Н. В. Ивашкина. Организационные формы взаимодействия государственных и общественных институтов по формированию и развитию этнокультурного образования в регионе

Н. В. ИВАШКИНА

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ИНСТИТУТОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ И РАЗВИТИЮ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕГИОНЕ1

ИВАШКИНА Наталия Владимировна, заведующая сектором региональных систем образования НИИ регионологии Национального исследовательского Мордовского государственного университета.

Ключевые слова: этнокультурное образование, организационные формы, общественные организации, взаимодействие, развитие образования Key words: ethno-cultural education, organisational forms, public organisations, interaction, education development

Уровень развития государственных и общественных институтов Республики Мордовия по сохранению и развитию национальных культур позволяет объединять и консолидировать финно-угорскую общественность. В регионе наметилось несколько направлений взаимодействия государственных и общественных институтов в области развития этнокультурного образования. Опыт работы органов управления образованием и образовательных учреждений, считающих своей основной миссией этнокультурное развитие, позволяет рассматривать республику в качестве модели взаимодействия культур разных народов.

Образовательные учреждения сотрудничают с общественными организациями республики, деятельность которых направлена на объединение и консолидацию финно-угорской общественности. Работой по сохранению и развитию финно-угорских языков, традиций занимается общероссийское общественное движение «Ассоциация финно-угорских народов Российской Федерации». Основная его деятельность — согласование мероприятий, намеченных различными министерствами и ведомствами финно-угорских регионов РФ, по сохранению и развитию финно-угорской культуры, языка и традиций. В Мордовии активно работает региональное отделение общероссийской общественной организации «Ассамблея народов России». В 2007 г. создана некоммерческая ассоциация «Поволжский центр культур финно-угорских народов» (далее — Поволжский центр), которая ведет многопрофильную работу по развитию образования, науки, языков, национальных традиций финно-угорских народов, а также по укреплению дружбы между народами России, международному сотрудничеству в сфере сохранения и развития культур финно-угорских народов.

Организационные формы взаимодействия государственных и общественных институтов по формированию и развитию этнокультурного образования в республике — проведение научно-практических конференций, создание общественных органов при муниципальных общеобразовательных учреждениях, реализация научно-образовательных проектов совместно с ведущими вузами региона, реализация этнокультурных и образовательных проектов совместно с органами государственной власти республики. Так, в республике проводится ежегодная Всероссийская научно-практическая конференция «Этнокультурное образование: опыт и перспективы». Цель конференции — обсуждение актуальных вопросов охранения единства образовательного пространства в полиэтничной России, создания условий для развития родных языков и культур, удовлетворения этнокультурных образовательных потребностей.

Формой создания общественных органов при муниципальных общеобразовательных учреждениях является работающий на базе МОУ «Гимназия № 19» г. Саранска «Республиканский межшкольный центр национальных культур» (далее — Межшкольный центр), в состав которого входят учителя и учащиеся школ Мордовии, представители общественности. Основная его цель — «интеграция педагогических, интеллектуальных, материально-технических и информационных возможностей образовательных учреждений для повышения эффективности воспитания личности созидательного и творческого типа с ориентацией на ценности национальных культур в системе гуманитарного и гуманистического мировосприятия»2. Главные направления деятельности Межшкольного центра — поддержка общественных инициатив этнокультурного образования (подготовка и проведение научно-практических конференций, презентация научно-методической и учебной литературы, организация и проведение этнографических, эколого-туристических экскурсий, походов, экспедиций); реализация программ дополнительного образования; помощь по сохранению и восстановлению школьных музеев, входящих в Межшкольный центр; участие в организации и проведении социологических исследований по изучению этнокультурных процессов3.

Межшкольный центр совместно с Мордовским республиканским институтом образования координирует деятельность сельских национальных школ, а также школ, развивающих этнокультурный компонент образования, и осуществляет взаимодействие образовательной сети по этому направлению.

В рамках Поволжского центра создан Межрегиональный научный центр финно-угроведения, являющийся структурным подразделением Национального исследовательского Мордовского государственного университета и проводящий исследования лингвистических, литературоведческих, исторических, этнографических и других проблем финно-угорских народов. Он консультирует ученых, преподавателей и руководство университета, а также организует мероприятия по обмену опытом и научной информацией (конференции, семинары, симпозиумы, круглые столы и др.).

Министерство по национальной политике Республики Мордовия совместно с исполкомом Межрегионального совета общественного движения мордовского (мокшанского и эрзянского) народа, Поволжским центром проводит с руководителями мордовских национально-культурных автономий, объединений, центров семинары-совещания, посвященные исследованию национально-культурного, интеллектуального потенциала мордовского населения субъектов РФ в научно-образовательных и культурно-просветительских учреждениях Мордовии.

По согласованию с Министерством образования Республики Мордовия проводится мониторинг преподавания мордовских языков в школах республики и за ее пределами, который выявляет ряд проблем в этой области. В связи с этим Поволжский центр инициировал подготовку комплектов учебно-методического материала, наглядных пособий для кабинетов родного языка и литературы. Были изданы национальные календари, выпущены диски с национальной музыкой, плакат «Финно-угорское древо». С помощью Министерства культуры Республики Мордовия впервые выпущен диск «Караоке по-мордовски». Организован и проведен республиканский конкурс сочинений и творческих работ по краеведению и родному языку среди учащихся школ.

В республике появляются различные организационные формы взаимодействия государственных и общественных институтов по формированию и развитию этнокультурного образования. Это взаимодействие не имеет системного характера. Наблюдается разобщенность в деятельности общественных институтов, органов государственной власти, образовательных учреждений. Так, слабо взаимодействуют в этом направлении вузы и общеобразовательные школы. Пассивное участие принимают общественные институты в этнокультурной деятельности образовательных учреждений, особенно дошкольного и общего образования. Следовательно, перспективы развития этнокультурного образования связаны с созданием оптимальной организационной модели взаимодействия различных ее субъектов. Принципами ее создания должны стать согласованность действий, единство целей и задач, академическая интеграция.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Статья опубликована при финансовой поддержке Минобрнауки РФ. Госзадание № 6.416.21 «Исследование проблем модернизации этнокультурного образования в региональном социуме».

2 Акимова З.И. Республиканский межшкольный центр национальных культур как фактор формирования межэтнических отношений и межкультурного сотрудничества // Регионология. 2012. № 2. С. 163.

3 См.: Российское образование: Республика Мордовия (этнокультурное образование) // Библиотечка журн. «Вестник образования России». 2008. № 8. С. 64.

Поступила 17.10.12. 

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная