Н. В. Ивашкина. Проблемы формирования этнокультурной образовательной политики в регионе

Н. В. ИВАШКИНА

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕГИОНЕ

ИВАШКИНА Наталия Владимировна, заведующая сектором региональных систем образования НИИ регионологии Мордовского государственного университета.

Глубина и сложность происходящих в российском обществе процессов, с одной стороны, выдвигают на первый план задачи его консолидации, сохранения единого образовательного пространства, с другой — требуют особого подхода к содержанию образования, интерпретации ценностей национальных культур, событий национальной истории, что является необходимым условием сохранения и развития дружбы и взаимопонимания между народами. Как отмечает в своем послание Федеральному Собранию Президент РФ Д. А. Медведев, «еще один фактор, способный серьезно упрочить нашу федерацию, — это поддержка национальных традиций и культур народов России»1.

Опыт показывает, что образовательная система должна пониматься не узковедомственно, а широко: как иерархия дошкольных, школьных, дополнительных, культурно-образовательных, социально-культурных, культурно-оздоровительных учреждений. Целями модернизации региональных систем образования являются повышение качества образования на основе поддержки инновационного движения, развитие образования как открытой государственно-общественной системы на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики. Эти цели могут быть достигнуты только в процессе постоянного взаимодействия образовательной системы с представителями национальной экономики, науки, культуры, здравоохранения, всех заинтересованных ведомств и общественных организаций, родителями и работодателями. Под государственной этнокультурной образовательной политикой понимается целенаправленная и согласованная деятельность государственных органов управления образованием федерального, регионального и муниципального уровней и общественных организаций по формированию системы взглядов, принципов и приоритетов образовательной политики, которая диктуется полиэтничным характером российского общества, его многоязычием, поликультурностью, полицивилизованностью и поликонфессиональностью, исторической и духовной общностью народов и культур России2.

НИИ регионологии Мордовского государственного университета в сентябре 2007 г. был проведен экспертный опрос по теме «Механизмы взаимодействия системы образования и институтов гражданского общества по формированию этнокультурной образовательной политики в регионе». Цель исследования — изучение мнений специалистов о реализации этнокультурной образовательной политики в Мордовии, ее проблемах, способах повышения эффективности, а также методов совершенствования механизмов взаимодействия системы образования и общественных институтов в данном контексте. В качестве экспертов выступили специалисты региональных и муниципальных органов управления образованием, представители общественных организаций, образовательных учреждений, организаций и учреждений культуры.

Этнокультурная направленность обучения и воспитания — одно из актуальных направлений современной образовательной политики. Для успешной ее реализации необходима обоснованная этнокультурная образовательная политика в регионе. Так, большинство экспертов отметило, что такая политика в республике существует. Это отмечают абсолютное большинство экспертов региональных и муниципальных органов управления образованием и большинство работников образовательных учреждений, что свидетельствует о налаженных механизмах взаимодействия между региональными и муниципальными органами управления образования и образовательными учреждениями по выработке приоритетных направлений развития образования в целом и этнокультурного образования как его составляющей.

Однако 50 % экспертов сферы культуры отрицают существование такой политики, 50 % представителей общественных организаций затруднились ответить на этот вопрос. Это, по-нашему мнению, говорит о несогласованности в формировании этнокультурной образовательной политики, несовершенстве механизмов взаимодействия между образовательной системой и общественными институтами.

Более успешными направлениями этнокультурной образовательной политики эксперты считают развитие сети учреждений по возрождению, сохранению и развитию национальной культуры (32 %), а также возрождение и развитие народных промыслов (30 %). Кроме того, было отмечено, что немаловажным направлением являются преподавание родного языка (24,0 %) и повышение уровня профессиональной подготовки педагогических кадров (12,0 %). Мнения экспертов по этому вопросу в зависимости от сферы деятельности разделились. Так, специалисты региональных и муниципальных органов управления образованием более успешным в реализации этнокультурной политики считают преподавание родного языка; представители общественных организаций — возрождение и развитие народных промыслов; работающие в образовательных учреждениях или в организациях культуры — развитие сети учреждений по возрождению, сохранению и развитию национальной культуры.

Наряду с положительными аспектами реализации этнокультурной образовательной политики эксперты отметили и наиболее острые проблемы. По мнению большинства из них, наиболее насущной являются низкое финансово-экономическое обеспечение (70,0 %), недостатки учебно-методического (42,0 %) и материально-технического обеспечения (38,0 %).

Причину низкого финансово-экономического обеспечения отметили более половины всех экспертов, по другим проблемам мнения, в зависимости от сферы деятельности, разнились. Так, по мнению специалистов региональных и муниципальных органов управления образованием и общественных организаций, второй по остроте является проблема недостатка учебно-методического обеспечения. Эту причину отметили все эксперты, работающие в региональных и муниципальных органах управления образованием (100 %) и больше трети представителей общественных организаций (37,5 %). Немаловажными они считают и недостатки информационно-технического обеспечения (36,4 и 25,0 % соответственно). Более половины преподавателей образовательных учреждений (58,6 %) видят причину плохого материально-технического обеспечения. Немаловажным фактором для реализации этнокультурной образовательной политики является поддержка со стороны органов государственной власти, местного самоуправления и общественных организаций. По мнению экспертов, развитию этнокультурного образования больше всего уделяют внимание органы государственной власти (77,0 %), в меньшей степени — органы самоуправления (50,0 %) и общественные организации (44,0 %). Весьма показательно распределение ответов в зависимости от сферы деятельности. Все эксперты отметили высокую степень внимания к проблемам этнокультурного образования государственных органов власти. В оценке внимания органов местного самоуправления мнения разошлись. Большинство представителей общественных организаций (75,0 %) указало, что со стороны органов местного самоуправления этой проблеме уделяется достаточное внимание. Более половины работников региональных и муниципальных органов управления образованием (63,7 %) говорят о недостаточности такого внимания, их поддержало значительное число работников образовательных учреждений (48,3 %).

Эксперты определили структуры, которые, по их мнению, могли бы наиболее эффективно участвовать в формировании региональной этнокультурной образовательной политики. Это Правительство Республики Мордовия (74,0 %), министерства и ведомства РМ (60,0 %). Кроме того, немаловажная роль отводится образовательным учреждениям (58,0 %) и госкомитетам РМ (36,0 %). Замыкают этот список общественные организации и научные учреждения (28,0 и 10,0 % соответственно). Следует отметить, что и сами общественные организации не считают эффективной свою деятельность по формированию этнокультурной образовательной политики. Так, лишь 12,5 % представителей общественных организаций заявили, что их структура могла бы эффективно участвовать в формировании этой политики. Тем не менее, большинство экспертов (94,0 %) считает необходимым привлекать общественность к формированию и реализации этнокультурной образовательной политики.

Низкий уровень участия общественных организации в формировании этнокультурной образовательной политики подтверждается оценками экспертов этого процесса. По их мнению, такое участие носит формальный характер (50 %).

Причинами этого они считают отсутствие нормативно-правовых, экономических и других основ такого участия (62,0 %), неразвитость общественного сектора (28,0 %) и нежелание образовательных учреждений, государственных и иных структур сотрудничать с общественными организациями по вопросам этнокультурного образования (28,0 %).

Данные, полученные в ходе исследования, говорят о слабом взаимодействии государственных и общественных структур в реализации этнокультурной образовательной политики и необходимости совершенствования механизмов взаимодействия. Наиболее эффективным механизмом взаимодействия, по мнению работников региональных и муниципальных органов управления образованием, является стимулирование участия общественных структур в формировании этнокультурной образовательной политики (45,5 %), по мнению представителей общественных организации и культуры, — создание координационных и консультативных государственно-общественных органов, занимающихся вопросами формирования этнокультурной образовательной политики (87,5 и 100,0 %). Работники образовательных учреждений считают наиболее эффективным совершенствование законодательных и правовых основ государственно-общественного управления (44,8 %).

Региональные и муниципальные программы развития образования — важные документы в процессе формирования образовательной политики, основных целей и направлений развития образования в целом. Существенную роль в этих программах играет этнокультурный аспект. Более половины экспертов (52,0 %) указали на то, что в действующих региональной и муниципальных программах развития образования не обосновываются механизмы развития этнокультурного образования на программируемый период. Лишь 12,0 % отметило, что в программах реализуется комплексный подход к развитию этнокультурного образования, предусмотрены эффективные программные мероприятия.

Отмечая недостатки действующих региональных и муниципальных программ в сфере развития этнокультурного образования, большинство экспертов (88,0 %) считает необходимой разработку и принятие программы развития этнокультурного образования в Республике Мордовия. Причем они считают, что эта программа должна быть целостной, отражающей все направления развития этнокультурного образования в регионе и находящейся в тесной связи с другими программами.

Несомненный интерес представляют предложения экспертов по формированию эффективной образовательной этнокультурной политики в республике. Они касались различных направлений. Вносились предложения по совершенствованию нормативно-правового, финансово-экономического, кадрового обеспечения, стимулированию участия общественных организаций. На наш взгляд, наиболее значимыми были предложения, касающиеся организации проекта по созданию этнокультурных программ на грант Главы РМ, по системе мер для возрождения и сохранения народных промыслов (предлагалось создать организацию «Союз мастеров», организовать в каждом муниципальном образовании республики центр народного творчества). Были предложения о недопустимости дальнейшего сокращения часов родного языка и литературы как носителей этнокультурных ценностей. Немаловажным было и предложение шире освещать этнокультурную политику в СМИ и Интернете.

Анализ результатов исследования показал, что проблема взаимодействия государственных и общественных институтов особенно актуальна при формировании этнокультурной образовательной политики. Результаты экспертной оценки подтвердили необходимость дальнейшего совершенствования управления образованием на основе государственно-общественных механизмов посредством привлечения общественных институтов на всех этапах этого процесса, в том числе на этапах прогнозирования и программирования.

Таким образом, создание эффективной системы общественных структур позволит не только привлечь широкое общественное мнение к проблемам образования, но оказать ему реальную поддержку.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Послание Президента РФ Федеральному собранию от 5 нояб. 2008 г. // Рос. газ. 2008. 6 нояб. ¹ 230, С. 2—7.

2 См.: Концепция национальной образовательной политики Российской Федерации (одобрена приказом Министерства образования и науки РФ от 3 авг. 2006 г. ¹ 201) // Электрон. ресурс [режим доступа: http://www. garant.ru/prime/20061017/90016.htm].

Поступила 01.10.08.

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная