Е. В. Герасимова. О некоторых стилевых особенностях фортепианного творчества Я. Сибелиуса
Е. В. Герасимова
О некоторых стилевых особенностях фортепианного творчества Я. Сибелиуса
Е. В. Герасимова, старший преподаватель кафедры народной музыки Национального исследовательского Мордовского государственного университета
Фортепианные произведения Я. Сибелиуса — заметная часть его творческого наследия. Он заложил основы фортепианной стилистики, вобравшей в себя мелодизм и художественно-образный строй финской народной музыки, в том числе рунической культуры, музыкально-эстетические концепции европейского классицизма, позднего романтизма и импрессионизма. На идейно-образные концепции фортепианных произведений композитора наложил отпечаток литературный эпос Э. Леннрота «Калевала», ставший во второй половине XIX в. духовным символом финской литературы и искусства.
Фортепианное творчество Я. Сибелиуса, мало известное в России, включает в себя обширный круг произведений: сонату F-dur (ор. 12); три сонатины (ор. 67); циклы миниатюр (более 120 пьес), в том числе фортепианный цикл «Кюлликки» (ор. 41); обработки шести напевов финских народных песен и фортепианные переложения ряда оркестровых пьес, первоначально созданных композитором для драматических спектаклей. Фортепианные сочинения Я. Сибелиуса представлены различными жанрами: песней, романсом, вальсом, экспромтом, юмореской, новеллеттой и др. Образная сфера произведений связана с духовными константами финской культуры: образы священных деревьев (пьесы «Береза», «Ель» и др.), почитаемых цветов и трав («Гвоздика», «Львиный зев», «Колокольчик» и др.), героев «Калевалы» (например, «Кюлликки» — образ девушки из 11 и 12 рун).
Несколько в стороне от образного строя большинства фортепианных пьес находится популярное переложение оркестрового эпизода из музыки к драме А. Ярнефельта «Kuolema» («Смерть», ор. 44), написанного в форме медленного вальса. В связи с образно-тематическим и жанровым особенностям пьеса получила название «Грустный вальс». Композитор в этом сочинении поднимает одну из вечных философских проблем — проблему жизни и смерти, в значительной степени присущую не только христианству (в том числе лютеранской гимнографии), но и мифологическим концепциям финно-угорского эпоса. В выборе музыкально-выразительных средств пьесы композитор опирается на стилевые элементы сарабанды (средневековый народный погребальный танец), получившей большую популярность у композиторов-полифонистов.
Изучение фортепианной музыки Я. Сибелиуса может выявить и другие аспекты, теоретическое осмысление которых важны для дальнейшего развития современной инструментальной музыки финно-угорских композиторов.
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная