однако мобильность дистанционного обучения часто достигается за счет снижения качества обучения. Не все обучающиеся приобрели навыки самоорганизации, необходимые для успешного прохождения обучающего курса.

Таким образом, можно выделить такие основные тенденции развития рынка услуг высшего профессионального образования, как коммерциализация, «массовизация», перепроизводство по экономическим и юридическим специальностям, регионализация, ухудшение качества профессионально-образовательных услуг, расширение доступа населения к высшему образованию посредством включения России в Болонский процесс, развитие новых форм обучения.

Очевидно, что для преодоления негативных и усиления положительных тенденций в развитии рынка услуг высшего профессионального образования необходимо формирование его новой парадигмы, отличительными чертами которой должны быть обеспечение предпосылок и гарантий качественного образования для всех; общедоступность; творческий и новаторский характер; практическая направленность образования; соответствие образования потребностям и задачам развития экономики, науки и технологий как на федеральном, так и на региональном уровне; международный характер образования, т. е. сочетание в его организации и содержании лучших отечественных традиций с подходами, признанными в мировой практике.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Конина О.В. Перспективы и закономерности развития рынка образовательных услуг // Экон. науки. 2010. Т. 63. № 2. С. 353—356; Лукашенко М.А. Высшее учебное заведение на рынке образовательных услуг: актуальные проблемы управления. М.: Маркет ДС, 2003. 355 с.

2 См.: Бабанов Н.Ю., Вихарева О.Н., Озина А.М. Региональная система профессионального образования: проблемы и перспективы развития. Кня-гинино: НГИЭИ, 2010. 152 с.

3 См.: Васильев В.Н., Гуртов В.А., Питухин Е.А. и др. Рынок труда и рынок образовательных услуг в субъектах Российской Федерации. М.: Техносфера, 2006. 680 с.

4 Там же.

5 Там же.

6 См.: Бабанов Н.Ю., Вихарева О.Н., Озина А.М. Региональная система профессионального образования ...

7 Бабанов Н.Ю., Зверева И.А., Червова А.А. Проблемы регионализации высшего профессионального образования Нижегородской области. Н. Новгород: ВГИПА, 2003. С. 104.

8 Там же.

9 См.: Болонский процесс. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/%C1%EE% EB%EE%ED%F1%EA%E8%E9_%EF%F0%EE%F6%E5%F1%F1 (дата обращения: 20.10.2012).

10 См.: Информационно-справочный портал поддержки систем управления качеством (СК ОУ ВПО). URL: http://www.quality.edu.ru/about/670 (дата обращения: 20.10.2012).

11 См.: Проблемы качества образования. Кн. 6. Общие проблемы качества образования // Материалы XIV Всерос. совещания. М.; Уфа: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 68 с.

12 См.: Нуждин В.Н., Кадамцева Г.Г., Пантелеев Е.Р., Тихонов А.И. Стратегия и тактика управления качеством образования: метод. пособие. URL: http://elib.ispu.ru/library/lessons/qme/index.html (дата обращения:18.10.2012).

Поступила 31.10.12. 

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная