Ю. В. Кузнецова. Основные принципы теории сновидений в индивидуальной психологии А. Адлера

Ю. В. Кузнецова

Основные принципы теории сновидений в индивидуальной психологии А. Адлера

Ю. В. Кузнецова, доцент кафедры культурологии, этнокультуры и театрального искусства Национального исследовательского Мордовского государственного университета, кандидат философских наук

Со времени возникновения психоанализа нет ни одного значительного психотерапевтического направления, в котором бы не работали со сновидениями. Индивидуальная психология А. Адлера не является исключением. Он пересмотрел психоаналитическую теорию сновидений З. Фрейда и внес в нее кардинальные изменения, касающиеся новых контекстов, сквозь призму которых он предлагал рассматривать символику сновидений. Представляется возможным выделить ряд ключевых моментов адлерианской теории сновидений:

— помещение символов и образов сновидения в контекст будущего. В отличие от З. Фрейда, который источником сновидений считал актуальные конфликты и прошлые впечатления, А. Адлер подчеркивал предвосхищающую, предвидящую функцию сновидения, направляющую действия индивида. «Она свидетельствует о подготовительной работе спящего в связи с его актуальным затруднением, которая соответствует линии жизни индивида, но не здравому смыслу, и всегда имеет своей целью самозащиту»1. В сновидении, по его мнению, можно увидеть бессознательный шаг в реализации цели, жизненный план, в соответствии с которым человек стремится справиться с адаптацией к жизни, сохранив чувство уверенности в себе. Во сне человек как бы готовится справиться с будущими трудными ситуациями, пытается найти средства выхода из них. Таким образом, сновидение — это не индикатор проблемы (бессознательного конфликта), а попытка ее решить, подобие «виртуальной репетиции»;

— интерпретация сновидения в социальном контексте. В индивидуальной психологии А. Адлер ставил на первый план социальные потребности, среди которых придавал наибольшее значение потребности в обретении власти и социального статуса. Это не могло не отразиться на его теории сновидений. «То, к чему индивид, в сущности, стремится в силу своего бессознательного личностного идеала, — это господство над своим окружением, что находит отражение во снах»2. Так, если З. Фрейд часто трактовал падение, полет как символизацию полового акта, то А. Адлер рассматривал эту символику сквозь призму теории компенсации. Он показал, что полет может означать желание поднять свой статус, а падение — символическое представление чувства превосходства либо утраты ощущения собственной значимости. Н. Ф. Калина И. Г. Тимощук пишут, что «Адлер... не давал своим пациентам ни малейшей поблажки, постоянно ловя их на грандиозных желаниях и честолюбивых помыслах»3;

— индивидуализация характера символики сновидений. А. Адлер подчеркивал необходимость индивидуальной трактовки образов сновидения, исходя из особенностей конкретного человека: его личной истории, чувств, мотивов, событий и пр. «Мы не можем объяснить сновидения, не зная их взаимосвязи с другими частями личности. Мы также не можем установить жесткие правила интерпретации сновидений... Имеет значение лишь такая интерпретация сновидения, которая может быть увязана с поведением индивида в целом, его ранними воспоминаниями, проблемами и т. п.»4. Образы часто заимствуются из детства сновидца, поскольку именно тогда произошло символическое запоминание значимых для него жизненных ситуаций. А. Адлер использовал анализ сновидений в качестве одного из важнейших инструментов постижения глубинного уровня личности, с помощью которого возможно ослабление преувеличенного чувства неполноценности, повышение социального интереса, исправление ошибок мышления или ошибочной логики, включенных в жизненный стиль. Психология А. Адлера подчеркивает значение сознания и познания, ответственности, смыслов и ценностей. «Она оптимистична, поскольку считает человека создателем и хозяином своей души, пронизана верой в его способность к преодолению препятствий»5.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М.: «Прогресс», 1995. С. 202.

2 Там же. С. 215.

3 Калина Н.Ф., Тимощук И.Г. Основы юнгианского анализа сновидений. М.: «Рефл-бук», 1997. С. 38.

4 Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. С. 262—263.

5 Паттерсон С., Уоткинс Э. Теории психотерапии. СПб.: «Питер», 2003. С. 44. 

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная