Л. В. Кинякина. Стилевые особенности хоровых обработок Г. Г. Вдовина

Л. В. Кинякина

Стилевые особенности хоровых обработок Г. Г. Вдовина
 

Л. В. Кинякина, старший преподаватель кафедры народной музыки Национального исследовательского Мордовского государственного университета

Творчество Г. Г. Вдовина, композитора, собирателя и исследователя мокшанского и эрзянского фольклора, педагога и музыкально-общественного деятеля Республики Мордовия, отличается глубиной и значительностью эмоционально-образного содержания, совершенством художественной формы, ярким своеобразием национального музыкального языка. Его наследие в области театральной, симфонической, вокально-хоровой и камерно-инструментальной музыки во многом определило характер развития профессиональной музыки Мордовии второй половины XX в. В его творчестве представлены не только национальные музыкальные традиции мордвы, но и специфические черты фольклора финно-угорских и славянских народов России и зарубежья.

Народная музыка, отражающая ментальные характеристики карельского, финского и марийского этносов, является первоисточником многих сочинений Г. Г. Вдовина. Аранжировки песенных образцов карельского и финского фольклора «Руна», «Роза в долине», «Веселый пастух», «Полька», «Наши ценности» (из сб. «54 Suomalaista Kansanlaulua» А. Маасало, 1957) композиционно выстраиваются автором в хоровой цикл. Сохраняя авторскую гармонию А. Маасало и О. Мериканте как необходимый стилистический компонент прибалтийско-финской вокальной и инструментальной музыки (народной и профессиональной), композитор привносит в исходный тематический материал оригинальные, обусловленные особенностями русской и европейской хоровой культуры, черты.

В середине 90-х гг. XX в. композитором созданы «Три обработки марийских свадебных песен» для смешанного хора «Элнет гына марийын олыкешыже» («Над Ильнетью, над рекой»), «Сяан толеш, сцй толеш» («Свадьба едет»), «Лудыж дене комбыжын» («Как уточка с гусем»), которые представляют собой образцы органичного синтеза национально-этнической сущности первоисточника и специфических приемов мордовского вокального многоголосия. Музыкальный материал обработок «Свадьба едет» и «Как уточка с
гусем» является результатом творческой трансформации одноголосного напева марийских народных песен. Композитор сочетает унисонное и октавно-унисонное звучание с многоголосным, применяет типичные для мордовской народной музыки обращения квартаккордов, сохраняет унисоны в кадансовых оборотах.

В обработке исходного фольклорного материала «Над Ильнетью, над рекой» привлекаются различные интонационно-мелодические, ладовые и фактурные средства развития музыкального материала: в ангемитонику вводятся диатонические сопряжения, разнообразнее становится динамическое звучание и хоровая фактура в целом, одноголосный мотив первоисточника трансформируется в развитую структуру подголосочного склада.

Таким образом, рассматриваемые произведения композитора представляют собой яркие образцы взаимодействия и взаимообогащения музыкальных языков этнически родственных культур. 

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная