С. В. Колесникова. Вокальная музыка Г. Г. Вдовина: национальный аспект

С. В. Колесникова

Вокальная музыка Г. Г. Вдовина: национальный аспект

С. В. Колесникова, доцент кафедры народной музыки Национального исследовательского Мордовского государственного университета

Г. Г. Вдовин — основоположник таких вокальных жанров мордовской профессиональной музыки, как хоровой концерт и вокальный цикл. Вокальная музыка композитора — это фундаментальный пласт его творчества, в котором жанровое многообразие представлено произведениями крупных и малых форм: две оперы, оперетта, музыкальная драма, шесть кантат, вокальные циклы, вокальные триптихи, романсы и песни (песни-баллады, песни-монологи), обработки народных песен (мордовских, русских, марийских, удмуртских, финских, эстонских и др.). При их создании композитор обращается к сюжетам и образам традиционной поэзии, а также к текстам поэтов России (Е. А. Евтушенко, А. А. Прокофьев, Б. В. Соколов, Л. М. Талалаевский и др.) и Мордовии (П. У. Гайни, И. А. Калинкин, Р. С. Кемайкина, П. К. Любаев, С. М. Люлякина, Н. Ф. Мокшин, А. И. Петайкин, И. Д. Пиняев, Я. М. Пинясов, Н. Л. Эркай и др.).

Особенностью музыкального языка вокальных сочинений, как и других жанров, является не только цитирование характерных для мордовского мелоса интонаций, но и создание автором собственных интонаций, тождественных традиционным. По этому поводу сам композитор отмечает, что ему «захотелось изучить песню настолько хорошо, чтобы самому свободно сочинять в том же духе, то есть по-народному, не прибегая к цитированию. Иногда при создании вокальных произведений я обращаюсь к текстам народных песен, чтобы с помощью музыкально-выразительных средств, подчас самых современных, написать сочинение на эту тему, сюжет, на эту идею»1.

Вокальная музыка Г. Г. Вдовина имеет музыкально-художественную и эстетическую ценность, востребована в профессиональной и учебной исполнительской практике. Она отличается «индивидуальным композиторским языком, требующим от исполнителей глубинного постижения авторского замысла»2. В своем творчестве композитор обращается к традициям финно-угорских и поволжских народов. Н. И. Бояркин определяет, что наиболее важные стилевые особенности музыки композитора — это «новаторство и опора на традиционный мелос, не только мордовский, но и шире: мелос как основу разных этнических и полиэтнических исканий»3.

Таким образом, можно говорить о том, что вокальное творчество Г. Г. Вдовина отличается оригинальным синтезом многовековых музыкально-эстетических традиций мордовского народного искусства и достижений европейской композиторской школы.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Цит. по: Макарова А.И. Вариации на одну тему // Гавриил Вдовин: постижение мастерства: сб. ст. и материалов (к 65-летию композитора) / авт.-сост. и отв. ред. Н.М. Ситникова. Саранск: Тип. «Красный Октябрь», 2006. С. 201.

2 Молоствова И.Е. Под знаком Вдовина // Там же. С. 169.

3 Бояркин Н.И. Проблемы стиля в творчестве Г. Вдовина // Там же. С. 15. 

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная