О. А. Ермолаева. Современное общественное сознание России на государственном и региональном уровнях

О. А. ЕРМОЛАЕВА

СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ РОССИИ НА ГОСУДАРСТВЕННОМ И РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЯХ

ЕРМОЛАЕВА Ольга Александровна, аспирант кафедры философии для естественно-научных и инженерных специальностей Мордовского государственного университета.

В современной социальной философии общественное сознание представляется как сложная система обыденного (повседневного) и теоретического (научного) уровня. Выделяются также четыре сферы: общественная психология, общественная идеология, научное знание и профессиональное мастерство. Еще в середине XIX в. в марксистской философии сформулировалась традиция (перешедшая в отечественную философию) выделять основные формы: политическое сознание, правовое, моральное, религиозное, философское и эстетическое. С конца ХХ в. активно обсуждается вопрос о формировании новых форм, что обусловлено усложнением социальной системы: экономическое, экологическое, медицинское, педагогическое, историческое и другое сознание1.

В зависимости от исторической эпохи на первый план выдвигалась та или иная форма. Так, в Античности первостепенное значение приобрела философия, в Средневековье — религия, в эпоху Возрождения — эстетика и творчество в материально-чувственной сфере. В период «двухполюсного мира» в ХХ в. и непримиримой идеологической борьбы двух общественных систем особую роль (как на Западе, так и на Востоке) играло политическое сознание. Особенно ярко это выражалось в военно-политических доктринах Организации Варшавского договора и НАТО.

На рубеже XX—XXI вв. выдвигается точка зрения о перманентной ведущей роли морального сознания, которое исторически является наиболее древним и влияет на другие формы. В этом контексте политика и право могут
быть моральными (служить прогрессивным гуманистическим целям и осуществляться в интересах большинства людей) или аморальными (отражать корыстные интересы узкой группы коррумпированных лиц, захвативших власть)2.

Мы являемся свидетелями уникального феномена отечественной и мировой истории — процесса двойной смены парадигм общественного сознания: отход от партийно-классового подхода во внутренней политике страны и ориентация на общечеловеческие гуманистические ценности (основные витальные, гражданские, политико-правовые и т. п.); признание приоритета высших интегративных ценностей человечества на международной арене (вместо классовых, партийных, государственных, религиозных, национальных или элитарно-групповых). К ним можно отнести эволюционное единство космического мира, природы и человечества; целостность существования и развития современного общества; признание человека главным критерием и целью исторического прогресса; равноправные партнерские отношения в экономической сфере; принцип субсидиарности в политике3.

Следует отметить, что сама возможность периодических скачкообразных изменений в структурах человеческого сознания (смены его парадигм) была научно обоснована К. Гюнцлем. Он выделил закономерные этапы этого процесса: новое время (назревание объективных условий для качественных перемен); новое ценностное мышление (осознание необходимости этих перемен передовыми мыслителями, идеологами); новое общественное сознание (принятие массовым сознанием ценностных установок на перемены); новый этап интеграционного развития общества (сознательно проводимые преобразования, реформы)4. Каждый этап сопровождается возникновением кризисных ситуаций, вызванных конкурентной борьбой разных социальных структур за место и ранг в более сложном системном единстве.

Эта концепция находит свое подтверждение в современном российском обществе. На национально-государственном (федеральном) уровне осознана необходимость перемен, декларированы новые ценностные ориентиры. Однако на региональных уровнях наблюдаются значительные противоречия в их понимании и реализации.

В сфере политического сознания кризис переходного этапа проявляется прежде всего в отсутствии национальной идеи. В соответствии со ст. 13 Конституции РФ «никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной»5. Это означает, что в общественное сознание не должны насильно внедряться какие-либо догмы, принятые в качестве «единственно верных и правильных» на все времена.

Однако ошибкой было бы считать, что для современной России вообще не нужна никакая идеология. Национально-государственные идеологии имеются во всех развитых странах. Они будут существовать пока существуют государства. Национальные идеи выступают в качестве кратких аксиологических эталонов (понятных народу ценностных ориентиров, лозунгов, призывов), выражающих сущностные черты таких идеологий и действующих на определенном историческом этапе.

Теоретически мыслящими представителями нации (политологами, социальными философами, социологами, писателями-публицистами) осуществляется активный поиск «факторов объединения»6 для групп населения с различными социальными и мировоззренческими характеристиками, оформляется новое научное направление — социология идеологии7. Однако конституирование новой общенациональной идеи в современном российском обществе связано с огромными трудностями. Это обусловлено гетерогенностью социума, разнонаправленной ориентацией ведущих политических сил. В данной ситуации крайне сложно выразить в лаконичной форме «матричную формулу» общенациональной идеи. Если в XIX в. сформулированная министром народного просвещения С. С. Уваровым тройственная формула «Православие, самодержавие, народность!» более или менее верно отражала основные ментальные особенности населения России и соответствовала реалиям своего времени, то сейчас многие популистские лозунги не сочетаются с действительностью и подвергаются вполне обоснованной критике.

В этом отношении весьма показателен опыт Республики Мордовия. Выдвинутый в середине 90-х гг. ХХ в. лозунг «Согласие, порядок, созидание!» способствовал оформлению внятной политики региона и был направлен на консолидацию различных социальных сил. Но несмотря на многие положительные моменты, этот призыв рассчитан на короткий переходный период.

В настоящее время на состояние правосознания российского социума наибольшее влияние оказывает внутригосударственный интеграционный процесс. Прежде всего, он связан с постепенным преодолением регионального сепаратизма. С прекращением существования СССР резко усилились центробежные тенденции, федерация оказалась на грани распада. Ряд национальных республик (Татарстан, Якутия, Коми и др.) объявили себя «государствами в государстве» со всеми атрибутами международной правосубъектности. Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 г., закрепила равный правовой статус всех субъектов Федерации. Но конституции и уставы регионов по многим пунктам противоречили основному закону страны.

На современном этапе еще существуют отдельные несоответствия между региональным и федеральным законодательством. Однако сам факт преобладания центростремительных тенденций над центробежными очевиден. «Единое государство — сильное государство» — такое понимание изначально присуще российской ментальности. Возможно, что именно благодаря такому лозунгу, частично заменившему национальную идею, партия «Единая Россия» одержала весомую победу на парламентских выборах.

Характеризуя экономическое сознание россиян, следует особо отметить влияние на него региональных условий. Разница в уровне жизни населения по линии «центр — периферия» зачастую является многократной. Пока не наблюдается никаких существенных признаков выравнивания ситуации. По-прежнему 70—80 % наличных финансовых средств сосредоточено в столице, а весь стабилизационный фонд страны (сотни миллиардов долларов) — за границей.

Поэтому, согласно многочисленным социологическим ис-следованиям8, в экономическом сознании населения многих регионов проявляется настроение недовольства, вызванное отсутствием работы, низкой заработной платой, плохим медицинским обслуживанием, невозможностью приобрести жилье (ипотека для 90 % населения далеко не доступна) и т. д. В результате постоянно растет стремление выпускников вузов покинуть свой регион (чаще всего возникает желание уехать в Москву или за границу).

С целью выявления некоторых аспектов региональной специфики экономического сознания нами было проведено пробное (пилотное) социологическое исследование (100 респондентов) методом анкетного опроса. Объектом было избрано население Республики Мордовия. На основе компаративного метода (сопоставления регионов) были выявлены существенные отличия в экономическом сознании, характерные для населения республики: более низкие запросы на материальное благосостояние (троекратная разница); значительное стремление молодежи к самостоятельной предпринимательской деятельности (до 60 %); негативное отношение к «либеральной модели» экономики (ее поддерживают менее 6 %, большинство выступает за усиление регулятивной роли государства)9.

Необходимо отметить, что в дальнейшем для успешного проведения реформ в стране потребуется более детальное изучение региональных особенностей современных форм общественного сознания.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Барг М. А. Эпохи и идеи. Становление историзма. М., 1987; Си-воконь П. Е., Самойлов Л. Н., Лямин В. С., Гирусов Э. В. Графические средства в курсе марксистско-ленинской философии. М., 1978; Фофанов В. П. Экономические отношения и экономическое сознание. Новосибирск, 1979.

2  Фролов Д. Е. Проблема формирования новой системы социальных ценностей // Нравственная культура народов России: традиции и современность: Сб. ст. Саранск, 2001. С. 62—66.

3 См.: Фролов Д. Е. Иерархия социальных ценностей и смена парадигмы ценностного мышления // Космизм и новое мышление на Западе и Востоке: Материалы междунар. науч. конф. СПб., 1999. С. 131—136.

4 См.: Гюнцль К. Новое время — новое мышление — новое сознание // Вестн. Мордов. ун-та. 1993. ¹ 4. С. 9—14.

5 Конституция Российской Федерации. М., 2000 г. С. 7.

6 Кузнецова А. В. Патриотическая идея в российском обществе: генезис, состояние, тенденции. М., 2004. С. 51.

7 См.: Кузнецов В. Н. Идеология: Социологический аспект: Учебник. М., 2005; Кузнецов В. Н. Российская идеология 21: опыт социологического исследования российской идеологии 21 века. М., 2004.

8 Электрон. ресурсы [режимы доступа: http://wciom.ru; http://fom.ru; http://levada.ru];

9 Ермолаева О. А. Региональный аспект современного экономического сознания социума // XXXIV Огаревские чтения: Материалы науч. конф.: В 2 ч. Ч. 1. Гуманитарные науки / Сост. О. И. Скотников; отв. за вып. В. Д. Черкасов. Саранск, 2006. С. 29.

Поступила 15.01.08.

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная