О. В. Жесткова. Национальная история и ее воплощение во французской большой опере
О. В. Жесткова
Национальная история и ее воплощение во французской большой опере
О. В. Жесткова, доцент кафедры истории музыки Казанской государственной консерватории им. Н. Г. Жиганова, кандидат искусствоведения
Многие из опер, которые предназначались для Королевской академии музыки в Париже в течение нескольких лет до и после Июльской революции, создавались на сюжет, основанный на социально-переломных событиях средневековой истории эпохи Возрождения. Романтическое искусство Франции проявило увлеченность кризисными моментами, когда были актуальны вопросы статуса нации. Такую увлеченность следует контекстуализировать с точки зрения европейского национализма и романтического историзма.
Проблема государственности получила наиболее наглядное воплощение в текстах либретто больших французских опер. Первым образцом этого жанра стала опера «Немая из Портичи» (1828) на либретто Э. Скриба и музыку Ф. Обе-ра. В основе сюжета лежит восстание неаполитанцев под предводительством рыбака Мазаньелло против испанских угнетателей, произошедшее в 1647 г. С этой оперы тема национальной трагедии становится основополагающей для большой оперы.
Исторически переломный момент отражен в опере «Вильгельм Телль» (1829) Дж. Россини (либретто Э. Жуи и И. Би) по мотивам одноименной пьесы Шиллера, где повествуется о рождении Швейцарии как нации в XIII в. Как и в «Немой из Портичи», здесь изображен бунт угнетенного народа против диктата иностранных правителей. Любви австрийки Матильды и швейцарца Арнольда препятствует национальный конфликт. Личное и политическое — не только параллельные сюжеты, которые переплетаются в драматической дилемме любви и долга, но и стремление героев достичь национальной самоидентификации.
Сотрудничество Скриба и Обера продолжилось в опере «Густав III» (1833). В либретто абсолютно точно указаны место (Стокгольм) и время действия (15 и 16 марта 1792 г.). Авторы снова прибегают к сюжетному взаимообогащению любовной линии (между королем-композитором Густавом и Амелией, женой его лучшего друга Анкарстрема) политическим заговором против короля. Хотя король и отказывается от грешных помыслов, предсказание мадам Арвидсон исполняется, когда Анкарстрем стреляет в него.
Проблема национальных, а также религиозных различий усиливается в либретто, которое Скриб написал для «Жидовки» (1835) Ф. Галеви. Действие происходит в Швейцарии во время Констанцского собора в 1414 г. и сосредоточено на трагической любви христианина Леопольда, который из-за ненависти еврея Элеазара к христианам выдает себя за иудея, для того чтобы видеться с его дочерью Рахиль. Жертвенная смерть невинной Рахиль является следствием религиозной и национальной нетерпимости.
Проблеме угрозы национальной безопасности французского государства посвящена одна из ярчайших больших опер — «Гугеноты» (1836) на либретто Э. Скриба и музыку Дж. Мейербера. Сюжет произведения выстраивается вокруг массового убийства католиками гугенотов в Париже в Варфоломеевскую ночь 24 августа в 1572 г. и возвращается к теме сосуществования врагов, которые различаются не только по этническим, но и по религиозным признакам.
Таким образом, в приведенных примерах большая опера опирается на национальную историю, вдыхая жизнь в прошлое нации на разных художественных уров
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная