Ж. Пяртлас. Kergutamino в сетуской народной песне: практическая необходимость, обычай или композиционный прием?

Ж. Пяртлас

Kergiitamino в сетуской народной песне: практическая необходимость, обычай или композиционный прием?
 

Ж. Пяртлас, старший научный сотрудник Эстонской академии музыки и театра, кандидат искусствоведения (г. Таллин)

На юго-востоке Эстонии проживает маленькая этническая группа эстонцев — сету. Музыкальная традиция сету не только значительно отличается от музыки остальных эстонцев, но и весьма оригинальна в более широком масштабе. Наряду с сохранившимся архаическим многоголосием и редкими ладовыми структурами спецификой сетуской песни является особый исполнительский прием, который сами певцы называют kergutdmind.
Kergutdmino — нисходящая модуляция, которую несколько раз осуществляет запевала на протяжении песни и которой обычно предшествует постепенное повышение высоты строя. Xотя повышение строя — обычное явление в песенных традициях с интенсивной манерой звукоизвлечения, однако нисходящая модуляция как осознанный и регулярно используемый прием встречается редко (о таком приеме у мордвы пишет Н. Н. Гилярова1). Значение слова kergutdmino (от kergutdmd — облегчать) указывает на основную функцию этого приема — облегчать пение, когда преобладающее расположение звуков по высоте в музыкальном произведении (тесситура) становится слишком напряженным.

По утверждению Я. Сарва, использование kergutdmino может быть связано с содержанием текста и подчеркивать начало смысловых разделов песни2. Xотя такая возможность не исключается, анализ песен из репертуара сетуской певицы А. Вабарна, проведенный Л. Лаанеметс, не подтверждает этого наблюдения3.

Акустические исследования записей хора А. Вабарна выявили некоторые тенденции в изменении абсолютной высоты строя песни. Во-первых, повышение строя происходит особенно быстро после применения kergutdmino и затем замедляется. Во-вторых, запевала начинает каждую следующую строфу чуть ниже конца предыдущей (на слух это почти не воспринимается). В-третьих, повышение строя перед нисходящей модуляцией может быть небольшим и не требовать применения kergutdmino.

Создается впечатление, что kergutdmino — это старый обычай, который стараются соблюдать и тогда, когда для этого нет практической необходимости. Особенно это характерно для современных сетуских хоров, в пении которых повышение тесситуры не выражается так ярко, как прежде. Последнее, очевидно, связано с изменениями в манере пения, которая у большинства современных хоров менее интенсивна. Впрочем, современные хоры используют kergutdmino намного реже, чем это было принято раньше.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Гилярова Н.Н. Многоголосие как один из компонентов музыкального диалекта // Песенное многоголосие народов России: тез. докладов науч.-практ. конф. (Воронеж, 24—29 сент. 1989 г.). М., 1989. С. 34—36.

2 См.: Sarv J. Uheksa setu rahvalaulu // Soomeugri rahvaste muusikaparandist. Tallin, 1977. S. 68—103.

3 См.: Laanemets L. Setu lauliku Anne Vabarna viisirepertuaarist ERA helisalvestiste pohjal. Magistritoo. Tallin: Eesti muusika ja teatriakadeemia, 2007. 

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная