М. Ю. Грыжанкова. Ценностные ориентации и проблема культурной идентичности
М. Ю. Грыжанкова
Ценностные ориентации и проблема культурной идентичности
М. Ю. Грыжанкова, профессор кафедры философии для гуманитарных специальностей Национального исследовательского Мордовского государственного университета, доктор философских наук
В условиях постепенного преодоления Россией духовной и нравственной опустошенности становится очевидным, что концепция, не утверждающая за человеком никаких нравственных констант, лишает его бытие абсолютного нравственного смысла. Без присутствия в жизни высшего и священного начала человеческое существование становится унижением и пошлостью. Проблема культурной идентичности актуальна в российской и зарубежной гуманитарной науке. Суть культурной идентичности заключается в осознанном принятии человеком соответствующих культурных норм и образцов поведения, ценностных ориентаций, а также в понимании своего «я» с позиций тех культурных характеристик, которые приняты в обществе, в самоотождествлении себя с культурными образцами именно этого общества1.
Духовная культура вплетена в систему деятельности как ценностно-ориентированное знание. Поставленные разумом личностные цели, а также достигнутые результаты ценностно значимы. Поэтому содержательное определение духовной культуры включает в первую очередь ценностное отношение к целям, средствам и результатам деятельности. Ценностные измерения являются важнейшей предпосылкой выявления значимости ценностных ориентаций в системе духовной культуры общества. Поэтому соотношение понятий «культура» и «ценность» стало устойчивой традицией, поскольку ценностные измерения выражают сущность ценностных ориентаций. Следует учитывать, какой именно аспект при этом выявляется. Оптимально рассматривать ценностные ориентации личности с конкретно-исторических событий, обеспечивая сравнение реальных исторических явлений. Причем в основе такого исторического сопоставления лежат социальные, национальные и общечеловеческие интересы. Именно в сфере духовной культуры с позиций культурно-исторического подхода обнаруживается в полной мере «историческая» природа ценностей и оценок.
Ценностные ориентации выступают в качестве значимого компонента регуляции ценностно-познавательных ориента-ций, поддерживающих специфическую определенность и относительную устойчивость культурно-исторического типа и поведения личности. При этом заметим, что мир ценностей не является системой изначально заданных, вечных идеалов и норм, хотя и содержит в себе общечеловеческое, абсолютное начало.
Печально, что современная культура перестала быть формой общественного и национального самосознания, памяти. Идеи культуры или верования2 призваны помочь человеку в его мировоззренческой ориентации, в создании идеального образа преображенной реальности. Псевдоидеи отчуждают реальность, формируют ложные мотивации, порождая вир-туализованную антикультуру, своего рода духовную подмену — симулякр.
Важнейшей мировоззренческой доминантой культуры являются ценности, утверждающие область положительно значимого и выступающие в качестве экзистенциальных ориентиров для человеческой мысли и воли. Система ценностей обозначает то, что переживается как священное. Она указывает человеку на смысл и цель его существования, полагая сферу должного в противовес наличной фактичности. Первой (возможно, единственной) программой радикальной переоценки ценностей стало христианство. Все последующие проекты такой переоценки представляют собой попытки повторить (или воспроизвести) этот изначальный образец. Приверженность православной системе ценностей составила основание историко-культурного феномена «русскости» и предопределила уникальность Руси в семье других народов. Основой христианской аксиологии выступает идеал богоупо-добления. Понятие религиозности И. А. Ильин определял как стремление к совершенству. Утрата христианской православной ценностной ориентации оказалась разрушительной и для личности, переставшей сознавать смысл существования, и для общества, ввергаемого в состояние хаоса.
В последние десятилетия в результате стремительного размывания духовных составляющих проблема культурной идентичности приобрела исключительную актуальность. Процессы дезинтеграции, индивидуализации общества, приводящие к неопределенности, неуверенности в завтрашнем дне, связываются с утратой целостных представлений об обществе и путях его развития. Отказ от общественных идеалов, идейных концепций в политической и общественной жизни не приводит к их исчезновению, а отсутствие продуманных и осознанных взглядов нередко подменяется готовыми представлениями и приводит к заполнению идеологического вакуума идеями, часто радикально-революционными, дестабилизирующими общество. Как показала история, прямой перенос существующих моделей (без учета специфики культурно-исторического развития) ведет часто к негативному результату.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 См.: Воронина Н.И. Города и люди: культурная идентичность. Саранск, 2008. С. 6.
2 См.: Ортега-и-Гассет X. Идеи и верования // Эстетика. Философия культуры. М.: Искусство, 1991. С. 464—465.
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная