И. Н. Крутова. Создание инфраструктуры как условие развития проектного финансирования АПК региона

И. Н. КРУТОВА

СОЗДАНИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ПРОЕКТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ АПК РЕГИОНА

КРУТОВА Ирина Николаевна, старший преподаватель кафедры финансов и кредита Мордовского государственного университета, кандидат экономических наук.

Несовершенство современного инвестиционного законодательства, на наш взгляд, является одной из основных причин, которые замедляют темпы внедрения проектного финансирования АПК в Республике Мордовия и Российской Федерации в целом.

В России на данном этапе экономического развития не преодолены сложности в определении норм, регули рующих инвестиции и кредиты в секторе новых производств. Во-первых, в действующем законодательстве не определена взаимосвязь между инвестиционной и кредитной деятельностью. Во-вторых, имеющиеся в инвестиционном законодательстве пробелы не позволяют определить, могут ли долгосрочные кредиты, связанные с капиталовложениями, причисляться к категории инвестиций. В-третьих, существуют противоречия между международными договорами, ратифицированными Россией, и отечественным законодательством в определении видов иностранных инвестиций и их экономического смысла.

Проектное финансирование должно регулироваться не только кредитным, но и инвестиционным законодательс твом. В России кредитные операции регулируют законода тельство о банках и банковской деятельности, Гражданский кодекс, а также различные инструкции Банка России. Однако все это не обеспечивает специального право вого режима для кредитования предприятия в проектных целях1.

Не смотря на то, что законодательная база в сфере кредитного и инвестиционного законодательства, в основном сформированная в 90-х гг. ХХ в., постоянно обновляется, в ней до сих пор не получило отражение беззалоговое кредитование. Соответственно, ключевой задачей по развитию проектного финансирования в АПК РФ в настоящее время является совершенствование законодательства, регулирующего кредитные процессы на территории страны.

Важным шагом в развитии проектного финансирования АПК является также улучшение инвестиционного климата путем снижения различного рода рисков, в том числе и политических. После нашумевшего дела о «Юкосе» западная экономическая пресса нагнетает обстановку по поводу возможного повторения сценария, однажды сыгранного на политико-экономической сцене России.

Нами был проведен экспертный опрос на предмет развития проектного финансирования в АПК Мордовии. Одним из ключевых факторов многие эксперты считают отсутствие в республике некой организации, банка или фонда проектного финансирования. Поэтому в целях развития проектного финансирования в республике целесообразно создать соответствующий отдел в Министерстве сельского хозяйства республики.

Эта структура должна, по нашему мнению, выполнять ряд функций, ключевыми из которых могли бы стать:

—   осуществление мониторинга реализации проектов, осуществляемых за счет займов различного рода кредитных организаций;

—   подготовка для Правительства РМ, Минфина РМ, Минэкономразвития РМ и кредитных организаций, желающих участвовать в проектном финансировании АПК республики обзорные и обобщающие материалы по портфелю проектов;

—  выполнение мероприятий, повышающих эффективность реализации действующих проектов, подготовка материалов по вопросам реализации проектов;

—   выступление представителем Правительства РМ в совместных гарантийных операциях от некоммерческих (политических) рисков. В качестве представителя Правительства РМ эта структура могла бы подписывать гарантийные контракты, управлять гарантийной программой, регулировать потенциальные гарантийные события до того, как они приведут к наступлению ответственности по гарантийному

контракту, взаимодействовать с кредитными организациями и выполнять функции по проведению оценки проектов и мониторингу рисков;

—   проведение экспертизы и предварительного отбора проектов для включения их в процесс проектного финансирования;

—   осуществление мониторинга и финансирования подготовки проектов, включенных в программу проектного финансирования;

—   подготовка для Правительства РМ и ключевых министерств республики обзорных материалов по портфелю проектов, находящихся в стадии подготовки;

—   финансирование прединвестиционных исследований, разработки ТЭО, проектно-изыскательных работ по проектам, одобренных постоянной рабочей группой;

—  содействие повышению эффективности работы структурных подразделений министерств РМ, участвующих в формировании программы проектного финансирования АПК РМ;

—  осуществление информационной, консультационной и методологической поддержки предприятий АПК республики с целью обеспечить их активное и успешное участие в региональных, национальных и международных конкурсах на поставку товаров, работ и услуг;

—  оказание всестороннего содействия развитию системы конкурсных закупок товаров, работ и услуг на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;

—   проведение работы по повышению эффективности конкурсных закупок2.

В Министерстве сельского хозяйства РМ целесообразно создать отдел по вопросам кредитования реформирования АПК РМ, основными задачами которого, по нашему мнению, должны являться:

—   организация подготовки и реализации проектов и программ в сфере реформирования агропромышленного комплекса РМ с участием региональных, национальных, международных и межгосударственных организаций;

—  взаимодействие с органами управления АПК РФ по вопросам подготовки и реализации региональных, национальных и международных проектов и программ в сфере реформирования АПК;

— осуществление работы по активному включению организаций и предприятий АПК РМ в региональную, национальную и международную систему экономических отношений на основе привлечения инвестиций, институционального развития, вхождения в региональные, национальные и международные соглашения и программы активизации экспортной политики и т. д.3

По мнению экспертов, в Мордовии также целесообразно создать банк проектного финансирования, один из отделов которого занимался бы проектным финансированием АПК республики, или соответствующий отдел в Россельхозбан-ке. Такой подход гарантирует эффективное использование ресурсов, обмен идеями и технологиями при реализации не связанных между собой проектов, основанными на опыте проектного финансирования.

Различия между проектным и другими типами структурного финансирования стираются, и, следовательно, проектное финанси рование становится частью структурного, в этом случае может быть пред ложен более сложный набор продуктов. Кроме того, существует некоторая опасность, что проектное финансирование не сможет сочетаться с текущей деятельностью, если остальной бизнес кредитной организации рассчитан на короткие сроки, что характерно для кредитных организаций РМ.

Как правило, персонал, занимающийся проектным финансирова нием в специальном отделе банка, имеет опыт и связи в банковских или финансовых кругах, хотя некоторые банки нанимают специа листов, имеющих опыт работы в АПК, в качестве внутренних экспертов. Несмотря на то, что большинство работников обычных банков не является экспер тами в сфере АПК как нефинансовой дисциплины, в процессе работы над многочисленными сделками в течение длительного периода они накапливают опыт и знания в этой сфере, необходимые для решения технических и практических проблем, которые могут повлиять на жизне способность проекта. Однако обычно банки полага ются на узкоспециализированных внешних консультантов.

Проектное финансирование — длительный процесс для банков, требующий высококвалифицированного и высокооплачиваемого персонала: многие лидеры мирового рынка проектного финансирования прошлых лет ушли из бизнеса, потому что банки посчитали, что более высокая доходность капитала может быть получена в других видах финансирования или на рынке розничной торговли. Однако большинство крупных международных банков по-прежнему активно работает на рынке4.

Тем не менее, предприятие АПК, расположенное на территории Мордовии, не может стать клиентом подобного финансового «монстра» потому, что проекты должны иметь определенный размер, чтобы обеспечить банкам приемлемый доход, который стоит затраченного времени. Выделение займа для проекта на сумму намного меньше 25 млн долл. не будет экономически выгодным для абсолютного большинства крупных зарубежных банков, которые предпочитают работать с суммами от 100 млн долл. и более. Это еще одна из причин необходимости создания специального межотраслевого банка проектного финансирования или отдела проектного финансирования при Россельхозбанке на территории Республики Мордовия.

ПРИМЕЧАНИЯ

1  См.: Баринов А. Э. Прожект файненсинг. М., 2007. С. 306—307.

2  Электрон. ресурс [режим доступа: http//www.fcpf.ru].

3  Электрон. ресурс [режим доступа: www.mcx.ru].

4 Йескомб Э. Р. Принцип проектного финансирования. М., 2008. С. 3—75.

Поступила 03.09.08.

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная