В. А. Писачкин. Связь состояний, пространства и времени науки
В. А. Писачкин
Связь состояний, пространства и времени науки
В. А. Писачкин, заведующий кафедрой методологии науки и прикладной социологии Мордовского государственного университета, д. с. н., профессор
В 2009 г. исполняется 100 лет выходу в свет работы «Материализм и эмпириокритицизм». Ее автором является В. И. Ульянов-Ленин, о котором говорили раньше и продолжают говорить сегодня. Он родился в 1870 г. в г. Симбирске (сегодня Ульяновск, названный в советское время в его честь). Однако не ностальгия по тому времени собрала нас вместе, а желание в некоторой ритмике и циклике событий поговорить о многих проблемах развития современной науки и культуры с учетом того опыта и тех ценностей, которые составляют каркас достижений и потерь.
Приглашенные на эту встречу люди, известные не только в местном, межрегиональном, но и в более значительном масштабе, представляют собой определенный «срез» научной общественности, символизирующий связь поколений. Главный урок, который мы извлекаем из событий и практики истекшего века связан с пониманием необходимости профессионального владения коммуникацией особого рода. Это коммуникация комплиментарности. В позиции коплиментарности достигается взаи модействие, базирующееся на различиях партнеров, дополняю щих друг друга.
В январе 1979 г. в г. Саранске также состоялась конференция по поводу 70-летия этой работы. Одним из инициаторов встречи был В. И. Кемкин, ему принадлежит авторство в определении философского и научного статуса категории «состояние». Но «пионером» в разработке философской категории «состояние» на мордовской земле был В. И. Демидов. Продолжателями этой традиции стали Б. Ф. Кевбрин, Ф. А. Айзятов, ныне доктора философских наук. Хочу отметить, пользуясь терминологией В. И. Кемкина, важность фиксации «связи состояний» для науки, культуры, социального и духовного развития, которая необходима не только с точки зрения предотвращения неожиданных сюрпризов и угроз, с позиции здравого смысла, но и в контексте социального благополучия и комфорта, если уместно такое суждение вообще.
Философское кредо В. И. Кемкина, во-первых, — системный подход в научном познании, во-вторых, — диалектика развития как процесс в различных системах (неорганической, органической и социальной организации), а также синергетика. Сфера научных и методологических изысканий — структуризация процесса развития и изменения систем посредством введения в методологический обиход категории «состояние» в качестве ее инвариантов «переходных состояний» и выявлении тенденций развития посредством «связи состояний».
Особый интерес и успех в научном поиске связан с попыткой дешифровки процесса «устойчивого развития». К сожалению, это научный поиск, не завершенный В. И. Кемки-ным, но давший «школу» его ученикам и последователям.
Методологические идеи В. И. Кемкина во многом заимствованы из работ В. И. Ленина «Материализм и эмпириокритицизм», «Философские тетради» и др. Эти идеи во многом полезны и для современного этапа развития социальных наук, для которых исключительно актуальным становится создание базовых теорий. В познании общественных явлений огромное значение имеет выяс нение внутренних и внешних связей, взаимодействий исследуемой со циальной системы, условий ее функционирования и развития. Наиболее полный охват этих связей, учет своеобразия конкретных условий — важ нейшее требование методологии социального познания.
Очевидно, следует разобраться, надо ли делать попытки современного прочтения работы «Материализм и эмпириокритицизм», кроме как в историческом контексте? Уместно ли акцентировать внимание на идеологических и полемических доминантах работы при полном игнорировании определенных эпистемологических и методологических приращений в истории и философии науки, достигнутых в этой работе.
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная