В. И. Твердохлеб. Религиозность и религиозные объединения в регионе Информационное пространство региона

В. И. ТВЕРДОХЛЕБ

РЕЛИГИОЗНОСТЬ И РЕЛИГИОЗНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ В РЕГИОНЕ1

ТВЕРДОХЛЕБ Вероника Ильинична, аспирант кафедры социологии и политологии Курского государственного университета.

В современной России религиозные организации начинают играть все более существенную роль. В этой связи особенно важной задачей становится адекватная оценка религиозной ситуации в регионах Российской Федерации. Нормировать и отслеживать процессы, происходящие в религиозной сфере, позволяет региональное законодательство: ряд законов, нормативно-правовых актов и целевых программ, принятые органами государственной власти Курской области в сфере взаимодействия с религиозными объединениями, в частности, Закон Курской области «О миссионерской деятельности на территории Курской области», Постановление губернатора Курской области «Об экспертно-религиоведческом Совете», Постановление Курской областной думы «Об областной программе „Изучение православной культуры в Курской области на 2006—2010 годы”», Постановление Курской областной думы «Об областной программе „Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи Курской области на 2006—2010 годы”», Постановление губернатора Курской области «О Региональной антитеррористической комиссии». Так, Постановлением губернатора Курской области от 6 августа 1998 г. ¹ 432 (ред. 8 сент. 1998 г. ¹ 485, изм. 6 дек. 2001 г. ¹ 900, 3 нояб. 2005 г. ¹ 751) создан Экспертно-религиоведческий Совет при администрации Курской области.

Этот Совет является экспертно-консультативным органом по вопросам свободы совести и вероисповедания и состоит из представителей органов государственной власти области, специалистов-религиоведов. В качестве консультантов к работе Совета по необходимости привлекаются специалисты, не являющиеся его членами, а также участники религиозных объединений. Благодаря Совету Отдел по делам религий и национальностей администрации области располагает данными о конфессиональном составе населения Курской области. В процентном соотношении к общей его численности православные составляют 90 %, мусульмане — 0,6 %, евангельские христиане-баптисты — 0,4 %, старообрядцы — 0,3 %, пятидесятники — 0,2 %, свидетели Иеговы — 0,16 %, адвентисты седьмого дня — 0,12 %, иудеи — 0,07 %, католики — 0,03 %, остальные конфессии насчитывают не более 100 последователей2.

В мае-июне 2007 г. проведено социологическое исследование «Социокультурный потенциал развития Курской области», которое было осуществлено сотрудниками научно-исследовательской социологической лаборатории Курского государственного университета. Опрос проводился в 40 населенных пунктах Курской области. Выборочная совокупность составила 1 128 чел., проживающих в различных населенных пунктах и районах области.

На этапе сбора первичной социологической информации использовался метод формализованного интервью, основанного на типовой методике «Социокультурный портрет региона», авторами которой являются Н. И. Лапин, Л. А. Беляева.

В ходе исследования 95,7 % опрошенных назвали себя православными, 1 % — мусульманами, 0,3 % — католиками, по 0,1 % — иудеями, буддистами, старообрядцами. При этом на вопрос «Что Вы можете сказать о своей религиозности?» лишь 50,8 % респондентов ответили, что они являются верующими людьми, 37,1 % — скорее верующими, чем неверующими, 5,8 % — скорее неверующими, чем верующими, 3,5 % — неверующими, 2,1 % — атеистами.

Таким образом, существует категория людей, позиционирующих себя как «православные, но не верующие». Кроме того, среди жителей Курской области выделяется категория «крещенных, но не просвещенных». Такая ситуация характерна не только для Курского региона, но и для страны в целом. Так, согласно результатам исследования «Стратификация российского общества», православными себя сегодня (среди людей от 18 лет и старше) считают 62 % населения. Однако следует понимать, что это самоопределение лежит, скорее в области исторической и этнокультурной, нежели религиозной. В то же время, говоря о самоопределении «я верующий», человек не отождествляет свою веру с определенной религией, полагая, что «просто» верит в Бога. Таких в стране сегодня примерно 14 %3. Эти факты указывают на то, что в сознании большинства людей православие не связано с догматическим вероучением, которое предполагает в человеке активное церковное поведение.

Социологи отнюдь не безосновательно приходят к выводу о том, что сегодня мы имеем дело с культурной религиозностью: человек объявляет себя принадлежащим к определенной религиозной традиции, хотя, возможно, и не разделяет ее вероучения, не участвует в обрядах и не входит в религиозную общину4.

В связи с этим Православная Церковь ставит перед собой задачу разработки и реализации миссионерской стратегии, которая позволила бы учесть различные значимые характеристики просвещаемых людей. Попытки решения этой задачи реализуются в настоящее время в России и Курском регионе. Так, в ходе проведенного в августе-сентябре 2007 г. неформализованного интервью с представителями Экс-пертно-религиоведческого совета Курской области, а также представителей духовенства и других специалистов в этой сфере, выяснилось, что в большинстве случаев верующий человек считает излишним подвергать себя и свою религиозность подробному изучению и анализу, без чего, однако, невозможно составить полное представление о культурном и социально-психологическом фоне, который, как известно, определяет многое, в том числе и в наших представлениях о благочестии. Эксперты и специалисты в этой сфере дают разные объяснения тому, почему тот или иной человек «увлекся религией»: с одной стороны, к этому его подтолкнули жизненные неудачи или природная замкнутость, погруженность в себя, с другой — толчком послужила пассивность, нежелание заниматься практическими делами. Кроме того, есть мнение, что человека заставляет обратиться к религии желание поддержать высокое мнение о себе как о человеке, имеющем высокие духовные интересы.

В связи с тем, что эти наблюдения бывают не так далеки от истины, наиболее актуальными сейчас для Церкви являются культурно-мировоззренческие проблемы. Например, необходимым видится прежде всего сокращение разрыва между внутренним убеждением человека и его внешним постулированием своей конфессиональной принадлежности и, как следствие, преодоление секулярного образа сознания людей. Сегодня образом того, что обычно называется «воцер-ковленностью», создается посредством ряда бытовых атрибутов: иконочки в доме, освященный автомобиль, литургия по воскресеньям, увесистые тома святых отцов в книжном шкафу, церковные друзья и подруги, «православные разговоры», а также ряд отдельных идей (что Христос действительно был, что наступит конец света, что есть Святая Гора Афон, что Господь иногда помогает, а может и наказать и т. д.). Такая воцерковленость не касается значительного поля желаний, поступков, решений, мотивов и мыслей, где царствуют «житейская мудрость» и «свой интерес», потому как «сегодня иначе не проживешь». Это и определяет тот секулярный, расчлененный, разорванный на противоречащие друг другу составляющие образ сознания.

Российское общество, как показывают социологические исследования, не утратило своих устоев. Практика фиксирует весомое влияние традиционных ценностей, которые выросли из христианства. В массовое сознание возвращаются установки, утверждающие превосходство духовных начал над внешним устроением жизни и неограниченным стремлением к благам материальным.

В настоящее время в Курской области увеличилось число верующих, возросло количество религиозных объединений. Значительно расширилась сфера деятельности религиозных организаций: помимо культовой практики, они занимаются благотворительностью, религиозным просвещением и образованием, сотрудничают с армией и органами охраны правопорядка. Религиозные организации в Курской области в основном представлены Русской Православной Церковью (зарегистрированы 327 религиозных организаций, принадлежащих к 14 конфессиям, из них 284 религиозные организации принадлежат Русской Православной Церкви Московского Патриархата, в том числе 2 образовательных учреждения и 7 монастырей), которая является самым активным участником различных мероприятий, проводимых совместно с органами государственной власти. И это не является удивительным, Курская область — регион, где православие занимает главенствующее положение и оказывает влияние на культурную жизнь и развитие региона в целом5.

В основе работы религиозных объединений лежит миссионерская, проповедническая деятельность, являющаяся идеологической платформой единства религиозного объединения граждан и главным способом приобщения новых адептов к своему вероучению.

Следует отметить, что в деле современного миссионерского служения эксперты и специалисты придают особое значение «миссии после миссии», т. е. «воцерковлению и научению миссионерскому деланию мирян». Среди задач «миссии после миссии» особенно отмечается реализация процесса приобщения человека к «соборному бытию Церкви», что означает, во-первых, вхождение человека в полноту приходской жизни, центром которой является Божественная литургия (как «общее дело»), во-вторых, содействие человеку в «созидании малой Церкви», т. е. семьи6. Процесс воцер-ковления способствует также личностному росту человека на всех уровнях его бытия. Сегодня накоплен значительный положительный опыт активности мирян в деле миссии через участие в работе братств и сестричеств на поприще духовного просвещения и социальной диаконии.

Кроме того, важной задачей Церкви является нахождение современных форм обучения основам православной веры «прохожан» и «захожан». Язык миссии приобретает особое значение в миссионерской работе с молодежью. Продолжая кирилло-мефодиевскую традицию, современные православные миссионеры стремятся быть понятыми в своем обращении к людям, для чего считают необходимым использовать все новейшие достижения средств коммуникаций, совершая так называемую «инкультурацию» (погружение в культуру, «просвещая ее светом Христовой Истины») и сохраняя при этом «верность святоотеческой традиции».

Важно отметить, что многие задачи, которые Церковь перед собой ставит, активно реализуются. Заключены договоры о совместной деятельности между епархией, управлением исполнения наказания Минюста РФ, управлением по Госнаркоконтролю Курской области, комитетом социального обеспечения Правительства Курской области, комитетом образования Правительства Курской области. Во всех исправительных учреждениях области действуют православные храмы и молитвенные комнаты, священники проводят с заключенными беседы на нравственные темы. Курская епархия оказывает благотворительную помощь домам ребенка и домам престарелых. При УВД области действует военно-походный храм во имя благоверного князя Дмитрия Донского. Церковь напутствует сотрудников правоохранительных органов в их боевых командировках.

Таким образом, в настоящее время отношения между государством и религиозными объединениями характеризуются предоставлением последним благоприятных условий для осуществления своей деятельности. Влияние церкви, религиозности, религиозных норм и ценностей на жизнь общества заметно увеличилось. Это объясняется в известной мере существенным изменением условий жизнедеятельности и подходом к религии как важнейшей интегрирующей силе и фактору духовно-нравственного возрождения народа.

Для самой Церкви миссионерской задачей стало восстановление прежнего влияния и значения Православия в современном обществе, которое даже в традиционно православном Курском регионе является, согласно статистическим данным, православным, но не всегда верующим. Этот парадоксальный факт требует, с одной стороны, богословского осмысления, с другой — социологического измерения состояния быстро меняющегося мира.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Работа выполнена при поддержке индивидуального гранта Курского государственного университета.

2 Данные о конфессиональном составе населения представлены по состоянию на 2007 г.

3  Тарусин М. Реальная Россия. Неверующие // Фома. 2007. ¹ 3. С. 10—13.

4 Филатов С. Б., Лункин Р. Н. Статистика российской религиозности: магия цифр и неоднозначная реальность // Социол. исслед. 2005. ¹ 6. С. 35—45.

5 Сведения получены в ходе неформализованного интервью с представителями Экспертно-религиоведческого совета Курской области и другими специалистами в данной сфере.

6  Там же.

Поступила 06.12.07.

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная