А. Н. Пескова. Изменение статусных позиций в сфере трудовой деятельности региона
А. Н. ПЕСКОВА
ИЗМЕНЕНИЕ СТАТУСНЫХ ПОЗИЦИЙ В СФЕРЕ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНА
ПЕСКОВА Анастасия Николаевна, заместитель директора по научной работе Саранского колледжа электроники, экономики и права.
Проблемы труда и трудовой деятельности являются ключевыми в социально-экономическом развитии любого общества. Комплексный характер общественного развития обусловливает междисциплинарный характер исследования трудовой сферы на стыке различных отраслей знания о труде: философии, политэкономии, социологии, акмеологии, психологии, менеджмента и др. При этом труд представляет собой самый важный фактор производства, для анализа которого требуется использование особых методологических подходов. Это объясняется тем, что человеческие ресурсы, понимаемые не только как фактор экономического развития (трудовые ресурсы), но и как его цель, занимают центральное место в структуре производительных сил общества во всех высокоразвитых странах мира.
Человек как существо биосоциальное в процессе труда неизбежно вступает во взаимодей ствие не только с природой, но и с другими людьми. Его поведение носит социальный характер. Социальное поведение — производный компонент социальной среды, который преломляется в субъективных характеристиках и поведении лиц, а также результат субъективной детерминации человеческой активности. В этом смысле социальное поведение можно понимать как процесс целенаправленной активности в соответствии со значимыми интересами и потребностями чело века. Оно, с одной стороны, есть сложная система адаптации личности к разнообразным условиям, способ функционирования в системе конкретного социума, с другой — активная форма преоб разования и изменения социальной среды в соответствии с объективными возможностями, кото рые человек проектирует и открывает для себя, сообразуясь с собственными представлениями, ценностями и идеалами.
В теоретическом и практическом аспектах весьма важно различать, с одной стороны, труд и досуг (деятель ность в рамках увлечения, хобби), с другой — труд и работу по самообеспечению; труд, связанный с материальным и нематериальным (духовным) производством. В целом понимание труда как важнейшей общенаучной категории в социальной философии, общей социо логической теории, социологии труда и экономической социологии, экономической теории и экономике труда не только не противоречит друг другу, но и способствует обогащению этих наук.
Стремительное развитие и распространение новых инфор-мационно-телекоммуникацион ных технологий несет с собой кардинальные изменения не только в информационной, но и в трудовой сфере на глобальном уровне. Их революционное воздействие касается государствен ных структур и институтов гражданского общества, экономической и социальной сфер, науки и образования, культуры и образа жизни людей. Как подчеркивается в Окинавской Хартии гло бального информационного общества1, информационно-телекоммуникационные технологии становятся важным сти мулом развития мировой экономики. Они являются одним из наиболее значимых факторов, обеспе чивающих функционирование мировых рынков информации и зна ний, капитала и труда.
В условиях глобализации и становления нового международного информационного по рядка слова «кто владеет информацией — тот владеет миром», произнесенные почти четыреста лет на зад Ф. Бэконом, приобретают качественно новый смысл. Сегодня мы являемся не только пассивны ми свидетелями, но и зачастую активными участниками процесса формирования и раз вития рынка информации и знаний как факторов производства в дополнение к традиционным рынкам природ ных ресурсов. Можно с полной уверенностью говорить о том, что «знание и ин формация стано вятся на сегодняшний день одним из стратегических ресурсов государства и об щества, ресурсом социально-экономического, технологического и культурного развития. Масштабы этого ресурса стали сопоставимы с использованием традиционных ресурсов, а ве личина суммарных затрат на него уже имеет макроэкономическую значимость»2.
Исторический процесс формирования и накопления знаний, составляющих информаци онную культуру, получил невиданное ускорение на рубеже XX—XXI вв., когда удвоение объема информации происходит каждые пять лет. Это несоизмеримо с ситуацией доиндустри альной и индустриальной эпох.
В соответствии с кон цепцией З. Бжезинского, Д. Белла, Э. Тоффлера и других ученых, информационное общество представляет собой разно видность постиндустриального общества. Рассматривая общественное развитие как «смену стадий», сторонники этой концепции связыва ют становление информа ционного общества с доминированием «четвертого», информационного сектора экономики, следующего за сельским хозяйством, промышленно стью и экономикой услуг. При этом они утверждают, что капитал и труд как основы индустриального общества уступают место информа ции и знаниям в информационном обществе.
Т. Стоуньер утверждал, что информацию, подобно капиталу, можно накапливать и хранить для будущего использования. В постиндустриальном обществе национальные информаци онные ресурсы — самый большой потенциальный источник богатства. В связи с этим необходи мо развивать новую отрасль экономики — информационную экономику. Постиндустриальная экономика — это экономика, в которой промышленность по показателям занятости и своей доли в национальном продукте уступает место сфере услуг, а сфера услуг есть преимущественно об работка информации3.
Д. Белл писал, что роль сельского хозяйства и промышленности будет неуклонно падать при возрастании значения и расширения сферы информационной индустрии. Революция в орга низации и обработке информации и знаний, в которой центральную роль играет компьютер, раз вертывается одновременно со становлением индустриального общества. Три аспекта постинду стриального общества особенно важны для понимания телекоммуникационной революции: переход от индустриального к сервисному обществу; решающее значение кодифицированного теоретического знания для осуществления технологических инноваций; превращение новой «интеллектуальной технологии» в ключевой инструмент системного анализа и теории принятия решений4.
Трудовая деятельность и трудовое поведение людей обусловлены взаимодействием различ ных внутренних и внешних побудительных сил. Внутренними силами выступают потребности и интересы, идеалы и мотивы, ценности и ценностные ориентации. Они являются структурными элементами процесса мотивации трудовой деятельности. Под ценностями обычно понимают представления субъекта, общества, класса, социальной группы о главных и важных целях жизни и работы, а также об основных средствах достижения этих целей5. Мир ценностей неисчерпаем и многообразен, ибо неисчерпаемы и многообразны потребности и интересы людей. Для различ ных социальных групп, отличающихся условиями и содержанием труда, профессией, уровнем образования, квалификацией и другими социальными признаками, одни и те же объекты и явле ния могут иметь разную ценность. Соответственно, и место труда, трудовой деятельности в си стеме социальных ценностей для различных людей и социальных групп будет различным.
Так, в 2005 г. любимую работу в рейтинге наиболее значимых ценностей респонденты с об разованием 8—9 классов поставили на одиннадцатое место (3,6 %), 10—11 классов — восьмое (9,5 %), начальным профессиональным (училище) — девятое (9,2 %), средним профессиональным — седьмое (11,8 %), незаконченным высшим — шестое (14,8 %), высшим — пятое (17,9 %). Таким образом, мы имеем устойчивую взаимосвязь отношения к труду (любимой работе) как ценности и уровня образования. Чем выше этот уровень, тем выше оценивается труд как социальная ценность. Чуть выше значимость любимой работы оценивается людьми, чей среднедушевой се мейный доход ниже прожиточного минимума, — шестое место (11,9 %), чем те, чей среднедушевой семейный доход равен или превышает этот минимум, — седьмое место (12,4 %).
Не выявлено существенных (за некоторым исключением) различий в оценке значимости лю бимой работы по возрастным группам. Респонденты в возрасте от 16 до 24 лет поставили любимую работу на пятое место (14,0 %), от 25 до 34 лет — шестое (15,9 %), от 35 до 49 лет — чет вертое (14,0 %), от 50 до 59 лет — пятое (17,7 %), 60 лет и старше — пятнадцатое (3,3 %). Столь низкий показатель значимости труда в возрасте 60 лет и старше вполне объясним. Эта категория лиц относится к экономически неактивному населению и их трудовая деятельность уже в про шлом. В этом возрасте существенно возрастает роль других ценностей — уважение окружающих, спокойная размеренная жизнь (значимость этих ценностей оценивается гораздо выше по сравне нию с другими возрастными группами). Что касается ценности здоровья, семьи и материального достатка, то они (с незначительными вариациями) оцениваются наиболее высоко всеми социаль но-демографическими группами6.
Содержание ценностей зависит от культуры общества, развития его духовности, нравствен ности и общественного сознания. Формой ценностей являются общественные идеалы — пред ставления о том, какими должны быть общественные отношения и работник. Выполняя связую щую роль между настоящим и будущим, идеалы выражают цель деятельности людей, а социаль но признанные идеалы и ценности определяют индивидуальность личности.
Поведение людей, мотивация их деятельности обуславливаются не только системой ценно стей, но и социальными нормами. Они складываются стихийно или устанавливаются сознатель но. Ценности задают то или иное направление поведения человека, группы, их мотивацию, а нор мы регулируют конкретные поступки, их осмысливают.
Практика преобразований российского общества свидетельствует о том, что рыночная эко номика является весьма динамично развивающейся системой экономических отношений. На ход развития передовых стран рыночной экономики сегодня доминирующее влияние оказывают со циальные факторы. Их воздействие распространяется на различные сферы общественного разви тия, изменяет структуру общественных потребностей, видов экономической деятельности, ценностей. Это позволяет говорить об объективной потребности трансформации рыночной в со циально ориентированную рыночную экономику7. Однако объективная потребность не всегда есть неизбежная практическая реализация. Началу рыночных преобразований всегда характерен спад производства, снижение жизненного уровня и переоценка ценностей. Ранее казавшиеся неизменными представления, ценности и ценностные ориентации уходят в прошлое, начинает формироваться новая система ценностей.
Наиболее отчетливо эта тенденция проявилась в начале рыночных преобразований. Так, к началу 90-х гг. были весьма четко зафиксированы более слабые, по сравнению с Западом, достижительные ценности в сфере труда у занятого населения.
Таблица доступна в полной PDF версии.
Российских работников отличало стремление к хорошему заработку при минимизации тру довых усилий, что принято у нас называть «получать на халяву». Однако к середине 90-х гг. си туация изменилась. В условиях изменения жизненно го пространства региональных социумов и их коммуникационной системы происходящая трансформация охватывает и интегрирует все формы выражения, и в первую очередь ста тусных позиций различных категорий работников, видов деятельности, локализованных не только территориально, но и профессионально-квалификационно. Если ранее идеальным работником считался «квалифицированный работник — исполнитель», то современная ситуация требует «работника — инициатора, обладающего знаниями». Классическую схему «доставку нужных людей на нужное место и в нужное время» сменяет новая целевая установка: организация эффективного взаимодействия человека и организации9.
Таким образом, в условиях глобализации мирового развития и беспре цедентной информационной откры тости национальных гра ниц информация становится главным стратегическим фак тором в меж дународном соревновании за использование ее позитивных сторон и минимизацию отрицатель ных послед ствий. Естественно, что в этих условиях происходят изменения в статусных позициях различных видов трудовой деятельности. В более востребованном положении оказывается деятельность в сфере информатизации. Активизация международного терроризма, а также рост междуна родной конкуренции обостряют вопросы, связанные с защитой интересов нашей страны, благополучия ее граждан и их конкурентоспособности на различных (региональном, российском, международном) рынке труда. Однако даже первый из названных факторов пока, к со жалению, не стал пред метом систематического исследования.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Окинавская Хартия глобального информационного общества // Дипломатический вестн. 2000. ¹ 8. С. 51—56.
2 Чернов А. А. Становление глобального информационного общества: проблемы и перспек тивы. М., 2003. С. 13.
3 Стоунер Т. Информационное богатство: профиль постиндустриальной экономики // Но вая технократическая волна на Западе. М., 1986. С. 394.
4 Белл Д. Социальные рамки информационного общества // Новая технократическая волна на Западе. М., 1986. С. 335.
5 См.: Козин В. В. Труд в системе ценностей // Резервы гармонизации социальных отношений в Мордовии: Вып. V. Итоги анкет. опроса в 2005 г. / НИИ регионологии; науч. ред. А. И. Сухарев; сост. С. В. Полутин, Е. А. Абрамова, Н. Н. Азисова. Саранск, 2006. С. 156—162.
6 Там же.
7 См.: Юрьева Т. В. Социальная экономика. М., 2001.
8 Магун В. С. Структура и динамика трудовых ценностей российского населения // Рос сия: трансформирующееся общество / Под ред. В. А. Ядо-ва. М., 2001. С. 432.
9 См.: Клопова О. К. Человеческий ресурс как фактор экономического роста // Регионология. 2006. ¹ 4. C. 224—229.
Поступила 16.06.08.
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная