Н. В. Шумкова. Формирование этнокультурной идентичности в системе дошкольного образования

Н. В. ШУМКОВА

ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В СИСТЕМЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ1
 

ШУМКОВА Наталья Викторовна, старший научный сотрудник сектора социально-экономических программ НИИ регионологии Национального исследовательского Мордовского государственного университета.

Ключевые слова: этнокультурное образование, этническая идентичность, дети дошкольного возраста

Key words: ethno-cultural education, ethnic identity, pre-school children

Многие социологи и психологи, занимающиеся проблемой этнического самоопределения, отмечают, что этническая идентификация человека проходит несколько этапов, соотносимых с этапами психического развития ребенка. Одним из первых это заметил швейцарский ученый Ж. Пиаже, рассматривавший процесс становления этнической идентичности через призму трех этапов формирования у ребенка когнитивного образа родины (6—7, 8—9 и 10—11 лет). В возрасте 6—7 лет ребенок приобретает первые, еще фрагментарные и несистематичные, знания о своей этнической принадлежности. В дальнейшем результаты многочисленных исследований сдвинули границы появления такой «диффузной идентификации» в сторону раннего возраста (3—4 года), но «практически все психологи согласны с Пиаже в том, что „реализованной" этнической идентичности ребенок достигает в младшем подростковом возрасте, когда рефлексия себя имеет для человека первостепенное значение»2. Именно поэтому рассматриваемой проблеме формирования этнокультурной идентичности в рамках дошкольного образования придается большое значение.

По мнению Е. С. Бабуновой, цель этнокультурного образования дошкольников — введение ребенка в мир народной культуры. Эту цель она конкретизирует в таких задачах, как «способствовать расширению и углублению знаний дошкольников о культуре, истории народов; формировать эмоционально-положительное отношение к этнокультурному наследию; развивать умение отражать этнокультурные традиции в разных видах детского творчества»3.

В последнее время в системе дошкольного образования наметилась тенденция появления программ и курсов, ориентированных на этнокультурный компонент, позволяющий сделать вхождение ребенка в мир народной культуры наиболее естественным и эффективным. Поэтому при введении этнокультурной направленности в образовательный процесс дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) следует предусмотреть разработку учебных планов и программ с обеспечением их разноуровневости и вариативности. При этом организация образовательного процесса должна иметь этнокультурную и этнопедагогическую направленность, что обусловливает значимость этнокультурной компетентности педагогов.

По мнению А. Б. Афанасьевой, этнокультурная компетентность — «интегральное свойство личности, выражающееся в освоении совокупности представлений, знаний о родной, а также о неродной этнокультурах, их месте в отечественной и мировой культуре, опыте овладения этнокультурными ценностями, способностях к диалогу культур, их сопоставлению, что проявляется в знаниях, умениях, навыках, моделях поведения в моноэтнической и полиэтнической среде»4. Глубокие знания об этнокультурной специфике региона позволяют педагогу ДОУ не только грамотно ориентироваться в этнокультурном образовательном пространстве, но и успешно формировать толерантные межличностные отношения дошкольников. Это определяет пристальное внимание к профессионально-квалификационному росту педагога и мероприятиям, направленным на повышение его этнокультурной компетентности. В частности, большое значение придается участию педагогов ДОУ в муниципальных, региональных и федеральных фестивалях, конкурсах, смотрах этнокультурного характера.

В процессе формирования этнокультурного (особенно поликультурного) образовательного пространства в ДОУ, по мнению Э. К. Сусловой, должен использоваться ряд средств: «общение с представителями разных национальностей; устное народное творчество; художественная литература; игра,

народная игрушка и национальная кукла; декоративно-прикладное искусство и живопись; музыка; этнические мини-музеи; национальная кухня»5. Другими словами, непременным условием формирования этнокультурной осведомленности дошкольника является процесс его приобщения к этнической культуре народов, проживающих на территории региона, через изучение национального быта, промыслов, праздников, одежды, что в свою очередь предполагает организацию специального предметно-развивающего и предметно-игрового пространства ДОУ.

Следует отметить, что оптимизировать процесс обучения дошкольников, повысить результативность усвоения материала при уменьшении временных затрат позволяет применение информационно-компьютерных технологий. В частности, М. В. Гандера считает, что использование мультимедийных презентаций на занятиях с детьми старшей группы наилучшим образом соответствует их психофизиологическим особенностям. «Презентации являются наиболее благоприятной формой проведения занятия-экскурса в историю. Такие занятия с использованием мультимедийных ресурсов гораздо сильнее воздействуют на механизмы восприятия ребенка, оставляют больше впечатлений, вследствие чего излагаемый материал, довольно сложный для восприятия и запоминания детьми данного возраста, усваивается ими легче и лучше, чем без использования мультимедийных технологий»6. Таким образом, использование мультимедийных презентаций, компьютерных игр, учебных фильмов этнокультурной направленности — одна из приоритетных задач этнокультурного образовательного пространства ДОУ.

Этнокультурный компонент может быть также реализован в дополнительных программах дошкольного образования. Использование таких программ стало возможным с развитием новых гибких форм образования дошкольников в творческих студиях, секциях, кружках и т. п., организуемых в дошкольном учреждении. В соответствии с п. 6 ст. 14 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение может реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги за рамками определяющих его статус основных образовательных программ. По мнению специалистов, «дети, занимающиеся в студиях, секциях, кружках, в дальнейшем хорошо учатся в школе, успешно продолжают обучение в системе дополнительного образования, художественных, музыкальных, спортивных школах. Детские оркестры, танцевальные и хоровые коллективы становятся постоянными участниками, лауреатами городских смотров-конкурсов, выставок, фестивалей детского творчества»7.

Современное дошкольное образование ориентируется на модель детского сада. Необходимой предпосылкой для становления системы этнокультурного образования ДОУ является использование ресурсных возможностей самого ДОУ и других учреждений и организаций, непосредственно занимающихся этнокультурным образованием. В частности, привлечение профильных специалистов (сотрудников вузов, ссузов, учреждений культуры и искусства) позволяет более качественно организовать работу творческих студий, кружков и студий.

Большую роль в формировании этнокультурной осведомленности дошкольников играет посещение музеев, художественных выставок, театральных постановок. Включение в образовательный процесс экскурсий, элементов театрализованного представления способствует повышению интереса детей к истории родного края, развитию их познавательной активности и любознательности.

Кроме того, необходимым и обязательным элементом формирования полноценного этнокультурного образовательного пространства является активное участие семьи в образовательном процессе. Семья как первый институт социализации оказывает влияние на формирование этнокультурной идентичности ребенка. Привлечение родителей к участию в проектно-исследовательской деятельности этнокультурной направленности (семейные проекты «Моя родословная», «Моя семья», выпуск семейных газет, выставки семейных коллекций, реликвий, совместные экскурсии) — один из наиболее эффективных способов формирования этнокультурной компетентности ребенка.

Таким образом, эффективное формирование этнокультурной идентичности детей в ДОУ зависит от педагогов, обладающих достаточном уровнем этнокультурной компетентности, материально-технического и методического обеспечения деятельности ДОУ, введения этнокультурного компонента в содержание образовательных программ, а также активного вовлечения родителей и других социальных партнеров в образовательный процесс этнокультурной направленности.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Статья опубликована при финансовой поддержке Минобрнауки РФ. Госзадание № 6.416.21 «Исследование проблем модернизации этнокультурного образования в региональном социуме».

2 Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. URL: http://www.gumer.info/ bibliotek_Buks/Psihol/stef/12.php (дата обращения: 03.05.2012).

3 Бабунова Е.С. Методика становления этнокультурной образованности детей предшкольного возраста // Начальная школа плюс До и После. 2009. № 8. С. 55—59.

4 Афанасьева А.Б. Совершенствование этнокультурного образования современных педагогов // Академ. вестн. ин-та образования взрослых Рос. акад. образования. 2008. № 4. С. 34.

5 Цит. по: Федорова С. Этнокультурная компетентность педагога. URL: http://dob.1september.ru/2002/20/14.htm (дата обращения: 03.05.2012).

6 Гандера М.В. Создание и использование мультимедийных презентаций на занятиях по ознакомлению с окружающим с детьми старшей группы детского сада // Материалы II Междунар. науч.-практ. конф., 20—21 февр. 2012 г. Пенза — Ереван — Шадринск: Науч.-издат. центр «Социосфера», 2012. С. 87.

7 Бахтина Л.Н. Модель организации дополнительных образовательных услуг в МДОУ ЦРР № 159. URL: http://nsportal.ru/detskii-sad/upravlenie- dou/model-organizatsii-dopolnitelnykh-obrazovatelnykh-uslug-v-mdou-tsrr-%E2%84%96-159 (дата обращения: 04.05.2012).

Поступила 10.10.12. 

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная