В. И. Маколов. Инвестиционная политика региона: оценка состояния и новые задачи

В. И. МАКОЛОВ

ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА РЕГИОНА: ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ И НОВЫЕ ЗАДАЧИ1

МАКОЛОВ Василий Иванович, доцент кафедры управления качеством Мордовского государственного университета, кандидат экономических наук.

Ключевая составляющая экономической политики страны и ее регионального звена — инвестиционная политика, содержание которой заключается в целенаправленной и обоснованной деятельности государственных органов управления по активизации инвестиционной деятельности с целью обеспечения воспроизводства экономики и решения социально-экономических проблем. В силу значительного разнообразия и асимметрии стартовых условий для развития субъектов РФ особая роль в осуществлении инвестиционной политики принадлежит региональному уровню управления. Реализация инвестиционной политики региона рассматривается в нескольких направлениях, важнейшими из которых являются обеспечение и повышение инвестиционной активности в экономике, привлечение зарубежных инвестиций, улучшение инвестиционного климата.

Инвестиционная политика Республики Мордовия обусловлена необходимостью модернизации и усиления инновационного характера экономики региона, улучшения инвестиционного климата, способствующего общей деловой активности в регионе. Состояние инвестиционного процесса в республике в целом характеризуется положительными тенденциями. Начиная с 2002 г. наблюдался рост инвестиций в основной капитал (исключение — 2004 г.). Объем освоенных инвестиций в 2007 г. составил 26 362 млн руб., или 110,5 % к уровню предыдущего года. Большая часть из них принадлежит вложению в капитальному строительству, приобретению и установке машин и оборудования. Увеличивается также ввод в действие общей площади жилых домов. Доля Мордовии в суммарном объеме инвестиций в основной капитал России в 2007 г. составил 0,4 %, в общей площади введенных в действие жилых домов по стране на республику приходится также 0,4 %2.

К 2007 г. реальный объем инвестиций увеличился в 2,9 раза к уровню 1998 г., тогда как по России в среднем — 2,8 раза2. Однако показатели, характеризующие динамику потребления, несколько отстают от соответствующих показателей по России в целом (исключение — реальная начисленная среднемесячная заработная плата). Эти показатели носят инвестиционный характер. Что касается товаров народного потребления, то среди факторов, стимулирующих инвестиционную деятельность в этих секторах экономики, первые места занимают размер рынка и наличие платежеспособного спроса, так как результатами осуществления инвестиций выступают новые виды и рост объемов продукции и услуг, повышение их качества. Соответственно, условием окупаемости инвестиций является наличие и устойчивость спроса на данную продукцию. Достаточно высок показатель инвестиций в основной капитал по республике в сочетании со сравнительно низкими показателями реальных денежных доходов и оборота розничной торговли. Это косвенно свидетельствует о том, что инвестиционная активность во многом носит восстановительный, посткризисный характер. Анализ динамики инвестиционного процесса показывает, что общий объем инвестиций к уровню 1990 г. пока не достигнут. В 2007 г. объем инвестиций в основной капитал по республике составил 69,6 % к показателю 1990 г., по России — 59,2 %.

Инвестиционный спад в регионе был более глубоким, чем по России в целом. Спад инвестиций в Мордовии длился 9 лет. Максимальная глубина сокращения инвестиций в основной капитал составила 79,3 % к уровню 1990 г., что превышает аналогичный показатель по Приволжскому федеральному округу (ПФО) в среднем на 6,4 %. Максимальный спад инвестиций в ПФО был в Кировской области (88,2 %), наименьшее сокращение инвестиций (по сравнению с другими регионами округа) наблюдалось в Республике Башкортостан (48,8 %)3.

Для стимулирования инвестиционной деятельности в республике федеральные и региональные органы власти, органы местного самоуправления используют различные нормативно-правовые и экономические методы управления прямого и косвенного характера. Применение прямых экономических методов позволило приостановить ухудшение социально-экономического положения республики и обеспечить положительную динамику важнейших показателей развития региона.

Один из признаков завершения трансформационного кризиса — высокая инвестиционная активность хозяйствующих субъектов частного сектора экономики. Инвестиционный процесс в республике характеризуется сравнительно высокой долей участия бюджетных инвестиций. В 2006 г. их удельный вес составил 33,5 %, в том числе за счет средств бюджета РМ и местных бюджетов было профинансировано 20,2 % инвестиционных затрат, федерального бюджета — 11,3 %4. Это один из самых высоких показателей в ПФО. Сравнение показателей удельного веса бюджетных средств в инвестиционный капитал республики с динамикой реальных объемов инвестиций показывает значительную зависимость их роста от сумм бюджетных инвестиций. Это говорит о недостаточной инвестиционной активности частного сектора республики. Поэтому говорить о полноценном трансформационном подъеме в регионе пока рано.

Привлечение иностранных инвестиций — приоритетное направление региональной инвестиционной политики. Иностранные инвестиции играют важную роль в социально-экономическом развитии любого государства, региона независимо от уровня их экономического развития. В целом можно выделить два канала «эффективности» иностранных инвестиций: выход зарубежных фирм на национальный рынок ведет к замещению или вытеснению менее эффективных национальных компаний; рост конкуренции на местных рынках за счет зарубежных компаний5.

Суммарный объем притока иностранных инвестиций в экономику Мордовии в 2007 г. увеличился до 168 250,9 тыс. долл.6 На республику приходится 0,1 % объема зарубежных инвестиций, поступающих в Россию7. В структуре иностранных инвестиций преобладают прямые инвестиции. Это способствует созданию на территории региона новых мощностей и производств, способствующих модернизации и повышению конкурентоспособности экономики.

В большинстве развитых экономик примерно 90 % совокупных иностранных инвестиций занимает портфельный капитал и прямые инвестиции8. Зарубежные портфельные инвестиции в экономике республики составляют менее 0,5 %, что связано с неразвитостью рынка ценных бумаг.

Важность политики привлечения иностранных инвестиций не вызывает сомнений. Однако в основе мероприятий по привлечению зарубежных инвестиций должны быть стратегический интерес и обеспечение экономической безопасности. Мировой экономике известны случаи, когда за счет многократного увеличения прямых иностранных инвестиций одни страны успешно стимулировали экономический рост, тогда как другие не только не получали должного развития, но и оказывались в зависимости от стран-инвесторов9.

Реализация инвестиционной политики республики в посткризисный период связана с формированием благоприятных экономических, политических, правовых, социальных и иных условий для осуществления долгосрочных инвестиций. Речь идет о создании инвестиционного климата, формирующего новые возможности и стимулы для эффективного вложения капитала. Благоприятный инвестиционный климат обеспечивает рост доходов для компаний и снижение затрат и рисков. В итоге позитивный инвестиционный климат создает общественный эффект в виде роста производительности труда, внедрения инноваций, повышения качества и конкурентоспособности продукции, повышения занятости населения, увеличения налоговых платежей в бюджеты всех уровней и др.

Благоприятный инвестиционный климат повышает доверие инвесторов к стране, действиям государства в экономике, дает «сигнал» для долговременного инвестирования. Важный результат улучшения инвестиционного климата — рост зарубежных инвестиций, вкладываемых в экономику страны (региона). Один из главных вопросов в этой связи состоит в том, какие факторы инвестиционной привлекательности региона наиболее важны для инвесторов. Для этого обратимся к результатам исследования, представленного в отчете ЮНКТАД и содержащего обзор мировых инвестиционных перспектив на 2007—2009 гг.10 В отчете даны результаты опроса экспертов-инвесторов, в том числе относительно факторов привлекательности стран для прямых иностранных инвестиций.

Размер внутреннего рынка выделен в качестве главного фактора инвестиционной привлекательности. Этот фактор достаточно высоко оценен для России (29 %), Китая (26 %), США (25 %), Индии (24 %), Бразилии (24 %), Германии (21 %), Великобритании (20 %). Значимость фактора «Рост внутреннего рынка» для вложения инвестиций в ту или иную страну также весьма высока (20 %). Наиболее положительная динамика данного фактора отмечена у России (36 %), Индии (29 %), Бразилии (29 %) и Китая (28 %).

Доступ к международному/региональному рынку стал третьим наиболее важным критерием, отмеченным 10 % компаний-инвесторов. Этот фактор важен прежде всего для тех стран (регионов), в которых возможно развивать экспортное производство. 8 % экспертов отметили наличие такого привлекательного фактора у России.

Примечательно то, что тройка лидеров-факторов инвестиционной привлекательности связана, так или иначе, с продажами продукции. Это во многом объясняет, почему развитые страны и регионы остаются наиболее привлекательными для зарубежных инвестиций. Деятельность инвесторов направлена на получение прибыли через производство и реализацию продукции. На развитые экономики приходятся более 65,0 % прямых зарубежных инвестиций, вкладываемых в мировую экономику, тогда как развивающиеся государства и страны с переходной экономикой получают около 35,0 % прямых иностранных капиталовложений11.

Четвертое место среди факторов инвестиционной привлекательности стран мира занимает устойчивость инвестиционной среды. Только 3 % компаний отметили наличие этого фактора у России. Что касается инвестиционной среды в России, то речь идет о нерешенности проблем формирования эффективного инвестиционного законодательства, стимулов для инвестиционной активности в несырьевых отраслях и секторах экономики, развития механизма государственной поддержки частных инвестиций и участия финансовых учреждений в воспроизводственном процессе, создания полноценной инвестопроводящей системы, а также появления нового слоя «эффективных собственников».

Что касается пятого критерия, то вопреки расхожему мнению о наличии и даже избытке в России квалифицированной рабочей силы, только 4 % компаний-инвесторов указали на этот фактор (Китай — 8 %, Индия — 13 %, Бразилия — 10 %, Вьетнам — 14 %, Мексика — 19 %, Польша — 14 %). Кроме того, критерий «низкая стоимость рабочей силы» отметили и 5 % инвесторов. Исходя из представленных результатов исследования, можно отметить важность формирования инвестиционных проектов в Республике Мордовия, ориентированных на межрегиональный и международный рынок. Учитывая благоприятное транспортно-географическое положение республики, эта задача представляется вполне реальной.

В рамках третьего приоритетного направления инвестиционной политики — обеспечения эффективности инвестирования бюджетных средств — сделать объективные выводы сложно. Связано это с недостаточной прозрачностью системы государственной поддержки инвестиционных проектов и в особенности с отсутствием эффективного мониторинга реализации этих проектов. В рамках государственной поддержки инвестиционных проектов предприятий и организаций должен быть создан механизм стимулирования привлечения дополнительных инвестиционных ресурсов из других источников, т. е. механизм государственной поддержки видится в качестве мультипликатора инвестиционных ресурсов. При правильной организации он может обеспечивать многократное увеличение инвестиционных ресурсов за счет мобилизации средств частных инвесторов. Такой подход позволит косвенно стимулировать рост производства в смежных отраслях, производствах, тем самым расширяя налогооблагаемую базу.

Процесс осуществления государственной поддержки инвестиций включает инициирование, анализ и отбор проектов для финансирования (кредитования); разработку по каждому проекту индивидуальной схемы финансирования, перечисление средств и обеспечение гарантий; мониторинг проектов и оценку эффективности их реализации. Принцип конкурсности хозяйствующих субъектов в получении государственной поддержки инвестиционных проектов (кредитных ресурсов и (или) гарантий) является необходимым условием, причем конкурс должен быть открытым, прозрачным, обеспечивающим отбор наиболее эффективны для региональной экономики проектов.

Важное место в деятельности региональных органов государственной власти должно занять направление, связанное с продолжением институциональных преобразований, созданием благоприятного инвестиционного климата, проведением структурной перестройки экономики, модернизацией промышленности и активизацией инновационной деятельности.

Все это позволит обеспечить высокие и устойчивые темпы экономического роста.

Таким образом, с учетом современных тенденций необходимо сосредоточить усилия региональных органов государственной власти на ключевой задаче в рамках инвестиционной политики — создание эффективной структуры инвестиционной деятельности, включающей перспективные инвестиционные проекты и программы, механизмы стимулирования отечественных и зарубежных инвестиций, эффективная государственная поддержка инвестиций, улучшение инвестиционного климата и современное информационное обеспечение инвесторов.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Статья подготовлена при финансовой поддержке программы Президента Российской Федерации для поддержки молодых российских ученых и ведущих научных школ (грант ¹ МК-663.2008.6).

2  Рассчитано по данным Росстата (http://www.gks.ru); Министерства торговли и предпринимательства Республики Мордовия (http://www. mordo-via-business.ru/licenses/index.php); Мордовия: Стат. ежегодник / Федеральная служба государственной статистики, Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по РМ. Саранск, 2008.

3  Рассчитано по изданию «Регионы России: Стат. сб.: В 2 т. Т. 2 / Госкомстат России. М., 2001».

4 См.: Мордовия: Стат. ежегодник / Мордовиястат. Саранск, 2006. С. 364; Мордовия: Стат. ежегодник / Федеральная служба государственной статистики, Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по РМ. Саранск, 2008. С. 386.

5 Костюнина Г. М., Ливенцев Н. Н. Международная практика регулирования иностранных инвестиций: Учеб. пособие. М., 2001. С. 6.

6 Мордовия: Стат. ежегодник / Федеральная служба государственной статистики, Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по РМ. Саранск, 2008. С. 388.

7 Рос. стат. ежегодник. 2007: Стат. сб. / Росстат. М., 2007. С. 725.

8 Прямые иностранные инвестиции в европейских странах с переходной экономикой / Редкол.: С. П. Глинкина, Н. В. Куликова, Н. В. Фейт; Ин-т междунар. экон. и полит. исслед. М., 2006. С. 50.

9 См.: Маколов В. И. Куприянов Д. И. Иностранные инвестиции для // Федерализм. 2006. ¹ 2. С. 177—190.

10 См.: World Investment Prospects Survey 2007—2009 // Электрон. ресурс [режим доступа: www.unctad.org].

11  См.: UNCTAD Investment Brief / ¹ 1. 2008 // Электрон. ресурс [режим доступа: www.unctad.org].

Поступила 12.09.08.

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная