В. В. Ильин. Философская рефлексия В. И. Ленина

В. В. Ильин

Философская рефлексия В. И. Ленина

В. В. Ильин, профессор кафедры философии Института повышения квалификации Московского государственного университета, д. ф. н.

Великие заблуждались глубже. Мы — карлики на плечах гигантов и многое знаем лучше. Мы располагаем отстоявшимся в мысли утверждением, которое, по Гегелю, познается позже как в жизни, так и в науке; опровергать легче, чем давать оправдание. Отсюда наши размышления «по поводу» будут вынуждены принимать в расчет влияние позднейших духовных и культурных движений, расставивших соответственные акценты.

Бывшее модным становится скучным. Скучно ввиду дирек-тивности с просматриваемой периодичностью озадачиваться ритуальным. В недавнее (советское) время «Материализм и эмпириокритицизм» едва не делался грамматическим тренажером, на коем обрабатывалась «чистота рядов», ковалось сознание верноподданичества.

Между тем задача философии — отнюдь не политическое разоблачительство. Философия — синоним великого «теоретического героизма», нацеливающего на высокое, глубокое. Филофское дело — духоподземное, поглощенное заботой об «урожае и жатве», а не о том, чтобы сосед на каком-то поле сеял и жал «как требуется».

Способ заявления философских идей исключает «публицистичность». Философские проблемы все-таки решаются, а не устраняются (тем более политически). Оптовая идейная социология в философии не проходит. Философия — товар штучный, вырабатываемый при участии натур деликатных, склонных к терпимости, обязывающей постигать позиции контрагентов. Философская полемика не связана с выкапыванием многозначительной пропасти между адептами каких-то взглядов, пропасти, которая может стать предпосылкой гражданских репрессий.

Источником роковой ошибки является выстраивание парадигматического ряда, позволяющего проводить идеологизацию и партизацию философии. Существовать — значит самоопределяться через отличия, а не консулизироваться в суррогатной непримиримой среде. Нет пользы от философии, если она не изгоняет болезни души, т. е. лечит, а не калечит аргументами (в перспективе акциями), сдобренными зубодробительством. Сказанное в полной мере затрагивает характер динамики философии. Не партийная дисциплина, а поисковая свобода — залог исполнения философией искомой исторической, промыслительной миссии.

В конце концов, как снимать изъяснения о неведомом, несказанном, трансцендентном? Вещь известна настолько, насколько освоена. Именно это и акцентуировал впоследствии второй позитивизм, ратуя за операционализм в методологии. Естественно, о проблемах и вариантах их решения спорить должно, при этом, однако, не выставляя оппонентов членами «дурных сообществ», развращающих «добрые нравы».

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная