С. А. Щанкин, А. С. Борискин. Основные направления инновационного развития региона
С. А. ЩАНКИН А. С. БОРИСКИН
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
ЩАНКИН Сергей Алексеевич, доцент кафедры экономики управления строительством Мордовского государственного университета, кандидат экономических наук.
БОРИСКИН Алексей Сергеевич, заведующий кафедрой экономики управления строительством Мордовского государственного университета, кандидат технических наук, доцент.
До недавнего времени в стране господствовало мнение, что наукоемкая, высокотехнологичная российская промышленность способна развиваться и совершенствоваться без государственной поддержки, благодаря действию рыночного механизма и потребностям российского бизнеса. В результате экономика России в 90-е гг. ХХ в. втрое сократила удельный вес наукоемкого производства (пятого технологического уклада). Увеличилась доля третьего и реликтового укладов, связанных с добычей сырья и энергоресурсов. Предприятия обрабатывающей промышленности пока не в состоянии производить готовую, высокотехнологичную, конкурентоспособную продукцию. Сложившиеся за годы реформ экономики институциональные условия сдерживают рост конкурентоспособности отечественных предприятий. Страна может оказаться не подготовленной к вступлению в ВТО. За рубежом, в странах-лидерах научно-технического прогресса продолжают формироваться основы шестого и закладываются элементы седьмого укладов.
Одним из направлений выхода из сложившей ситуации может, на наш взгляд, стать государственная программа инновационного развития регионов. В Республике Мордовия проводятся организационно-структурные и социально-экономические мероприятия по повышению конкурентоспособности предприятий, расположенных на ее территории. За развитие науки и инноваций в РМ отвечает вице-премьер Правительства РМ. Под его руководством ежегодно в РМ проводится научно-практическая конференция на тему «Наука и инновации в Республике Мордовия».
Правительство РМ является координационным центром, сочетающим выработанную стратегию и практические шаги в данном направлении. Для мобилизации инвестиционных ресурсов в регионе, их лучшего использования и усиления воздействия на прирост ВРП необходимо уделить внимание структурной перестройке, поддержке товаропроизводителей, формирующих инновационный кластерный механизм, развитию предпринимательства, формированию конкурентной среды в регионе, становлению рыночной инфраструктуры, разработке крупных инвестиционных программ.
Мордовия способна трансформироваться из потребителя готовых инновационных проектов на стадии их массовой реализации в центр разработки и экспериментального апробирования современных технологий. В Послании Главы РМ Государственному собранию РМ Н. И. Меркушкина высказана идея формирования инновационной экономики с соответствующей инфраструктурой: «Выполняя Послание прошлого года, нашим правительством совместно с Минэкономразвития России одним из первых в стране создан важнейший элемент инновационного развития республики — венчурный фонд Мордовии»1.
Накопленный в республике опыт может быть использован в других субъектах РФ. Высокая степень готовности производственной, научно-исследовательской базы, полнота и завершенность объектов инфраструктуры помноженные на эффективное использование квалифицированной рабочей силы способны предоставить возможности в ряде перспективных направлений инновационной деятельности. Именно инновации обеспечивают предприятиям долговременное конкурентное преимущество, являются одним из основных источников конкурентоспособности. Сформированный единый производственный комплекс республики способен стать постоянно совершенствующимся инновационным механизмом, реализующим необходимый стране конкурентоспособный продукт.
Долгосрочными приоритетами региональной промышленной политики послужили предприятия ряда отраслей экономики РМ: электротехнической, светотехнической, пищевой, перерабатывающей, кабельной и строительной. Например, продукцию завода «Сарансккабель» (оптико-волоконный кабель, огнестойкий и громозащитный) знает вся страна. В ближайшие годы начнется выпуск кабелей высокого напряжения. Годовой объем этого производства составит 12 млрд руб. Предприятие «Сарэкс» совместно с белорусскими специалистами планирует выпускать около 400 тракторов в месяц, на сумму 4,5 млрд руб. годового объема реализации. На «Мордовцемен-те» запущена линия энергосберегающего полусухого производства клинкера. В ближайшие годы начнется строительство нового предприятия с сухим обжигом сырья. Предприятие «Лато» начинает вывпуск нового отделочного строительного материала, пока не производимого в стране. Саранский телевизионный завод в составе концерна «Радиотехнические и информационные системы» планирует начать производство нового высокотехнологичного продукта. На подъеме находятся Уметский ДСК, Саранский консервный и авторемонтный заводы, Ковылкинский электромеханический, Ардатовский светотехнический заводы. Значительная реконструкция планируется на предприятии «Резинотехника».
Проведена модернизация мясокомбинатов «Саранский», «Атяшевский», «Торбеевский» и «Оброченский». В пищевой промышленности имеется более двадцати предприятий, производящих продукцию европейского уровня. В аграрный сектор РМ за два последних года вложено почти 8 млрд руб. В аграрный проект вошло около 20 тыс. личных подсобных хозяйств. Они получили 2,7 млрд руб. кредитов. В республике насчитывается 115 фермерских хозяйств, их заем составил 253 млн руб., 140 кооперативов взяли на свое развитие около 700 млн руб.
В настоящее время в РМ реализуется более 40 проектов модернизации производства в рамках третьей программы экономического и социального развития на 2006—2010 гг.
Для формирования устойчивого конкурентного преимущества необходимо, чтобы имеющийся интеллектуальный ресурс сочетался с институциональными и организационными переменами в агропромышленном потенциале республики. Следует отметить, что среди функционирующих предприятий республики 60 % определяют в качестве устойчивых конкурентных преимуществ собственные внутренние возможности, 19 % — диверсификацию производства, 11 % — определенную рыночную нишу, 10 % — эффект масштаба. Следовательно, интеллектуальный капитал, объединенный с соответствующей организаций производства на предприятиях и благоприятной институциональной средой, в состоянии дать синергетический эффект и превратить имеющийся потенциал кластерного механизма в реально функционирующую конкурентоспособную хозяйственную систему.
Преимущество инновационного кластера состоит в том, что действие всех эффектов вызывает преодоление нижней границы нормы прибыли вследствие возможной специализации. Это ведет к повышению производительности труда и уменьшению себестоимости продукции.
Одним из важных направлений развития инновационной экономики региона может стать венчурный бизнес. За рубежом широко развиты государственные и частные венчурные фонды. Накопленный зарубежный опыт может быть использован в России. Фонд создается совместным участием средств федерального центра, регионального бюджета, консорциума региональных банков и частных инвесторов. Он способен финансировать проекты, основанные на коммерческом использовании научных открытий и достижений. Главной задачей деятельности венчурного регионального фонда (ВРФ) должно стать осуществление приоритетной поддержки республиканских инновационных предприятий, создающих наиболее перспективные инновационные товары.
Венчурные инвестиции содержат высокую степень риска, но способны обеспечить благоприятные перспективы дохода. В обмен на принимаемый на себя риск венчурный бизнес получает вознаграждение в виде прибыли, роялти, привилегированных акций компаний, использующих их средства для коммерческого применения научно-технических открытий и изобретений. Необходимо отметить, что в развитых странах венчурные инвестиции играют значительную роль. Так, в США объем венчурных инвестиций возрос с 5 млрд долл. в год в начале 90-х гг. ХХ в. до более 100 млрд долл. в последние годы. В России производительность труда составила за годы реформ 20 % от уровня США. В объеме продаж наукоемкой продукции на долю нашей страны на мировом рынке приходится 0,3 %, США — 20 %, Японии — 11 %, Германии — 8,5 %. Стоимость не использованной российской промышленностью интеллектуальной собственности превышает 100 млрд долл.2
Руководством Мордовии поставлена задача — республика должна стать центром высокотехнологического бизнеса. Курсом инноваций республика движется в течение 10 лет. Для решения поставленной задачи в 2007 г. в РМ созданы Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия и бизнес-инкубатор. В последние два года на развитие малого бизнеса из бюджета РМ направлено 289 млн руб., такая же сумма поступила из федерального бюджета3. Цель венчурного фонда — инвестирование организаций, занимающихся научно-технологическими разработками и изобретениями. Управлять формирующимся предприятием будет финансовая компания «Альянс РОСНО УД».
В настоящее время важнейшая задача венчурного бизнеса — определение круга ученых, способных подготовить бизнес-проект, а также оформить документы на объект интеллектуальной собственности. В ближайшие годы необходимо завершить формирование механизма коммерциона-лизации научных разработок, сделать их востребованными отечественным бизнесом.
Для того, чтобы контролировать вложенные средства, инвесторы становятся соучредителями малых предприятий и стремятся совместно с учеными преобразовать научную идею в высокотехнологичный товар. Для реализации предлагаемого проекта необходимо от 5 до 7 лет. Сложность и проблематичность этой работы заключается в способности выделить из массы предлагаемых научно-технологических проектов наиболее перспективные.
Минэкономразвития РФ совместно с региональными властями сформировало аналогичные фонды во многих регионах. Для реализации этого проекта федеральный бюджет выделяет 70 млн руб., столько же регионы и 140 млн руб. — бизнес.
За короткое время венчурному фонду РМ удалось привлечь частные инвестиции в количестве 280 млн руб. В 2008 г. капитализация превысила 880 млн руб.4 В настоящее время в работе фонда находится 11 проектов, в которые будут вложены 15—25 млн руб. Это разработки новых мультимедийных проектов, радиотехнических устройств, приборы оказания услуг спутниковой навигации, создание программного обеспечения мирового уровня. Часть проектов направлена на повышение эффективности поиска, добычи и переработки полезных ископаемых. Предприятия, функционирующие в составе венчурного фонда РМ, регистрируются на территории республики и платят налоги в местный бюджет. Выработанный подход является основой региональной Государственной программы стимулирования развития инновационного производства Мордовии.
В РМ функционирует бизнес-инкубатор. Его задача — содействовать вновь образованным малым предприятиям, предоставляя на льготных условиях производственные площади, оборудование и необходимые консультации. Начинающему предпринимателю необходимо предоставить бизнес-план и приступать к работе. Для поддержания предпринимательства используются резервы Банка-развития. К 2020 г. доля наукоемких предприятий должна возрасти с 2 до 20 %.
Большинство малых предприятий располагается в бизнес-инкубаторе, что гарантирует им определенные льготы. В будущем они должны стать основой саранского технопарка. Для его создания отводится площадь в 40 га, планируется строительство 50 тыс. м2 административных зданий, жилья площадью 570 тыс. м2 и формирование необходимой социальной инфраструктуры. Стоимость возведения технопарка составит 10 млрд руб. Бюджеты всех уровней выделяют 3 млрд руб., остальная сумма будет выделена инвесторами. Сформирована концепция технопарка. К 2010—2011 гг. будут сданы основные объекты инфрастуктуры и начнется реализация программы поддержки инноваций.
Для научно-исследовательской работы ученых планируется создать необходимые условия, которые включают в себя современные лаборатории с научным оборудованием. Ключевую роль в достижения конкурентоспособности играет интеллектуальный капитал, являющийся устойчивым конкурентоспособным преимуществом фирмы. Устойчивость конкурентоспособных факторов вызвана рядом причин: длительностью жизненного цикла знаний, способностью к самосовершенствованию и самообновляемости. Знания характеризует «эффект возрастающей доходности». Они обеспечивают рост доходности по мере их применения. Таким образом, знания имеют эффективность синергии, т. е. создаются и совершенствуются новые знания. Продолжительность жизненного цикла продукта увеличивается за счет привлечения активов из разных областей знаний.
Республика Мордовия характеризуется высоким уровнем развития науки и образования, ее отличает стабильная образовательная база — Мордовский государственный университет, который может быть преобразован в межрегиональное учебно-исследовательское учреждение.
Формируемый в настоящее время менеджмент знаний на предприятиях республики представляет собой механизм увеличения организационного знания на производстве. Существует два вида увеличения знаний: внутренний (работники и специалисты предприятия, а также их мотивация к совершенствованию) и внешний (публикации, система специального и высшего образования, профессиональные, консалтинговые и иные структуры). Управление знаниями может быть представлено на ряде уровней: разработка стратегии развития системы знаний в организации; разработка и формирование механизма аккумуляции, применения и накопления знаний; мотивация персонала для реализации мероприятий по управлению знаниями.
Республиканский венчурный фонд стремится установить взаимодействие перспективных проектов и передового опыта. В условиях нарастающей глобализации и конкуренции преимущество получают регионы, привлекающие высококвалифицированных специалистов. В связи с этим Мордовия должна обеспечить благоприятные условия в виде необходимой инфраструктуры, льготного налогового режима, мягких административных барьеров.
Функционирующему в Мордовии венчурному бизнесу присущ ряд недостатков. Это невысокая предпринимательская активность (особенно в научной сфере), замкнутость российских специалистов, их слабая взаимосвязь с мировой информационной сетью, отсутствие спроса на научно-технические разработки у среднего и крупного бизнеса. Главное богатство Республики Мордовия — интеллектуальный и научно-технологический потенциал. По числу специалистов, занимающихся НИОКР, республика находится в первой десятке регионов страны. По уровню грамотности взрослого населения Мордовия сохраняет равное положение с развитыми странами мира.
Государственная программа инновационного развития региона может содержать механизм государственного участия в формировании вертикально и горизонтально интегрированных комплексов, а также инновационных кластеров; перспективные отраслевые и региональные проекты развития конкурентоспособных структур; в рамках функционирования РВФ и бизнес-инкубатора систему поддержки малого и среднего наукоемкого предпринимательства; элементы прямого участия государства в ВФ и принятие инновационного направления в качестве стратегического пути развития региона; определение источников и размеров государственных средств для формирования фонда развития региона, направляемого на создание специфической инфраструктуры конкурентоспособной экономики.
Все это создаст возможности для перехода к новому качеству экономического роста. Таким образом, в рамках отдельного региона отрабатываются элементы государственного подхода к решению важнейшей проблемы российской экономики — формированию инновационной, конкурентоспособной модели национальной хозяйственной системы страны. Перечисленный комплекс мер позволит экономике республики вступить в ВТО без ощутимых для нее потерь.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Послание Главы Республики Мордовия Государственному Собранию Республики Мордовия от 25 января 2008 г.
2 См.: Шанднева Н., Лузан С. Венчурное и инновационное: проблемы развития // Электрон. ресурс [режим доступа: http:www.rvca.ru].
3 Послание Главы Республики...
4 Владимирова М. В Саранске построят «город науки» // Столица С. 2008. 15 янв.
Поступила 07.02.08.
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная