А. А. Гагаев. Аналогия критики эмпириокритицизма В. И. Лениным и постмодернизма А. Сокалом и Ж. Брикмоном

А. А. Гагаев

Аналогия критики эмпириокритицизма В. И. Лениным и постмодернизма А. Сокалом и Ж. Брикмоном

А. А. Гагаев, заведующий кафедрой гуманитарных дисциплин Рузаевского института машиностроения, д. ф. н., профессор

Философию В. И. Ленина изображают как лжефилософию, пустоту и т. п. Но кто изображает? Прежде всего, постмодернисты — действительно псевдофилософы, отождествляющие электроны и фотоны, полагающие, что число 7 Евклида и сила притяжения G Ньютона изменяются в зависимости от нашей субъективности и истории, а пространство войны есть неевклидово пространство, что возраст человека — это фрактал, что из теоремы К. Ге-деля вытекает необходимость управления этнокультурным обществом из внешних западно-европейских основ и т. п. Но философия В. И. Ленина — классический философский реализм, вытекающий из философий Платона, Аристотеля, Ф. Бэкона, Дж. Локка, Т. Гоббса, Р. Декарта, Б. Спинозы, Г. Лейбница, Г. Ф. В. Гегеля, И. Канта, И. Фихте, Ф. Шеллинга, Б. Паскаля, т. е. из классической традиции философии и присущей ей теории классической абсолютной и относительной истины.

Философский реализм В. И. Ленина основан на аксиомах: реальности, независимой от сознания; классической теории абсолютной и относительной истины Платона и Аристотеля и форм ее модификаций; оптимизации аподиктической и вероятностной формы истины; объективной законосообразности природы и общества, Вселенной; исследования природы в целом и по частям; исследования природы логически и математико-физически; способности языка адекватно и по истине отражать и моделировать мир; универсальности, всеобщности, необходимости, общезначимости и культурно-типичности, антиномичности, лично-значимости, системности и уникальности суждений; конструировании истины в морали; истины в эстетике и искусстве; истины в религии (учение Христа, но не учение РПЦ, католичества и протестантизма); идеи перфекции этносов; истины в этнокультурной модели воспитания и образования.

Именно эти идеи утверждают А. Сокал и Ж. Брикмон, осуществляя критику так называемой «освободительной философии науки» Ж. Лакана, Ю. Кристевой, Т. Куна, К. Поппера, П. Фейерабенда, И. Лакатоса, Ф. Куина, У. Ку-айна, Л. Иригарей, Б. Латура, Ж. Бодрийяра, Ж. Делеза, Ф. Гваттариа, П. Вирилио за их псевдонаучность, солипсизм, безбрежный субъективизм и релятивизм познания.

В. И. Ленин писал, что «точка зрения жизни, практики должна быть первой и основной точкой зрения теории познания. И она приводит неизбежно к материализму, отбрасывая с порога бесконечные измышления профессорской схоластики. Конечно, при этом не надо забывать, что критерий практики никогда не может по самой сути дела подтвердить или опровергнуть полностью какого бы то ни было человеческого представления. Этот критерий тоже настолько „неопределенен”, чтобы не позволять знаниям человека превратиться в „абсолют”, и в то же время настолько определенен, чтобы вести беспощадную борьбу со всеми разновидностями идеализма и агностицизма. Если то, что подтверждает наша практика, есть единственная, последняя, объективная истина, — то отсюда вытекает признание единственного к этой истине пути науки, стоящей на материалистической точке зрения».

Как в начале XX в., так и сейчас, на рубеже ХХI в., развертывается кризис философии, математики, естественных, технических наук и гуманитарных наук, искусства, религии, социальности, этносов и рас.

«Но в том-то и беда Дюгема, Сталло, Маха, Пуанкаре, что двери, открытой диалектическим материализмом, они не видят. Не умея дать правильной формулировки релятивизма, они катятся от него к идеализму. «Закон физики, собственно говоря, не истинен и не ложен, а приблизителен», — пишет Дюгем. В этом и есть уже начало фальши, начало стирания грани между теорией науки, приблизительно отражающей объект, т. е. приближающейся к объективной истине, и теорией произвольной, фантастической, чисто условной, например, теорией религии или теорией шахматной игры.

В сущности, что такое работа А. Сокала и Ж. Брикмона? Это новое издание работы В. И. Ленина «Материализм и эмпириокритицизм», но на новом материале. Суть работы та же — критика гносеологического релятивизма, радикального скептицизма, абсолютизации математической физики, светского мистицизма, разрыва эмпирической и теоретической составляющей научного метода, обоснование философского реализма, научного реализма, общих и особенных методологий познания в математике, философии, естественных науках, технико-технологическом знании, искусстве, религии, обоснование прав свободного разума на критику деятельности, прежде всего критику собственности, власти, церкви и веры, обоснование тезиса недопустимости отказа от критики реальности. У В. И. Ленина представлено глубже обоснование классической теории истины применительно к научным регионам. Сущность современного кризиса науки (математики, естествознания, технического и гуманитарного знания, педагогики) составляет деградация теории истины и отказ от нее, заменяемой различными инструментальными концепциями истины: интерпретацией, конвенционализмом, прагматизмом, консенсуонализмом, редукционизмом. Это ведет к деградации науки и росту заблуждения человечества.

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная